Применение компьютерных технологий в обучении младших школьников | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: 12. Технические средства обучения

Опубликовано в

LI международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Казань, май 2023)

Дата публикации: 21.05.2023

Статья просмотрена: 62 раза

Библиографическое описание:

Борисова, Г. Н. Применение компьютерных технологий в обучении младших школьников / Г. Н. Борисова, М. В. Хлудеева. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы LI Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2023 г.). — Казань : Молодой ученый, 2023. — С. 26-29. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/493/18034/ (дата обращения: 03.05.2024).



Современный период развития общества характеризуется сильным влиянием на него компьютерных технологий, которые проникают во все сферы человеческой деятельности, обеспечивают распространение информационных потоков в обществе, образуя глобальное информационное пространство. Важной частью этих процессов является компьютеризация образования. В соответствии с ФГОС НОО идет становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое информационно-образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса, связанными с внесением корректив в содержание технологий обучения, которые должны быть адекватны современным техническим возможностям, и способствовать гармоничному вхождению ребенка в информационное общество.

Компьютерные технологии призваны стать не дополнительным «довеском» в обучении, а неотъемлемой частью целостного образовательного процесса, значительно повышающей его эффективность. Как показывает практика, компьютер наиболее полно удовлетворяет дидактическим требованиям современной школы, так как обладает целым рядом дополнительных возможностей, позволяющих управлять процессом обучения, максимально адаптировать его к индивидуальным особенностям каждого школьника. Но тем не менее, компьютеры не могут полностью заменить учителя, автоматизировать целиком ни его труд, ни учебную деятельность обучающегося [1].

Проблема широкого применения компьютерных технологий в сфере образования в последнее десятилетие вызывает повышенный интерес в отечественной и зарубежной педагогической науке. Психолого-педагогические и методические подходы к использованию компьютерных технологий в обучении раскрыты в работах Р. О. Агаповой, Н. Н. Гомулиной, И. В. Гребеневой, А. А. Кузнецова, В. С. Леднева, Б. Е. Стариченко и др. Вопросы внедрения компьютеров в учебный процесс рассматривались в исследованиях А. А. Абдукадырова, Д. К. Видерхольда, И. В. Гиркина, Л. И. Долинера, С. А. Илюшина, Т. М. Клеймана, Е. С. Полата и др.

В настоящее время использование компьютерных технологий в процессе обучения становится основным средством достижения наиболее приоритетных образовательных целей. И начальная школа не исключение. Применение компьютерных технологий в обучении младших школьников позволяет формировать у учащихся не только знания, умения и навыки, но и развивать личность учащегося, удовлетворять её познавательные интересы, активизировать мотивацию к обучению.

По мнению Т. М. Клеймана, компьютерные технологии являются средством обучения и используются в двух направлениях: визуализация (обеспечение наглядности) учебного содержания и алгоритмизация учебной деятельности. Однако, рассмотрение структуры самой дидактики как совокупности теорий дидактических принципов, учебных методов, учебных программ и общей системной теории учебника, позволяет в каждом элементе структуры определить как общее, так и частное, относящееся к компьютерному обучению [5].

В нашей школе был разработан образовательный проект, цель которого применение компьютерных технологий для повышения уровня обучаемости младших школьников.

Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи: 1. Учитывать индивидуальные и возрастные особенности учащихся; 2. Способствовать повышению мотивации к обучению у младших школьников; 3. Применять на уроках мультимедиа, презентации, аудио-, видеосредства, компьютерные дидактические игры, интерактивные кроссворды и т. д.

Был составлен план работы по данной проблеме, который состоял из трех этапов:

  1. Мотивационный, цель которого является формирование положительной мотивации к обучению. На этом этапе, учитывались мотивы предыдущих достижений учеников и происходило стимулирование их на предстоящую деятельность с помощью компьютерных технологий.

