Эффективные формы работы с молодыми учителями в формате школы молодого педагога | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Белкина, Н. В. Эффективные формы работы с молодыми учителями в формате школы молодого педагога / Н. В. Белкина, М. В. Колгушкина, С. В. Орлова, С. И. Чернова. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы XLIX Междунар. науч. конф. (г. Казань, апрель 2023 г.). — Казань : Молодой ученый, 2023. — С. 12-24. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/489/17939/ (дата обращения: 02.05.2024).



1. Актуальность представленного опыта

Сегодня в российском образовании особенно важной проблемой является привлечение в школу грамотных молодых специалистов. И от того, как пройдет процесс профессионального становления молодого педагога, зависит, состоится ли он как профессионал, останется ли в школе или найдет себя в другом месте [1].

При этом в новых реалиях реформирования национальной системы образования особенно важным становится тот факт, что молодой учитель должен в максимально короткие сроки адаптироваться в новых для него условиях профессиональной деятельности. Технология наставничества в этом контексте имеет большую ценность, так как не только позволяет перенимать реальный опыт от состоявших, успешных коллег, но и получать знания, формировать навыки и компетенции гораздо быстрее, чем другие способы передачи: курсы, методические пособия, самостоятельная работа и т. д. [2].

Таким образом, вопрос создания системы наставничества и поддержки педагога на начальном этапе профессиональной карьеры в настоящее время является актуальным и социально значимым для любой образовательной организации.

Созданная в лицее «Школа молодого педагога» (ШМП) — это структурный элемент системы наставничества ОО и субъект внутришкольного управления, работа которого направлена на создание условий (управленческих, методических, информационных, психологических) для скорейшей адаптации молодого учителя, его профессионального и личностного роста и формирования индивидуального стиля педагогической деятельности.

Эффективность работы «Школы молодого педагога» во многом зависит от выбора форм, методов и приемов работы с молодыми учителями.

2. Школа молодого педагога: успешная адаптация, становление, развитие профессиональных компетенций

В программных документах, которые определяют векторы развития российской системы образования, в частности в национальном проекте «Образование», тема наставничества является стрежневой и проходит практически через все подпроекты: «Современная школа», «Успех каждого ребенка», «Молодые профессионалы», «Учитель будущего». Это говорит о том, что наставничество рассматривается государством как важное и актуальное направление работы в современном российском образовании.

Эффективно работающая система наставничества и поддержки молодых учителей на начальном этапе профессиональной карьеры — это, пожалуй, самое ценное приобретение для школы, потому что наиболее значительных результатов в осуществлении педагогической деятельности достигают те образовательные организации, которые сами «растят» свои педагогические кадры.

Наш лицей — одно из старейших образовательных учреждений города, в этом году ему исполняется 111 лет. За годы работы в лицее сложились традиции учебной, воспитательной и методической работы, которыми мы гордимся.

Одним из показателей работы коллектива является тот факт, что за последние 12 лет «Малого хрустального пеликана»» в Саратов дважды привезли наши учителя: в 2011-м году — Татьяна Владимировна Усова, учитель истории и обществознания, в 2019-м году — учитель химии Вероника Олеговна Романова. И пять раз за этот период наши педагоги становились призерами городского и регионального этапов конкурса «Учитель года».

Эти результаты являются и показателем работы с молодыми учителями, потому что все наши победители пришли в лицей именно в этом статусе, входили в профессию, нашли себя, стали профессионалами и получили признание.

Те образовательные организации, которые принимают молодых специалистов, знают, насколько это ответственная, интересная, но непростая работа. Эта работа велась в лицее на протяжении многих лет: формировались наставнические пары, наставники вместе с молодыми специалистами составляли индивидуальные планы развития и следовали им, проводились различные мероприятия. Но если оценивать работу в целом, то раньше она носила, скорее, стихийный характер. Мы понимали, что необходим переход к системной организации наставничества молодых учителей, которая позволила бы планировать конкретные результаты, наблюдать динамику, своевременно вносить коррективы.

