Методические особенности использования активных и интерактивных методов при изучении курса «География материков и океанов» | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы

Опубликовано в

LI международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Казань, май 2023)

Дата публикации: 29.05.2023

Статья просмотрена: 14 раз

Библиографическое описание:

Изварина, А. Н. Методические особенности использования активных и интерактивных методов при изучении курса «География материков и океанов» / А. Н. Изварина. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы LI Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2023 г.). — Казань : Молодой ученый, 2023. — С. 6-10. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/493/18044/ (дата обращения: 04.05.2024).



В данной статье анализируется использование учебно-методического комплекта (УМК) «Полярная звезда». Рассматриваются методические особенности использования активных и интерактивных методов при изучении курса «География материков и океанов» в 7 классе.

Ключевые слова: учебно-методический комплект, учебник, цифровые образовательные ресурсы.

В состав учебно-методического комплекта (УМК) «Полярная звезда» входят учебник, тетрадь-тренажер (рабочая тетрадь), атлас и контурные карты. В электронном виде в составе комплекта представлены электронная форма учебника, бесплатное электронное приложение, методические вебинары для учителей, бесплатные методические материалы для скачивания (на сайте издательства «Просвещение») [1].

Основной элемент учебного комплекта учебник «География. 7 класс» (авторы А. И. Алексеев, В. В. Николина, Е. К. Липкина и др.). Учебник включен в Федеральный перечень учебников (ФПУ), допущенных к использованию при реализации образовательных программ основного общего образования 2022–2023 года. Для учебника характерна деятельностная структура каждого параграфа. Например, изучение темы «Население Земли» (Читаем карту) предусматривает формирование умений анализировать картограммы и диаграммы. Работа с картографическим материалом предусматривается при изучении всех тем. Выполнение заданий к параграфу способствует развитию картографических навыков учеников. Некоторые темы представлены в учебнике рубрикой «Читаем карту», например, изучение поверхностных течений в океане предусматривает работу с картосхемой основных поверхностных течений Мирового океана.

Построение параграфов, их методический аппарат предоставляет возможность использования групповой и парной работы по решению проблемных учебных заданий (интерактивных методов). Например, изучение темы «Развитие земной коры» начинается с обоснования практической значимости изучения темы, затем задается проблемный вопрос «Как формировался облик Земли?», дается краткое вводное объяснение (текст), и предусматривается активная познавательная деятельность с оригинальной иллюстрацией, объединяющей геохронологическую таблицу и этапы развития земной коры. Проиллюстрируем это на рис. 1.

Геологические эры и их продолжительность

Рис. 1. Геологические эры и их продолжительность

Побуждение к активной познавательной деятельности обеспечивают проблемные вопросы. Например, в рубрике «это интересно» приведен вопрос: «В 1915 году немецкий геофизик Альфред Вегенер обосновал гипотезу дрейфа материков, какие наблюдения натолкнули его на эту мысль?».

В состав параграфов включены программные практические работы, выполнение которых разобрано пошагово. Проиллюстрируем это на рис. 2.

Составление климатической диаграммы

Рис. 2. Составление климатической диаграммы

Изучив представленную в учебнике простую инструкцию (алгоритм), ученик сможет осмысленно выполнить практическую работу по чтению климатограмм. В рубрике «Учимся с «Полярной звездой» предусматривается организация работы с ресурсами Интернета. В тексте учебника приведена подробная инструкция поиска информации с использованием поисковой системы Яндекс (§ 17) [2].

Изучение природы материков предусматривает формирование яркого, оригинального для каждого из материков образа материка. Эта цель достигается за счет использования ярких описаний и привлечения видео и фотографий из коллекции ЦОР [4].

Таким образом, для учебников характерно актуальное теоретическое содержание, дифференцированный по сложности заданий методический аппарат, яркие информативные иллюстрации. Кроме учебника для организации самостоятельной работы учащихся в состав УМК включена рабочая тетрадь «Мой тренажер» [3]. Рабочая тетрадь предназначена для выполнения практических и самостоятельных работ. Задания в рабочей тетради распределены по шести рубрикам: работаем с информацией, работаем с картой, изучаем на практике, решаем проблемы, в копилку житейского опыта и экспресс-контроль.

Работа с заданиями рубрики «Работаем с информацией» предполагает выполнение различных заданий, для выполнения которых предусматривается работа с различными источниками информации (текст учебника, карта атласа, схема и т. д.). Например: «Проанализируйте таблицу. Какие выводы вы сделаете на основе анализа таблицы?». Задания рубрики «Работаем с картой» предусматривают заполнение контурных карт, решение задач по картам различного содержания и т. д.

Рубрика «Изучаем на практике» содержит задания, выполнение которых предполагает использование имеющихся знаний при решении практических задач. Рубрика «Решаем проблему» содержит задания повышенного уровня. Например: «Подумайте, как изменит климат на Земле при увеличении площади Мирового океана. Свой ответ аргументируйте». Задания рубрики «Экспресс-контроль» представляют собой задания тематического контроля, позволяющие проверить уровень достижения требований к усвоению материала темы.

Познавательная деятельность, организованная с использованием учебников и пособий УМК по географии «Полярная звезда» для 7 класса позволяет обеспечить достижение предметных образовательных результатов по географии в соответствии с требованиями ФГОС ООО. Элементы УМК могут использоваться при работе на основе активных и интерактивных методов обучения.

Литература:

  1. География. 7 класс. Учебник для общеобразовательных организаций [А. А. Алексеев, В. В. Николина, Е. К. Липкина и др.]. — М.: Просвещение, 2021- 256 с.
  2. Николина В. В. География. Мой тренажер. 7 класс: учеб. Пособие для общеобразоват. организаций / В. В. Николина — М.: Просвещение. — 2018. — 95 с.
  3. Стариков Д. А. О понятии мультимедиа технологии и их использовании в образовательном процессе / Д. А. Стариков // Научные исследования в образовании: педагогика, психология, экономика. — 2011. — № 2. — С. 53–55.