Игра-путешествие, как форма проведения комплексного занятия, направленного на реализацию задач Федеральной образовательной программы дошкольного образования. | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Подгорнова, Т. А. Игра-путешествие, как форма проведения комплексного занятия, направленного на реализацию задач Федеральной образовательной программы дошкольного образования. / Т. А. Подгорнова, Е. В. Еременко. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы L Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2023 г.). — Казань : Молодой ученый, 2023. — С. 1-6. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/491/17998/ (дата обращения: 28.04.2024).



Игра — в значительной степени основа всей человеческой культуры.

А. В. Луначарский

Игра для ребенка дошкольного возраста — ведущий вид деятельности. Понятие «ведущая деятельность» было введено А. Н. Леонтьевым: ведущей деятельностью является деятельность, которая на данном этапе возрастного развития оказывает наибольшее влияние на развитие психики человека.

Роль игры в развитии ребенка огромна. Играя, ребенок не замечает, что его обучают, не теряет интереса к обучению, не скучает, не устает. Усвоение знаний об окружающем мире и о самом себе, развитие познавательных психических процессов и их произвольности, развитие эмоционального интеллекта и волевых процессов, овладение определенными нормами поведения и soft skills навыками — все это формируется у ребенка в процессе игровой деятельности. Игровая активность в комплексе с другими воспитательными средствами представляют собой основу начального этапа формирования гармонически развитой, активной личности.

Игра-путешествие — это собирательное название различного рода игр в посещения выставок, зоопарка, в экскурсии, походы, экспедиции, поездки и путешествия. Игра-путешествие дает возможность объединить разные виды деятельности: наблюдение, экспериментирование, продуктивную деятельность, труд, спорт и т. д., создает условия, побуждающее детей активно применять свои знания и умения, нацеливать их на поиск новых творческих решений. Игра-путешествие способствует проявлению у дошкольников инициативности, самостоятельности, самоконтроля и саморегуляции в различных видах деятельности, стимулирует их активность. Дошкольники приобретают важные компетенции, необходимые им в будущей жизни.

Игра-путешествие подходит для любого ребенка, не зависимо от особенностей его развития, так как в случае затруднений он может обратиться за помощью к любому участнику игры, в том числе к педагогу, что бы справиться с игровой ситуацией. Это соответствует принципу реализации «зоны ближайшего развития». Игра захватывает детей, если педагог специальными приемами постоянно поддерживает воображаемую ситуацию того пространства, в которой она протекает (например, леса с завалами или болотистыми местами, жаркой пустыни, арктических льдов, своей страны, города, отдельных примечательных мест и т. д.).

В каждом конкретном случае сюжет игры продумывается таким образом, что дети, посещая новые места, знакомятся с новыми объектами и явлениями в качестве путешественников, туристов, экскурсантов, посетителей. В рамках ролевого поведения дети знакомятся с новой информацией, запоминают ее, слушают пояснения, выполняют различные задания, рассуждают, общаются и взаимодействуют друг с другом. Для эффективной реализации поставленных задач, педагог тщательно продумывает свою роль (слова для контакта с посетителями, содержательные сообщения, и возможные ролевые и игровые действия).

Целью федеральной образовательной программы дошкольного образования является разностороннее развитие ребенка в период дошкольного детства с учетом возрастных и индивидуальных особенностей на основе духовно нравственных ценностей российского народа, исторических и национально-культурных традиций. Для реализации этой цели в нашем учреждении используются игры-путешествия, как форма проведения комплексного занятия. Выбор такой формы связан с тем, что наш детский сад находится в окружении мест, значимых для духовно нравственного развития дошкольников, для приобщения их к историческим и национально-культурным традициям российского народа, для развития способностей и самореализации детей дошкольного возраста: Пискаревское мемориальное кладбище, сад имени Жореса Алферова, памятник лётчикам Краснознаменной Балтики, парк Академика Сахарова, детские библиотеки, Атлант — клуб для детей и подростков, Дом Детского Творчества Калининского района, Центр внешкольной работы Калининского района «Академический»

Игра-путешествие, как форма проведения комплексного занятия позволяет осуществлять интеграцию образовательных областей, а так же реальное взаимодействие педагогов, например, воспитателя и специалиста (логопед, психолог, музыкальный руководитель), направленное на решение коррекционно-педагогических задач.

В нашем ДОУ игра-путешествие используется для реализации следующих цели и задач:

Цель: Создание условий для всестороннего развития детей, проявления ими инициативности, самостоятельности, самоконтроля и саморегуляции в различных видах деятельности.

Задачи приоритетной образовательной области «Познавательное развитие»:

Образовательные задачи:

— способствовать расширению представлений детей об окружающем мире, в том числе о своем городе и районе, их истории и традициях;

— способствовать духовно-нравственному развитию детей;

— способствовать развитию речевого мышления и связной речи;

— способствовать проявлению детьми активности в различных видах деятельности;

— способствовать развитию у ребенка чувства собственного достоинства, самостоятельности, осознанию своих возможностей.

Развивающие задачи :

— создать условия для поиска детьми возможных путей решения проблемной ситуации во время деятельности;

— развивать у детей навыки выдвигать гипотезы, проводить эксперимент — подбирать способы действия, наблюдать, делать выводы — умозаключения;

— способствовать развитию всех видов и свойств внимания (непроизвольное, произвольное, послепроизвольное; устойчивость, переключаемость, распределение, концентрация, объём)

— способствовать развитию операций мышления (анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение);

— способствовать формированию зрительно-пространственных представлений.

Воспитательные задачи :

— формировать умение рассуждать, высказывать свое мнение перед другими детьми, слушать мнения других детей;

— поддерживать интерес и желание расширять свой кругозор, приобретать новые знания;

— воспитывать терпимость друг к другу и навыки сотрудничества;

— формировать позитивное отношение к окружающему миру, своему городу, району и их истории и традициям;

— желание исследовать мир всеми доступными способами.

Задачи образовательных областей в интеграции:

1) способствовать развитию любознательности, познавательной активности, познавательных способностей детей ( познавательное развитие );

2) создавать условия для побуждения детей к речевой активности, активизации словаря; способствовать развитию связной речи (речевое развитие);

3) создавать условия для проявления детьми своих моторных качеств ( физическое развитие);

4) развивать умение поддерживать диалог и взаимодействовать друг с другом ( социально-коммуникативное развитие ).

Используемые инновационные образовательные технологии:

— личностно ориентированные технологии,

— технологии проблемного обучения,

— здоровьесберегающие технологии,

— коммуникативные технологии,

— технологии исследовательской деятельности,

— игровые технологии.

Использование игры-путешествия как формы комплексного занятия значительно повышает активность детей и их мотивацию к различным видам деятельности, создает условия для более осознанной, эмоциональной, конструктивной рефлексии детей, вызывает желание рассказать родителям о воображаемом путешествии и побуждает посетить с родителями эти места в реальной жизни.

Литература:

  1. Гринченко И. С. «Игра в теории, обучении, воспитании и коррекционной работе» Учебно-методическое пособие- М.: «ЦГЛ», 2002.-80с.
  2. Леонтьев А. Н. Избранные психологические произведения: В 2 т. Т. I. М., 1983.
  3. «Дошкольное воспитание», 1967, № 8, с. 97–98.
  4. Выготский Л. С. «Мышление и речь». Изд. 5, испр.- издательство «Лабиринт», М., 1999.-352 с.
  5. Приказ Министерства Просвещения Российской Федерации от 25.11.2022 № 1028 «Об Утверждении Федеральной образовательной программы дошкольного образования»