Комплексная работа как современный инструмент обучения и диагностики знаний обучающихся | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы

Опубликовано в

LI международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Казань, май 2023)

Дата публикации: 22.05.2023

Статья просмотрена: 27 раз

Библиографическое описание:

Петухов, С. Ю. Комплексная работа как современный инструмент обучения и диагностики знаний обучающихся / С. Ю. Петухов, Г. В. Петухова. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы LI Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2023 г.). — Казань : Молодой ученый, 2023. — С. 10-16. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/493/18016/ (дата обращения: 03.05.2024).



В статье авторы рассматривают комплексную работу как инструмент не только диагностики предметных и метапредметных образовательных результатов, но и как инструмент обучения. Дается определение комплексной работе. Подробно рассмотрена рекомендуемая структура комплексной работы, а также ее значение в образовательной деятельности.

Ключевые слова: комплексная работа, предметные образовательные результаты, метапредметные образовательные результаты, метапредметность, функциональная грамотность, критериальное оценивание, интеграция знаний.

Принятие Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) и разделение планируемых образовательных результатов на личностные, метапредметные и предметные поднял вопрос их оценки. Современная парадигмой образования не выносит личностные результаты в на итоговую оценку учащихся, являясь предметом оценки эффективности образовательно-воспитательной деятельности образовательной организации. Достижение личностных результатов оценивается различными методиками в ходе различных мониторинговых исследования.

Предметные образовательные результаты подлежат обязательной оценке и отметке. Нормативное оценивание, которое очень долго использовалось в школе, в настоящее время заменено на критериальное оценивание. Критериальное оценивание слагается из формативного оценивания, или оценивания для обучения, которое позволяет оценить, насколько успешно идет процесс обучения и учения и суммативное, итоговое оценивание, как оценивание промежуточных и конечных результатов обучения. В соответствии с ФГОС критериальное оценивание разрабатывается образовательной организацией самостоятельно и закрепляется в ее локальных актах.

Метапредметные результаты обучения, которые следует понимать как «освоенные обучающими на базе нескольких или всех учебных предметов обобщенные способы деятельности (например, сравнение, схематизация, умозаключение, наблюдение, формулирование вопроса, выдвижение гипотезы, моделирование и т. д.), применимые как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях». [1]

Понятие метапредметность появилось в современном образование благодаря работам Ю. В. Громыко, А. В. Хуторского, Г. В. Бурманской, С. Г. Воровщикова, А. Г. Асмолова, которые рассматривали метапредметный подход как «комплексный подход к формированию межпредметных результатов образования, то есть как реализацию метапредметного, межпредметного обучения в ходе изучения обычных школьных предметов» [1]

Для оценки сформированности метапредметных результатов в практику работы образовательных организаций был введен совершенно новый вид диагностических работ — комплексная работа. Данная диагностическая работа направлена на установление уровня сформированности предметных и метапредметных учебных результатов. Изначально комплексная работа использовалась в начальном общем образовании как контрольная работа для определения способностей учащихся применять УУД при решении различных образовательных задач. Постепенно комплексная работа стала использоваться в основном общем образовании. Этому способствовалопринятие Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», в котором определена ключевая компетенция 21-го века — функциональная грамотность. В соответствии с этим комплексная работа выступает инструментом, оценки метапредметных и предметных образовательных результатов, выступает еще и способом формирования функциональной грамотности.

В педагогической литературе отсутствует четкое определение понятию «комплексная работа», хотя как один из видов диагностики метапредметных и предметных образовательных результатов стала применять в образовательных организациях с 2009 года.

Исходя, из принципов использования и построения комплексной работы мы предлагаем следующее определение. Комплексная работа — интегративный инструмент диагностики и обучения метапредметных и предметных образовательных результатов, основанный на способности применять универсальные учебные действия для решения различных образовательных задач.

Исходя из данного определения и опыта использования комплексной работы в практической деятельности образовательных организаций, видим, что комплексная работа выступает как инструментом диагностики, так и инструментом обучения.

Диагностическая функция комплексной работы проявляется в ее способности установления уровня овладения учащимися основных общеучебных умений: осознанное, смысловое чтение, умение работать со структурированным текстом, осознанное понимание и выполнение инструкции, преобразование информации из текстовой в табличную, графическую или числовую, построение логических схем.

