Психологическая подготовка сотрудников УИС при выполнении тактико-специальных задач в учреждениях ФСИН России | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: 10. Образование взрослых, самообразование

Опубликовано в

XLIX международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Казань, апрель 2023)

Дата публикации: 25.04.2023

Статья просмотрена: 38 раз

Библиографическое описание:

Шлома, Д. С. Психологическая подготовка сотрудников УИС при выполнении тактико-специальных задач в учреждениях ФСИН России / Д. С. Шлома. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы XLIX Междунар. науч. конф. (г. Казань, апрель 2023 г.). — Казань : Молодой ученый, 2023. — С. 24-28. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/489/17952/ (дата обращения: 02.05.2024).



Деятельность сотрудников УИС сопряжена с выполнением тактико-боевых и специальных задач, выполнение которых требует не только боевой и физической подготовки, но и психологической устойчивости.

Ключевые слова : психологическая подготовка сотрудников УИС, тактико-специальные задачи, чрезвычайные обстоятельства .

Поскольку деятельность сотрудников Уголовно-исполнительной системы (Далее — УИС) напрямую связана с выполнением задач, которые по своей правовой и организационной природе представляют собой опасность не только для их собственной жизни и здоровья, но и для иных лиц, поэтому работа с лицами, отбывающими уголовные наказания и представляющими угрозу обществу, требует проявления высоких профессиональных и психологических качеств. А потому психологическая подготовка сотрудников пенитенциарного ведомства имеет особое место в процессе формирования профессиональных навыков и компетенций указанных лиц при выполнении тактико-боевых и специальных задач при возникновении чрезвычайных обстоятельств, дестабилизирующих деятельность учреждений ФСИН России.

В местах лишения свободы наиболее актуальными чрезвычайными обстоятельствами являются: побег, групповые неповиновения и массовые беспорядки, захват заложников и вооруженные нападения. При этом именно боевая готовность сотрудников УИС, включающая в себя и психологическую готовность, обуславливает успешность проводимых специальных операций по ликвидации чрезвычайных обстоятельств и их последствий.

Необходимо отметить, что дестабилизирующая обстановка всегда создает эмоциональный, психологический стресс (от англ, «stress» — тягость, бремя, давление). Отрицательное влияние дестабилизирующей обстановки на психику сотрудника выражается в следующем: ухудшении умственной деятельности, понижении чувства ответственности, снижении уровня мотивации (могут усиливаться эгоистическое стремления к самосохранению в ущерб безусловного стремления к выполнению поставленной задачи), смещении или потери цели, нарушении соотношения между главными и второстепенными действиями, утрате психомоторной устойчивости, понижении точности движений и действий, нарушении их последовательности и, наконец, в полном срыве служебной деятельности. В связи с этим формирование психологической устойчивости сотрудников должно быть приоритетным направлением подготовки молодых кадров [1].

Так, согласно мнению Е. Е. Калистратовой, на данный момент психологическая подготовка является важнейшей составляющей глобальной готовности работников УИС к применению практической деятельности в особых условиях, но в уголовно-исполнительной системе еще не сформировалась конкретная система психологической готовности сотрудников.

В рамках выбранной темы следует подробно разобрать термин, напрямую относящейся к психологической подготовке сотрудников УИС.

Психологическая устойчивость сотрудника — свойство личности не поддаваться неблагоприятным психологическим обстоятельствам решаемых задач, не снижать под их влиянием качество выполняемых профессиональных действий. В качестве основного признака психологической устойчивости выделяют успешность или результативность деятельности, которые связаны с развитием познавательных процессов, эмоционально-волевой сферы, мотивационной структуры. Кроме того, психологическая устойчивость является элементом правильного профессионального воспитания действительности, складывающегося из сенсорного изучения опыта, который определяется значимыми признаками, сохраняющимися в памяти человека и в дальнейшем использующиеся в профессиональной деятельности сотрудника уголовно-исполнительной системы [2]. Также значимо и развитие внимания, которое обеспечивает целостное восприятие предметов, объектов или явлений.