На данном этапе старались заинтересовать детей в изучении учебного материала. Уроки, проводимые с использованием компьютерных технологий в силу своей наглядности, красочности и простоты, приносят наибольший эффект, который достигается повышенным интересом учащихся начальных классов при восприятии учебного материала [3].

Во неурочной деятельности с учащимися использовали: аудио-, видио-средства, компьютерные дидактические игры, интерактивные кроссворды.

  1. Содержательный этап был направлен на организацию мультимедийных уроков с младшими школьниками. Мультимедийные уроки способствуют представлению объектов и процессов не традиционным текстовым описанием, а с помощью фото, видео, графики, анимации, звука.

Учеников младших классов привлекает новизна проведения мультимедийных уроков. В классе во время таких уроков создаётся обстановка реального общения, при которой ученики стремятся выразить мысли «своими словами», они с желанием выполняют задания, проявляют интерес к изучаемому материалу [5].

С помощью мультимедийных уроков, были решены следующие дидактические задачи: усвоение базовых знаний по предмету; систематизация усвоенных знаний; формирование навыков самоконтроля; формирование мотивации к учению; оказание учебно-методической помощи учащимся в самостоятельной работе над учебным материалом.

Используямультимедиа технологии на уроках с детьми младшего школьного возраста, мы придерживались методики, которую представляет И. В. Гиркин: совершенствование системы управления обучением на различных этапах урока; усиление мотивации учения; улучшение качества обучения и воспитания, что повысит информационную культуру учащихся; повышение уровня подготовки учащихся в области современных информационных технологий; демонстрацию возможностей компьютера, не только как средства для игры.

Данную технологию, использовали как объяснительно-иллюстративный метод обучения, основным назначением которого является организация усвоения учащимися информации путем сообщения учебного материала и обеспечения его успешного восприятия, которое усиливается при подключении зрительной памяти.

При использовании на уроке в начальной школе мультимедийных технологий структура урока принципиально не изменяется. В нем по-прежнему сохраняются все основные этапы, изменятся только их временные характеристики [2].

На данном этапе с учениками так же создавали творческие работы на компьютере. Создавали иллюстративные сочинения с помощью рисунков. Медиасочинение — это аналог текстового рукописного сочинения традиционной школы, включающий в себя произведения, создаваемые детьми в рамках художественного труда и изобразительного искусства.

В процессе всей практической работы, мы использовали мультимедийный проектор используется как на уроках, так и при проведении внеклассных мероприятий, в частности для презентации научно-исследовательских работ.

  1. Результативный этап, был направлен на систематический контроль и оценку полученных знании и умений учеников. Проведение контрольного среза по определению уровня сформированности знаний и умений у младших школьников.

Таким образом, применение компьютерных технологий в обучении младших школьников — это не влияние моды, а необходимость, диктуемая сегодняшним уровнем развития образования.

При активном применении компьютерных технологий в процессе обучения младших школьников успешнее достигаются общие цели образования, легче формируются компетенции в области информатизации: умение собирать факты, их сопоставлять, организовывать, выражать свои мысли на бумаге и устно, логически рассуждать, слушать и понимать устную и письменную речь, открывать что-то новое, делать выбор и принимать решения.

Литература:

  1. Агапова Р. О трех поколениях компьютерных технологий обучения в школе //Информатика и образование. — 2007. — № 2. — С. 47.
  2. Варченко В. И. ПМК «Радуга в компьютере» — технология игрового обучения в начальной школе. //Информатика и образование, М. — 2011. — № 3. — С. 45.
  3. Витуховская А. А. Компьютерная поддержка учебных курсов для начальной школы //Информатика в начальном образовании: Приложение к журналу «Информатика и образование». — 2015. — № 1. — С. 67.
  4. Гиркин И. В. Новые подходы к организации учебного процесса с использованием современных компьютерных технологий //Информационные технологии. — 2018. — № 6. — С. 23.
  5. Клейман Т. М. Школы будущего: Компьютеры в процессе обучения. М.: Радио и связь. — 2017. — 94 с.