Данная функция проявляется не только в выявлении текущего состояния фактических знаний и умений учащихся, но так же в проверке усвоения приемов познавательной деятельности, а так же в коррекции образовательных результатов и помощи обучающемуся в освоении предметных и метапредметных результатов обучения, что способствует формированию потребностей самоопределения, самоуправления, саморазвития. Задания, используемые для составления комплексной работы, должны быть направлены как на проверку усвоения отдельных знаний, так и на оценивание способности учащихся решать представленные им учебные и практические задачи используя и применяя полученные знания, а так же диагностировать уровень сформированных умений и достижение соответствующих универсальных учебных действий.

Обучающая функция состоит в интерактивности комплексной работы, так как она не только способствует формированию смыслового чтения и выполнению различных заданий, но и предполагает, что обучающийся не только усваивает предлагаемый предметный материал, а становится сам соучастником процесса обучения, проявляет целеполагание, самостоятельность, выбирая и формируя траекторию своего образования.

Отличие обучающей функции комплексной работы от диагностирующей заключается в том, что при диагностике, все учебные понятия, определения, формы работы должны быть известны учащимся, они заранее проработаны и закреплены. Если же комплексная работа носит обучающий характер, то в основном тексте работы могут быть новые термины и понятия, а также новые приемы и формы работы, которые необходимо проработать и закрепить.

Чаще всего комплексную работу составляют из двух частей. Основная часть обычно включает 8–10 различных заданий, но связанных друг с другом логикой и смыслом. Выполнение заданий данной части, что в обучающем варианте комплексной работы, что в диагностическом обязательно для учащихся в том порядке, в каком они предложены. Если учащийся по каким-либо причинам затрудняется в выполнении какого-либо задания, он имеет право его пропустить и вернуться к нему позже. Задания второй части учащихся выполняют добровольно. Задания данной части более сложны, и выполнение таких заданий требует использования и применения нового знания с привлечения собственного опыта учащегося.

Неуспешное или низкое выполнение заданий дополнительной, второй части показывает ориентир для дальнейшего обучения, коррекцию знаний и формирования умений, а также изменение способов подачи учебного материала педагогом. Успешное выполнение таких заданий показывает достижения учащимися повышенного уровня знаний. Задания учащиеся могут выполнять в парах, в целях развития коммуникации, а также навыков взаимопомощи и взаимопроверки.

Устоявшаяся в практике работы образовательных организаций комплексная работа имеет следующую структуру:

— Инструкция выполнения работы

— Критерии оценки, перевод суммы баллов за каждое задание в отметку

— Текст комплексной работы

— Задания по учебному тексту

Инструкция выполнения комплексной работы для учащихся обычно включает следующие пункты

— Прочитайте внимательно текст работы и изучите задания к нему.

— Предлагаемая работа состоит из двух частей: основной и дополнительной частей.

— Обязательной для всех учащихся является выполнение основной части работы.

— Напомнить о рациональном распределении времени.

— Обратить внимание, что сначала нужно приступить к выполнению основной части комплексной работы.

— Старайтесь выполнять задания в том порядке, как они расположены.

— Указать, что если задание вызывает затруднение, пропустите его и переходите к следующему заданию.

— Если у вас осталось время вернитесь к выполнению пропущенного задания (пропущенных заданий).

— При выполнении работы можно пользоваться разрешенными справочными материалами.

В инструкции четко прописывается критериальный аппарат оценивания, доступный и понятный учащимся.

Оценивание комплексной работы осуществляется путем суммирования всех баллов, выставленных за все задания работы.