Этапы работы научно-методической лаборатории, 2017–2020 гг.

Рис. 1. Этапы работы научно-методической лаборатории, 2017–2020 гг.

В 2017 году кафедра психологии и прикладной социологии Саратовского государственного технического университета имени Ю. А. Гагарина, с которой мы сотрудничаем, предложила организовать на базе нашего лицея городскую научно-методическую лабораторию по наставничеству по теме «Создание модели наставничества и поддержки педагога на начальном этапе профессиональной карьеры» (см. рисунок 1).

Научно-методическая лаборатория работала в течение 3-х лет. На каждом этапе была определена методическая цель и запланированы определенные задачи.

Одним из основных результатов работы педагогического коллектива в условиях лаборатории стала разработка пакета нормативных документов по наставничеству и создание модели наставничества молодых учителей на начальном этапе их профессиональной карьеры. Эта модель в настоящее время реализуется в нашем лицее (см. рисунок 2). Можно сказать, что к моменту внедрения целевой модели наставничества педагогических работников в образовательных организациях Саратовской области мы подошли, уже имея определенный опыт работы в данном направлении.

Модель наставничества в форме «учитель — учитель» молодых учителей на начальном этапе их профессиональной деятельности (МОУ Лицей №2)

Рис. 2. Модель наставничества в форме «учитель — учитель» молодых учителей на начальном этапе их профессиональной деятельности (МОУ Лицей №2)

Представленная модель является открытой, то есть может дополняться новыми структурными компонентами — временными или постоянными. Это могут быть различные творческие проблемные группы учителей, деятельность которых направлена на рассмотрение наиболее актуальных проблем образования. Например, в настоящий момент в рамках лицейской модели наставничества работает творческая группа, целью деятельности которой является повышение уровня профессиональной компетентности молодых учителей и наставников по формированию функциональной грамотности учащихся.

Основным структурным элементом лицейской системы наставничества молодых учителей стала «Школа молодого педагога» , в формате которой реализуется вся основная работа с молодыми специалистами, имеющими стаж трудовой деятельности до 3-х лет, и вновь прибывшими молодыми педагогами со стажем от 3-х до 5-ти лет.

В рамках ШМП проходят теоретические и практические занятия по педагогике и психологии, открытые уроки, групповые консультации, мастер-классы, круглые столы, тренинги, тестирование, организуется исследовательская деятельность.

Разрабатывая программу «Школы молодого педагога», мы ориентировались на то, что сегодня педагогическое наставничество призвано не только глубоко и всесторонне развивать знания в области предметной специализации и методики преподавания, воспитания и педагогической психологии, но и способствовать формированию необходимых компетенций для работы в условиях меняющегося мира и развития цифровой экономики. Именно поэтому программа ШМП в том числе направлена на развитие универсальных навыков мышления, социального интеллекта, проектного и критического мышления, умения сотрудничать в виртуальном пространстве и работать в условиях неопределенности, коммуникативной компетентности, высокого уровня цифровой грамотности и др. [3].

Основные задачи «Школы молодого педагога»:

  1. Обеспечение своевременной психологической и профессиональной поддержки молодых учителей;
  2. Формирование приоритетных профессиональных компетенций, личностных и деловых качеств;
  3. Выявление особенностей адаптации и профессионально-личностных затруднений молодых педагогов;
  4. Профессиональная социализация: преемственность ценностей, норм профессиональной культуры и этики, характерных для опытных педагогов;
  5. Формирование у молодых учителей потребности в непрерывном самообразовании;
  6. Планирование карьеры молодого педагога, поддержка развития индивидуального стиля педагогической деятельности;
  7. Формирование у молодых учителей интереса к педагогической деятельности в целях их закрепления в профессии и в образовательной организации;
  8. Подготовка к профессиональным конкурсам, интеллектуальным и деловым играм, олимпиадам, участию в конференциях.

