Применение 3D-моделирования для изучения наглядной геометрии | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы

Опубликовано в

LII международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Казань, июнь 2023)

Дата публикации: 04.06.2023

Статья просмотрена: 61 раз

Библиографическое описание:

Гнатюк, И. В. Применение 3D-моделирования для изучения наглядной геометрии / И. В. Гнатюк. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы LII Междунар. науч. конф. (г. Казань, июнь 2023 г.). — Казань : Молодой ученый, 2023. — С. 22-29. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/495/18070/ (дата обращения: 07.05.2024).



Ум ребенка находится на кончиках его пальцев.

В. Сухомлинский

В связи с принятием в мае 2021 года обновленных федеральных государственных образовательных стандартов основного общего образования (далее — ФГОС ООО) в содержании математического образования в 5–9-х классах произошли изменения, направленные на реализацию Концепции развития математического образования в Российской Федерации (утверждена в 2013 г.) и выполнение поручения Президента РФ «обеспечить совершенствование преподавания учебных предметов «математика» и «информатика» в общеобразовательных организациях, установив их приоритет в учебном плане и скорректировав содержание примерных основных образовательных программ общего образования» (декабрь 2020 г.).

Написано, что личностные результаты освоения программы по математике в части эстетического воспитания должны отражать «способность к эмоциональному и эстетическому восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений; умение видеть математические закономерности в искусстве». А метапредметные результаты освоения программы регулятивного характера в части самоорганизации должны обеспечивать формирование следующих умений: «самостоятельно составлять план, алгоритм решения задачи, выбирать способ решения с учетом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать и корректировать варианты решений с учетом новой информации» [4].

Есть в программе математики 5 класса особый раздел, которого педагог ждет с нетерпением, так как это встреча с очень красивым материалом- разделом «Наглядная геометрия. Тела и фигуры в пространстве», в котором изучаются различные многогранники, их свойства.

Человек проявляет интерес к многогранникам на протяжении всей своей жизни — от ребенка, играющего деревянными кубиками, до зрелого человека.

До изучения темы «Модели пространственных тел» на математике с учащимися рассматриваются развертки куба и параллелепипеда, решаются некоторые задачи на вычисления их площадей, объёмов. И уместно подвести итог изученного материала уроком-исследованием, в котором выполняются две практические работы с обоснованием некоторых гипотез.

Цель исследовательской работы № 1: С использованием 3D моделирования и исследования доказать или опровергнуть гипотезу: действительно ли существует зависимость объёма куба от длины его ребра.

Задачи работы:

  1. Разработать алгоритм моделирования соединительных элементов в САПР Компас-3D.
  2. Напечатать соединительные элементы моделей на 3D принтере, собрать каркасные модели кубов.
  3. Изучить свойства кубов, провести вычисления с занесением данных в таблицу.

Для доказательства гипотезы необходима предварительная работа по моделированию в программе Компас 3D соединительных элементов каркасных тел.

Алгоритм моделирования:

  1. Построить эскиз, выдавить его на 7,5 мм (рис.1, 2);
  2. Вернуться в режим эскиза, в центральной части начертить квадрат со стороной 7,5 мм, выдавить на 7,5 мм (рис. 3, 4);
  3. Начертить окружность диаметром 5,8 мм, вырезать её на 7,5 мм (рис. 5, 6).
  4. На других сторонах повторить построение окружности и вырезание. Сделать фаски по 0,5 мм (рис. 7, 8).

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

Напечатанные PLA-пластиком соединительные элементы каркасных тел используются группой учеников, отвечающих за сборку каркасных моделей. В качестве рёбер используются трубочки для флажков и воздушных шаров.

D:\!!!АТТЕСТАЦИЯ 2023\Коломна-статья\каркасные модели фото\1682526868081.jpg D:\!!!АТТЕСТАЦИЯ 2023\Коломна-статья\каркасные модели фото\1682526868123.jpg

После сборки моделей, учащиеся изучают их свойства, проводят вычисления и заносят данные в таблицу в 5, 6 строки. Класс тем временем, проводит измерения, вычисления своих картонных моделей с занесением данных в таблицу в 1–4 строки. Итоговые данные 1–4 строки проверяются, при проверке 5,6 строк группа учеников, отвечающая за каркасные модели, показывает наглядно на моделях, что при увеличении ребра в 2 раза в большой куб помещается 8 меньших кубов:

Размеры кубов

Длина ребра (а)

Расчёт объёма куба

Объём куба

(куб.см)

Vб:Vм

1

Куб 3х3х3см

3

V1=3х3х3=27

27

8

2

Куб 6х6х6см

6

V2=6х6х6=216

216

3

Куб 2х2х2см

2

V3=2х2х2=8

8

27

4

Куб 6х6х6см

6

V4=6х6х6=216

216

5

Куб меньший

13

V5=13х13х13=2197

2197

8

6

Куб больший

26

V6=26х26х26=17576

17576

Из исследования делается вывод: если ребро а первого куба увеличить в N раз, то ребро второго куба будет равно N а . Тогда объем первого куба V 1 =а·а·а= а 3 , а объем второго куба V 2 =Nа·Nа·Nа=(Nа) 3 = N 3 ·a 3 .