Комплексная работа проверяется в соответствии с критериальным способом в соответствии с кодами правильных ответов. Для оценки нужно использовать следующие критерии для оценки предложенных заданий, которые приведены в таблице № 1. [4]

Таблица 1

Критерии оценивания заданий комплексной работы

Тип ответа (решения)

Параметры оценивания

выбор правильного ответа из предложенных вариантов

1 балл — правильный ответ;

0 баллов — неправильный ответ, либо нет ответа

запись краткого ответа

1 балл — правильный ответ;

0 баллов — неправильный ответ, либо нет ответа

запись развернутого ответа

2 балла — полный правильный ответ;

1 балл — частично правильный или неполный ответ;

0 баллов — неправильный ответ, либо нет ответа

преобразование информации из одной формы в другую

2 балла — полный правильный ответ;

1 балл — частично правильный или неполный ответ;

0 баллов — неправильный ответ, либо нет преобразования информации

Результат каждого ученика по выполнению комплексной работы желательно рассчитывать как процент полученных баллов от максимального балла за выполнение заданий двух отдельных частей и всей работы в целом. [2]

Принятый минимальный критерий оценки выполнения комплексной работы находится в пределах 50 % — 70 % от максимального суммарного балла.

Текст нужно разрабатывать на основе новейших научных данных, описании экспериментов, исследовательских работ, за основу можно брать научные или научно-популярные статьи и материалы сети интернет. Но такая информация должна быть достоверной, адаптированной. Лженаучной информации нужно избегать.

По ходу разработки задания, нужно учитывать на каком уровне будет описана ситуация.

— Личностный — проблемы и интересы самого ребенка, его семьи, сверстников, друзей.

— Местный, национальный — определенная местность, территория, регион

— Глобальный — описание процессов или явлений всего нашего мира.

Задания комплексной работы разнообразны по форме и типу. Среди основных используемых типов учебных заданий следует выделить: задания на формирование ценностно-смысловых установок учения, личностного смысла учения, формирования навыков самостоятельного приобретения знаний их, пополнения, а также переноса и интеграции полученных знаний.

Ответы на задания работы имеют различную форму: выбор одного или нескольких правильных ответов из нескольких предложенных; установление последовательности и соответствия; свободный краткий ответом (требуется записать краткий ответ в виде числа или слова на отведённом месте); свободный развёрнутый ответ (требуется записать полный ответ, решение или объяснение к ответу), преобразование информации из текстовой в графическую или табличную форму.

Анализ составления и практика применения комплексных работ позволяет сделать вывод, что в современном образовании комплексная работа может выполнять две функции — диагностическую и обучающую в зависимости от цели ее проведения. В соответствии с ФГОС задания комплексных работ предназначены как для проверки усвоения знаний, так и для оценки способности учащихся решать учебные и практические задачи на основе усвоенных знаний, сформированных практических умений.

Систематическое, регулярное применение комплексных работ, в процессе обучения, так и в диагностических целях показывает реальную динамику формирования метапредметных и предметных знаний и умений, имеющих большое значение для процесса обучения. Комплексные работы также дают возможность для сбора данных к оценке таких важнейших универсальных способов действий, как рефлексия, способность к самокоррекции, самоконтролю.

Литература:

  1. Артемьева М. Н. Универсальные учебные действия в системе совершенствования и реализации творческого опыта школьников // Сибирский педагогический журнал. — 2009. — № 3. — С. 120–124.
  2. Бойцова Е. Г. Формирующее оценивание образовательных результатов учащихся в современной школе. // Человек и образование. -2014. —№ 1 (38).- С.171–175
  3. Петухов, С. Ю. Методические рекомендации по работе с детьми с высокой мотивацией и одаренностью / С. Ю. Петухов, Г. В. Петухова. Образование и воспитание. — 2015. — № 5 (5). — С. 32–34.
  4. Сизонова, В. В. Комплексная работа — средство формирующего оценивания достижения метапредметных результатов в начальной школе / В. В. Сизонова, М. О. Ткаченко. — Текст: непосредственный // Педагогическое мастерство: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2015 г.). — Москва: Буки-Веди, 2015. — С. 162–166.
  5. Хаперская С. В. Организация и проведение комплексной работы в начальной школе Инфоурок URL: https://infourok.ru/organizaciya-i-provedenie-kompleksnih-rabot-v-nachalnoy-shkole-prezentaciya-644494.html (Дата обращения: 10.05.2023)

Ключевые слова

метапредметность, функциональная грамотность, комплексная работа, критериальное оценивание, предметные образовательные результаты, метапредметные образовательные результаты, интеграция знаний