Ожидаемые результаты работы:

— Сокращение сроков профессиональной адаптации молодых педагогов в педагогическом коллективе лицея;

— Высокий уровень включенности молодых учителей в педагогическую работу и культурную жизнь лицея;

— Сохранение контингента молодых педагогов после первого года работы;

— Повышение способности молодых педагогов к профессиональному саморазвитию;

— Готовность молодых педагогов к творческому использованию передового педагогического опыта в профессиональной деятельности;

— Готовность молодых педагогов к осуществлению научно-исследовательской и проектной деятельности;

— Совершенствование молодыми учителями индивидуального стиля своей педагогической деятельности;

— Повышение активности и результативности участия молодых учителей лицея в конкурсах профессионального мастерства различных уровней.

Образовательная деятельность «Школы молодого педагога» осуществляется в соответствии с программой ШМП на основе плана работы лицея с учетом образовательных запросов молодых учителей.

Эффективность деятельность ШМП во многом зависит от выбора форм, методов и приемов работы с молодыми учителями. Если раньше соотношение теории и практики в работе «Школы молодого педагога» было примерно 50 на 50, то сейчас это соотношение 20 на 80 в пользу практики. Преимущество отдается активным и интерактивным формам и приемам обучения и взаимодействия, которые позволяют вовлекать молодых педагогов в самостоятельную деятельность, мотивируют их на поиск профессиональных решений и проведение исследовательской работы, предполагают диалог и свободный обмен мнениями.

3. Образовательные игры — инструмент развития молодых педагого в

В этом учебном году в формате «Школы молодого педагога» мы начали реализацию интересного и, как нам кажется, перспективного проекта «Всё серьёзно, или педагогика в играх» . Мы исходили из того, что игровые механики являются очень удобным и эффективным инструментом не только для интересного досуга и командообразования, но и для развития коммуникативных навыков молодых педагогов, мотивации и инициативы, проведения самодиагностики профессиональных дефицитов, приобретения профессиональных знаний, а также для развития компетенций в ходе совместного решения проблемы или, наоборот, конкуренции.

За основу мы взяли популярные среди молодежи игровые форматы и наполнили их профессиональным, полезным, познавательным содержанием.

Всего в течение учебного года запланировано 4 больших методических игры, три из которых мы уже успешно провели. Это:

«Конструктор современного урока по ФГОС». Данный игровой формат разработан на основе настольной игры «Колонизаторы». Только, собирая ресурсы, молодым специалистам предлагается не освоить новые земли, а построить урок, отвечающий современным требованиям;

«В погоню за грамотностью!» интеллектуально-обучающая игра, разработанная на основе настольной игры «Тривиал Персьют» (это разновидность игр-викторин). В варианте игры, который был предложен молодым учителям, все категории вопросов относились к актуальной сегодня теме — формированию компонентов функциональной грамотности учащихся;

«Педагогический Квиз» на тему «ФГОС третьего поколения. Что нового?» За основу взят формат популярной игры Квиз. Это командное соревнование на логику, сообразительность и смекалку. Больше всего квиз похож на такие известные интеллектуальные игры, как «Что? Где? Когда?» или «Брейн-ринг». Главным отличием является то, что для участия в квизе не нужна дополнительная подготовка. В предложенном варианте игры вопросы каждого раунда были посвящены основным изменениям в стандартах.

Необходимо отметить, что все предложенные игры являются интерактивной формой работы с молодыми учителями. Интерактивные методы обучения наиболее соответствуют личностно-ориентированному подходу, так как они предполагают сообучение, причем и наставляемый, и наставник являются субъектами учебного процесса. В процессе игры наставник может выступать не только в роли организатора хода игры, лидера команды, но и в роли участника. Ценным является и то, что интерактивное обучение основано на прямом взаимодействии молодого педагога со своим опытом и опытом коллег. Новое знание, новый профессиональный навык формируется на основе такого опыта [4].