Т. е. объем куба увеличится в N 3 раз. То есть гипотеза доказана: существует зависимость объёма куба от длины его ребра.

Цель исследовательской работы № 2:

Обосновать, доказать гипотезу: действительно ли в любом выпуклом многограннике сумма числа граней и числа вершин больше числа ребер на 2, т. е. Г + В — Р = 2 (Т. Эйлера).

Задачи работы:

  1. Подготовить презентацию, заслушать доклад по теме «Правильные многогранники».
  2. Создать многогранники (из картона, из пластика: смоделировать многогранники в программе Компас 3D, напечатать их на 3D принтере; использовать 3D ручки).
  3. Изучить, подсчитать и записать в таблицу количество элементов многогранников.

Для доказательства гипотезы необходима предварительная работа по созданию развёрток правильных многогранников из картона: на уроке многогранники склеивают, изучают свойства, делают подсчёты, данные заносят в таблицу.

https://3mu.ru/wp-content/uploads/2021/04/shablon-tetraedra-01.jpg

звездчатый многогранник развертка

https://3mu.ru/wp-content/uploads/2021/04/shablon-oktaedr-01.jpg

https://3mu.ru/wp-content/uploads/2021/04/shablon-dodekaedr-01.jpg

https://3mu.ru/wp-content/uploads/2021/04/shablon-ikosaedr-02.jpg

тетраэдр

гексаэдр

октаэдр

додекаэдр

икосаэдр

Также пространственные тела можно создать с помощью 3D ручек.

D:\!!!СОШ 59\!МО МАтем\!!!5кл-МНОГОГРАННИКИ-откр урок\!!ОТКР УРОК 5кл МНОГОГРАННИКИ-на сайт\!ФОТО\IMG-56ec7d13020e01530836406f6825157f-V.jpg

И смоделировать в программе Компас 3D, потом распечатать с помощью 3D-принтера.

D:\+С ТЛФ\!!!3D\2023 59шк\IMG_20230201_223438.jpg

D:\+С ТЛФ\!!!3D\2023 59шк\IMG_20230206_102001.jpg

Ученики используют результаты своей деятельности — созданные модели, делают расчёты, фиксируют результаты вычислений в таблицу. Результат работы:

Правильный многогранник

Элементы многогранников

Г+В-Р

Число граней (Г)

Число вершин (В)

Число ребер (Р)

Тетраэдр

https://reader.lecta.rosuchebnik.ru/demo/8285/data/images/128.eps.jpg

4

4

6

2

Куб (Гексаэдр)

6

8

12

2

Октаэдр

8

6

12

2

Додекаэдр

https://www.booksite.ru/fulltext/1/001/009/001/202715625.jpg

12

20

30

2

Икосаэдр

20

12

30

2

Из исследования делается вывод: в любом выпуклом многограннике сумма числа граней и числа вершин больше числа ребер на 2 (Г + В — Р = 2), то есть гипотеза доказана.

В результате проведенного урока-исследования получены новые теоретические, практические знания и навыки в области информационных технологий и математики: проанализированы свойства различных видов правильных многогранников и подтверждены гипотезы, рассмотрены методы построения соединительных элементов каркасных тел, многогранников с помощью САПР Компас 3D, улучшены навыки пространственного видения, мышления.Начала работать выставка «Развитие пространственного мышления».

D:\!!!СОШ 59\!МО МАтем\!!!5кл-МНОГОГРАННИКИ-откр урок\!!ОТКР УРОК 5кл МНОГОГРАННИКИ-на сайт\!ФОТО\IMG_20230217_140931.jpg

Литература:

  1. ЗАО Аскон Азбука Компас 3D. Учебное пособие. — АСКОН, КОМПАС, 2020
  2. Баранова, И. В. КОМПАС-3D для школьников. Черчение и компьютерная графика. — М.: ДМК Пресс, 2018
  3. http://veselowa.ru/urok-12-byistroe-sozdanie-3d-modeli-po-2d-eskizu/3. http://veselowa.ru/urok-12-byistroe-sozdanie-3d-modeli-po-2d-eskizu/
  4. Примерная основная образовательная программа основного общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 18.03.2022 N 1/22)