Как создать ситуацию успеха на уроках развития речи | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы

Опубликовано в

LII международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Казань, июнь 2023)

Дата публикации: 07.06.2023

Статья просмотрена: 11 раз

Библиографическое описание:

Авдеева, В. Н. Как создать ситуацию успеха на уроках развития речи / В. Н. Авдеева. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы LII Междунар. науч. конф. (г. Казань, июнь 2023 г.). — Казань : Молодой ученый, 2023. — С. 14-18. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/495/18072/ (дата обращения: 07.05.2024).



В данной статье автор пытается донести до читателей мысль о том, как важна в обучении ситуация успеха.

Ключевые слова: ситуация успеха, приёмы.

Интерес к учению появляется только тогда, когда есть вдохновение, рождающееся от успеха…

В. А. Сухомлинский

Педагоги и родители учеников часто задают себе вопрос: «Нужен ли ребёнку успех в учении?» И ответ всегда положительный.

Создавая условия для успешного учения, каждый учитель ищет свои приёмы и средства. Кто-то использует комментируемое управление, схемы-опоры, метод опережающего обучения. Другие основу успеха видят в создании атмосферы сотрудничества, сотворчества между учителем и учениками. Иными словами, выбор педагогических приёмов зависит и от личности наставника, и от специфики учебного предмета. На мой взгляд, разбудить в учащихся интерес к русскому языку помогут уроки развития речи. Почему именно они? Во-первых, они могут отличаться высокой эмоциональностью; во-вторых, совершенствуя речь учащихся, мы тем самым помогаем ученикам в учебной работе и по другим предметам; в-третьих, организуя ситуацию успеха на уроках развития речи, мы можем более эффективно использовать богатство содержания и разнообразие данных занятий.

Особенно важно, реализуя ситуацию успеха на уроках развития речи, стремиться сделать уроки эмоционально привлекательными для учащихся, заинтересовать их самим процессом работы над словом, научить школьников осознанно относиться к продуктам своего учебного труда (сочинения, изложения и пр.), чтобы достижение одного урока становилось стимулом для работы на следующих занятиях.

Каждый педагог знает о тех сложностях, с которыми сталкиваются учащиеся пятых классов (и их родители) при переходе в среднее звено обучения. Все факторы, которые обеспечивали стабильность учебного процесса, претерпевают изменения. Пятиклассники переходят к новой форме обучения: от классно-урочной к предметной, где знакомятся с новыми преподавателями, у каждого из которых свой стиль общения, свои приёмы преподавания. Всё это приводит к тому, что дети теряют интерес к учёбе, а родители жалуются на потерю прилежания. Вывод очевиден: V класс является переломным. Тем важнее повышенное внимание к этому периоду школьной жизни со стороны педагогов, тем нужнее приёмы и средства, помогающие младшим подросткам скорее адаптироваться в новых условиях. А ситуация успеха относится именно к таким.

Стремление изменить уроки развития речи можно начать с «эмоциональных поглаживаний» (термин американского психотерапевта Э. Берна): обращения к учащимся по имени («ничто так не ласкает человеческий слух, как называние имени его»), опоры на похвалу, на одобрение, на добрый ласковый тон, акцента на позитивное построение фраз: «Мы сделаем это, как только…», «Давайте посмотрим, как это у нас получится…»

Другим приёмом, придающим эмоциональную привлекательность урокам развития речи, стало необычное начало каждого занятия . Любой учебный предмет должен обладать в глазах учащихся своеобразной визитной карточкой. В этой связи стоит отметить роль скороговорок, лёгких в заучивании, вызывающих улыбку и смех. При этом скороговорки могут стать речевой разминкой, настраивающей ребят на соответствующую тему. Например, перед текстом изложения по сказке Е. А. Пермяка «Самоходные лапти» пятиклассники могут быстро произнести такую скороговорку: «Топали да топали, дотопали до тополя, до тополя дотопали, да ноги-то оттопали!»

Со временем набор подобных приёмов может пополнится теми скороговорками, которые найдут сами ученики.

Следует отметить, что в это время можно ввести такие понятия, как «чистота и ясность речи», «чёткая дикция» и пр.

Но, конечно, одним, даже эмоционально привлекательным воздействием учителя сложно удержать интерес школьников. Необходимо стремиться к тому, чтобы учащийся на уроке почувствовал себя активным деятелем, участником учебного процесса. В это время крайне важно довести до ребят понятие образного мышления, образного восприятия. Можно дать задание сравнить образы героев из разных художественных произведений, обратить внимание на выразительные средства в стихотворениях разных поэтов. Учащиеся самостоятельно делают вывод о том, что стихотворный образ по силе эмоционального переживания ярче и острее прозаического. Школьники быстрее понимают, что метафоричность произведения зависит от умения автора одушевлять, олицетворять, воспринимать как живое существо мир вокруг нас.