Конечно, наш небольшой опыт системного использования интерактивных игровых форматов в работе «Школы молодого педагога» пока не позволяет сделать серьёзных выводов о результатах, но уже сейчас можно сказать, что, участвуя в подобных образовательных играх, молодые педагоги воспринимают происходящее как объединяющее их эмоциональное событие. Они активно общаются друг с другом и с более опытными коллегами, проживают общую историю, в доступном и легком формате получают не только знания и навыки, но и яркие впечатления. В ходе игры формируется мотивация дальнейшей и более глубокой проработки той или иной профессиональной темы.

Всё это очень важно, поэтому в дальнейшем мы будем развивать проект «Всё серьёзно, или педагогика в играх» и рекомендуем использовать подобные формы не только в работе с молодыми педагогами, но и для профессионального развития и укрепления педагогического коллектива в целом.

4. Конкурсы педмастерства как способ профессионального развития молодых педагогов и наставников

Еще одной эффективной формой работы в формате «Школы молодого педагога» является участие молодых учителей и их наставников в профессиональных конкурсах, так как конкурсная деятельность обладает значительным потенциалом для развития педагогов.

Конкурсы профессионального мастерства являются ресурсом развития системы образования, повышающим престиж педагогической профессии, служат индикатором качества педагогической деятельности. Конкурсы — это эффективная форма распространения педагогического опыта, транслирующая лучшие образцы педагогической практики. Это неформальный способ повышения квалификации педагога, актуализирующий его творческий потенциал [5].

Подготовку молодых педагогов и наставников к конкурсной деятельности мы начинаем с участия в традиционных общелицейских конкурсов профессионального мастерства. Таких конкурсов у нас два.

Конкурс профессионального мастерства среди молодых специалистов МОУ — Лицей № 2 «Открытие».

Цель конкурса : повышение престижа педагогической профессии, распространение педагогического опыта, стимулирование профессионального роста молодых специалистов, создание общедоступного банка методических материалов, мотивация и стимулирование молодых педагогов к поиску новых форм интеллектуальной и творческой деятельности, расширение сферы профессиональных контактов, опыта и кругозора молодых педагогов.

Задачи конкурса : формирование положительного общественного мнения о современном молодом учителе, престижности профессии учителя; выявление талантливых, творчески работающих молодых педагогов в школе, их поддержка и поощрение; формирование гражданской позиции молодых учителей, активного профессионального отношения к совершенствованию системы образования; расширение диапазона профессионального общения; активизация творческого потенциала стимулирование профессионального роста молодых педагогов; получение внешней компетентной оценки достижений молодых педагогов.

Обычно конкурс молодых специалистов «Открытие» проходит в конце марта. Программа конкурса максимально приближена к программе муниципального этапа Всероссийского конкурса профессионального мастерства «Учитель года».

Конкурс «Открытие» проводится в три этапа. Конкурсные испытания по этапам:

1 этап (заочный) — видеовизитка «Почему я решил стать учителем»;

2 этап (очный) — конкурсные испытания «Открытый урок» и «Внеклассное мероприятие по предмету»;

3 этап (очный) — «Мастер — класс» (принимают участие шесть финалистов конкурса).

В качестве подготовки к конкурсу «Открытие» в первом полугодии проводится Фестиваль открытых уроков молодых специалистов «Первые шаги».

Еще одним традиционным конкурсом является лицейский конкурс наставнических пар «Вместе ради будущего» .

Цель конкурса — создания условий для повышения значимости и престижа наставнической деятельности педагогических работников и выявления лучших практик наставничества молодых педагогов в МОУ Лицей № 2.

Задачи конкурса : создание условий для осмысления собственного успешного опыта и готовности к его презентации субъектами наставнической пары; развитие творческой инициативы и укрепление доверительных, взаимообогащающих отношений в наставнической паре; выявление, обобщение и распространение успешных практик наставничества; повышение престижа профессии учителя и социального статуса молодых педагогов и педагогов- наставников.