В целом психологическая подготовка сотрудников пенитенциарного ведомства — это комплекс мероприятий, проводимых специализированными подразделениями учреждений и органов УИС, направленных на формирование специальных умений и навыков сотрудников выполнять тактико-боевые и специальные задачи с высокой эффективностью и в ограниченное время в сложившихся чрезвычайных обстоятельствах [3].

Так, психологическая подготовка может слагаться из нескольких этапов:

1) Подготовительный этап — диагностика первоначального психологического состояния сотрудников и планирование дальнейшей работы по психологической коррекции эмоционального фона.

2) Непосредственные действия — психологическая подготовка сотрудника к готовности действовать в экстремальных ситуациях, т. е. сочетание теоретической базы и условий максимально приближенных к реальным.

3) Заключительный этап — тестирование сотрудников для определения их уровня психологической подготовленности.

Так, представленные этапы можно подробнее рассмотреть на примере подготовки курсантов ведомственных образовательных организации высшего образования ФСИН России за время их обучения (4–5 лет).

Понятно, что при отборе кандидатов на зачисление в образовательные организации проводятся ряд испытаний для определения психической устойчивости будущих сотрудников, в ходе чего проводятся различные психологические тестирования. При поступлении, как правило, в первые полгода курсанты также проходят тестирование, к которым добавляются и проведение различных бесед или консультаций с психологами, которые закладывают профессиональные основы будущих сотрудников.

В период обучения на 2 и 3 курсах помимо наблюдений и работы с ними психологов, курсанты углубленно изучают психологию и иные дисциплины, связанные с психологической подготовкой для дальнейшей профессиональной деятельности.

И по завершении обучения, на последних курсах обучения, курсанты проходят повторные психологические исследования для выявления динамики или же, наоборот, снижения их психологической устойчивости. Кроме того, в рамках, проведения практических занятий по дисциплинам, направленным на изучения теоретических и практических основ действий сотрудников УИС при возникновении чрезвычайных обстоятельств, соответствующими кафедрами образовательных учреждений организовываются, так называемые, учения, в процессе которых моделируются наиболее вероятные к возникновению в условиях исправительных учреждений чрезвычайные обстоятельства. Такие учения направлены на проработку действий будущих сотрудников в сложившихся ситуациях, однако эти действия в основном производятся с целью отработки тактики и стратегии их осуществления и, как правило, выработки психологических навыков уделяется наименьшее внимание.

Поэтому в целях повышения эффективности подготовки сотрудников УИС к выполнению тактико-боевых задач следует уделять больше внимания психологической подготовке как будущих, так и действующих сотрудников пенитенциарного ведомства. Ведь деятельность подразделений УИС связана с выполнением таких задач и функций, выполнение которых оставляет неизгладимый след на личности каждого отдельного кадра. А значит, психологическая подготовка, несомненно, является приоритетным направлением подготовки кадров УИС.

Литература:

  1. Глотов, В. А. Роль психологической подготовки сотрудников УИС к действиям в экстремальных условиях / В. А. Глотов. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 25 (129). — С. 623–626. — URL: https://moluch.ru/archive/129/35273/ (дата обращения: 16.04.2023).
  2. Попов, С. В. Формирование служебно-прикладных навыков у сотрудников УИС к действиям в экстремальных условиях / С. В. Попов, А. А. Колодовский // Профессиональное юридическое образование и наука. — 2021. — № 3(3). — С. 23–26. — EDN RULILV.
  3. А.Е Батурин, Ю. А. Янченков, Ф. Е. Селькин. Повышение Эмоционально-волевой устойчивости сотрудников СИЗО и Тюрем в процессе занятий по разделу «Боевые приемы борьбы»: учебно-методическое пособие / А.Е Батурин, Ю. А. Янченков, Ф. Е. Селькин. СанктПетербург: ФКУ ДПО Санкт-Петербургский ИПКР ФСИН России, 2017. 68 с.

Ключевые слова

чрезвычайные обстоятельства, психологическая подготовка сотрудников УИС, тактико-специальные задачи