А для того, чтобы сделать общение с природой насыщеннее, можно провести уроки за пределами класса — на природе. Такие необычные занятия приводят к тому, что поверхностная описательность в творческих работах учеников со временем сменяется на поэтическую образность. Так в начале учебного года описание осени сводится, в основном, к перечислению её примет. Но уже в конце второй четверти основная часть авторов использует в сочинениях олицетворения, сравнения: «В этом году Зима долго не уступала дорогу Весне. Она цеплялась снежными крыльями за крыши домов. Она лежала на земле пушистыми сугробами. И ни за что не хотела уходить». Или вот другой отрывок из творческой работы: «Зима хитрая, она хочет быть Королевой Земли весь год и не уступает места весне. А бывает и так, что Зима загрустит — и тогда целый день падают её слезинки-снежинки на землю».

Уроки развития речи могут послужить «площадкой» для создания не только прозаических текстов, но и поэтических. После проведённого урока на природе появилось такое стихотворение:

Вот, наконец, пришла Весна,

Цветов и радости полна.

И льётся звонкий ручеёк.

Он песни звонкие поёт.

Поёт про зиму, про весну,

Про радостное лето…

Поёт, живётся как ему –

И как живётся где-то…

И пусть не все стихотворные попытки удачны. Главное заключается в том, что у учащихся появилось желание выразить себя в поэтической форме. Эти попытки были и свидетельством тех доверительных отношений, которые сложились между ребёнком и учителем. Таким образом уроки развития речи создали для учащихся ещё один канал для достижения успеха, позволили открыть в себе способности, о которых они ранее не подозревали.

Но каждый новый успех должен быть не простым повторением предыдущего, а более высокой ступенькой в учении. И поэтому в уроки по развитию речи целесообразно ввести специальные уроки осмысления проделанной работы. На этих занятиях учащиеся не просто работают над ошибками, но и с помощью педагога приходит к осознанию того, что у него получилось, а что ещё требует совершенствования. Таким образом устанавливается своеобразное общение между учителем и учеником. Все замечания педагог записывает в тетрадь учащегося, а на самом уроке зачитываются только положительные моменты. В ходе этой работы у школьников появляется желание ещё ни один раз услышать «критику в свой адрес». В итоге, результат одного учебного задания становится стимулом к успешному выполнению следующего.

В конце учебного года среди учащихся была проведена своеобразная анкета: ребятам предложили составить расписание учебного дня на 1-е сентября нового учебного года. В одном классе, где не проводилась специальная работа по созданию ситуации успеха, урок по развитию речи назвали около 8 % учащихся. А в других классах («Б» и «В»), где такая работа проводилась, — соответственно 75 % и 80 %. Особо удивили результаты анкеты в 5 «Г» классе: обычно уроки с элементами творчества там проходили сложнее, ученикам требовалось больше времени, чтобы начать работать над сочинением. Но в итоге выбор уроков развития речи в этом классе был почти 100 %.

Подведение итогов ещё раз убедило нас в необходимости создавать на уроке ситуацию успеха.

Несомненно, данные приёмы не могут отразить всё многообразие возможностей ситуации успеха. Учитель должен и может найти свои подходы к её созданию. Но нужно помнить только одно: ситуация успеха способна обеспечить оптимальные условия учебной деятельности для каждого ученика.

Также следует отметить, что ситуация успеха зачастую возникает на уроке спонтанно. В этом случае это лишь эпизод в работе педагога. Но если учитель в своей практике систематически использует приёмы, которые приводят к успешной деятельности учащихся, то ситуация успеха является важной характерной чертой его преподавания. А если мы видим стихийно возникающие и подготовленные ситуации успеха, если они выходят за рамки урочного времени, если они оказывают положительное влияние на отношения наставника и ребёнка, то это уже сложившаяся система — педагогика успеха, педагогика радости, к которой должен стремиться каждый учитель.

В наше время эмоции радости, уверенности в себе особенно необходимы. Поэтому ситуация успеха, которая как раз и связана с позитивным формированием эмоциональной сферы ребят, приобретает особую актуальность. Самое важное, как мне кажется, донести до учеников мысль о том, что ценность образования — непреходящая. А осознать это можно только через заинтересованное отношение к своему учебному труду. И поэтому мы — за успех!

Ключевые слова

приемы, ситуация успеха