Конкурс наставнических пар «Вместе ради будущего» проводится в два этапа:

— 1-й этап (заочный) включает в себя экспертную оценку членами жюри материалов конкурсных испытаний «Самопрезентация наставнической пары «Формула успеха» и «План индивидуальной работы наставника по профессиональному развитию молодого педагога»;

— 2-й этап (очный) представлен конкурсными испытаниями «Презентация из опыта работы: у меня это хорошо получается» (очное представление педагогического опыта работы молодого педагога; в период подготовки предполагается совместная работа с наставником) и деловой игрой «Методический турнир» (предполагает участие команд «наставническая пара»).

Как и конкурс молодых специалистов «Открытие», конкурс наставнических пар «Вместе ради будущего» проходит в весенние каникулы. В качестве подготовки к конкурсу в первом полугодии обычно проводится «Педагогический ринг» — это соревнование методических идей в реализации одной и той же проблемы. «Педагогический ринг» проходит в творческой форме и предполагает участие либо наставнические пары, либо в состязаниях принимает участие команда наставников и команда молодых учителей.

Лицейские конкурсы «Открытие» и «Вместе ради будущего» проводятся через год, так как предполагают серьёзную подготовку. В них принимают участие все молодые специалисты и наставники, демонстрируя высокий уровень подготовки и педагогического мастерства.

Конкурсы являются значимым событием в жизни лицея. Традиционно отмечается живой интерес к конкурсантам и конкурсным испытаниям со стороны педагогического коллектива. Итоги конкурсов размещаются на сайте лицея и в официальный лицейских группах в соцсетях.

Конкурсы завершаются торжественной церемонией награждения победителей и призеров с участием представителей отдела образования администрации Октябрьского района города Саратова. Победителям и призерам вручаются денежные премии и ценные подарки.

Что даёт конкурс профессионального мастерства молодому учителю:

— Конкурс — это серьёзная исследовательская школа;

— Конкурс удовлетворяет и развивает творческие интересы молодого педагога;

— Конкурс приучает к целенаправленной самостоятельной работе;

— Конкурс воспитывает лидерские качества, учит брать на себя ответственность за свою деятельность;

— Конкурс учит проявлять инициативу;

— Конкурс — это интересное общение, обмен опытом с коллегами-конкурсантами, новые знакомства, яркие впечатления, полезная информация;

— В ходе конкурсных испытаний учитель получает оценку независимых экспертов — членов жюри.

В ходе рефлексии участия в лицейских конкурсах профессионального мастерства наши молодые учителя неоднократно отмечали, что самым ценным профессиональным приобретением для них стали не сами конкурсные испытания и даже не церемония награждения лучших конкурсантов, а процесс подготовки к конкурсу. Об этом красноречиво говорят ответы молодых педагогов на вопрос «Подготовка к конкурсу для Вас — это…»:

— «…это удивительная атмосфера единения и сотворчества учителей»;

— «…это удивительное профессиональное и человеческое общение, когда ты реально ощущаешь поддержку людей»;

— «…можно читать методическую литературу, смотреть мастер-классы, проходить тренинги, но только «прожив» свой урок в команде с опытным наставником, ты понимаешь, как надо работать!».

Значимыми результатами и признанием работы «Школы молодого педагога» по вовлечению в конкурсную деятельность являются победы наших молодых учителей и наставников в престижных профессиональных конкурсах. Так в прошлом году молодой учитель математики Олеся Сергеевна Волошина стала призером лицейского конкурса молодых специалистов «Открытие — 2022», а уже в 2023 году Олеся Сергеевна уверенно завоевала «бронзу» в городском конкурсе профессионального мастерства «Учитель года», где за победу боролись самые опытные и самые талантливые учителя Саратова.

5. Результативность работы

В лицее ежегодно проводится мониторинг эффективности работы системы наставничества молодых учителей на начальном этапе их профессиональной карьеры. Итоги мониторинга за последние 3 года позволяют сделать следующие выводы:

— Ежегодно лицей встречает молодых специалистов, охват молодых педагогов обучением составляет 100 %: 2020/2021 уч. год — 11 чел., 2021/2022 уч. год — 10 чел., 2022/2023 уч. год — 13 чел.;

— За это время только 2 молодых учителей уволились из лицея в связи со сменой места жительства (но остались в профессии);

— Процент удовлетворенности молодых учителей работой «Школы молодого педагога» составляет на сегодняшний день 100 %;

— 3 выпускника ШМП в этом учебном году подали заявление и документы на присвоение 1-й квалификационной категории;

— В этом учебном году выпускница «Школы молодого педагога» учитель начальных классов Потупалова К. А. заняла должность советника директора лицея по воспитательной работе и работе с детскими общественными организациями, предварительно пройдя обучение.

Результативность лицейской системы наставничества молодых учителей подтверждает и тот факт, что в течение 3-х последних лет наши молодые педагоги и наставники активно представляют свой опыт на различных профессиональных площадках:

— Вебинар в рамках проекта «Взаимообучение городов» по теме «Создание модели наставничества и поддержки педагога на начальном этапе профессиональной карьеры», 25 ноября 2021 года;

— Городской вебинар для методистов и заместителей директоров ОУ «Система наставничества как условие успешной адаптации молодых специалистов в современной школе», 21 декабря 2021 года;

— Городской вебинар «Управление методической работой в образовательном учреждении» в рамках муниципального инновационного проекта «Хочу руководить», 26 января 2022 года;

— Городской семинар «Успешные практики формирования финансовой грамотности в образовательном пространстве лицея», который прошел на базе нашего лицея 21 февраля 2023 года;

— Всероссийская видеоконференция на тему: «Год педагога и наставника в Российской Федерации: векторы развития» в рамках проекта «Взаимообучение городов», 31 марта 2023 года (выступление директора лицея Седовой Е. И. «Наставничество как инструмент повышения качества образования»).

К тому же в 2022/2023 уч. году на базе лицея начала работу муниципальная стажировочная площадка для участников инновационного проекта «Хочу руководить». Тема площадки «Повышение профессиональной компетентности молодых специалистов и учителей, испытывающих затруднения в работе, в формировании и развитии функциональной грамотности учащихся».

Приведенные выше факты позволяют сделать вывод об эффективности работы лицейской системы наставничества и поддержки молодых учителей на начальном этапе профессиональной карьеры, в том числе в формате «Школы молодого педагога».

При этом рассуждать о пользе и эффективности наставничества возможно лишь при условии, когда школа способна взять на себя ответственность за обучение молодых специалистов, когда эта работа ведется планомерно и системно и направлена на достижение конкретной практической цели — подготовить высококвалифицированного специалиста для работы в образовательной организации.

Литература:

  1. Дубиненкова, Е. Н. Коучинг: учебно-методическое пособие / Е. Н. Дубиненкова. — Ярославль: ЯрГУ, 2018. — 40 с.
  2. Наставничество в профориентации в образовательной организации: методические рекомендации / Е. В. Овчинникова, Е. А. Афонина, Г. К. Паринова и др. — Саратов: ГАУ ДПО «СОИРО», 2021–40 с.
  3. Энциклопедия наставничества: лучшие практики / сост.: Г. А. Зияева, Н. Н. Исланова, М. А. Зайнуллин. — Казань: ИРО РТ, 2022. — 70 с.
  4. Кравченко А. А., Сергеева О. О. Настольные игры в реализации компетентностного подхода подготовки магистрантов // Обучение и воспитание: методики и практика (сборник материалов XV Международной научно-практической конференции. — Новосибирск: Издательство ЦРНС, 2014. — 142 с. — URL: http://zrns.nichost.ru/upload/iblock/094/ %D0 %9E %D0 %92–15.pd f (дата обращения 21.03.2023).
  5. Ковшова А. А. Конкурсы педагогического мастерства как инструмент профессионального развития педагога // Научно-методический электронный журнал «Концепт». — 2021. — № 7 (июль). — С. 1–12. — URL: http://e-koncept.ru/2021/211047.htm (дата обращения 21.03.2023).