Возможности облачных технологий при обучении изобразительным видам искусства и техническим предметам в СПО | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 12. Технические средства обучения

Опубликовано в

XLIX международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Казань, апрель 2023)

Дата публикации: 22.04.2023

Статья просмотрена: 11 раз

Библиографическое описание:

Карсанаева, Т. П. Возможности облачных технологий при обучении изобразительным видам искусства и техническим предметам в СПО / Т. П. Карсанаева. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы XLIX Междунар. науч. конф. (г. Казань, апрель 2023 г.). — Казань : Молодой ученый, 2023. — С. 28-35. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/489/17932/ (дата обращения: 02.05.2024).



Автор рассматривает возможности облачных технологий как средство универсального образования , которые позволят обучающимся эффективно адаптироваться к изменяющимся социально-экономическим условиям.

Ключевые слова: информационные образовательные технологии, дистанционное обучение, студенты.

Активное внедрение современных технических средств в систему образования коренным образом изменило подход к образовательному процессу во многих странах мира, включая Россию. Получили широкое распространение новые формы обучения, одно из которых — дистанционное обучение.

Новые требования к знаниям, стремительное развитие информационных технологий, появление новых методик обучения, стандартизация программ образования в различных странах мира — все это требует тщательного пересмотра подхода к системе обучения, которая должна по максимуму использовать доступные телекоммуникационные, информационные и педагогические технологии.

Дистанционное обучение в настоящее время может рассматриваться как инновационная форма обучения, которая позволяет получать знания через интернет под контролем учителя-тьютора.

Цель дистанционного обучения — предоставить ученикам элементы универсального образования, которые позволят им эффективно адаптироваться к изменяющимся социально-экономическим условиям и успешно интегрироваться в современное общество. Данный вид обучения базируется на основе передовых информационных технологий, применение которых обеспечивает быструю и гибкую адаптацию под изменяющиеся потребности ученика.

Под дистанционным обучением понимают образовательную систему, построенную с применением компьютерных телекоммуникаций и использованием современных информационных и педагогических технологий.

Главная особенность дистанционного обучения — возможность получения образовательных услуг без посещения учебного заведения, так как все изучение предметов и общение с преподавателями осуществляется посредством интернета и обмена электронными письмами.

Выделяют следующие основные направления внедрения электронного дистанционного обучения в систему образования:

— обеспечение доступности образования для инвалидов и обучающихся, которые имеют проблемы со здоровьем;

— обеспечение доступности образования для студентов, которые временно по каким-либо причинам не могут посещать занятия;

— возможность продолжения обучения при введении карантина;

— обеспечение возможности получения дополнительного образования;

— возможность обучения по отдельным предметам с применением дистанционных технологий;

— получение доступа к обширной базе данных, что позволяет более успешно подготовиться к сдаче единого государственного экзамена. [3, с.7]

Дистанционное обучение предоставляет и преподавателям уникальные возможности по повышению своей квалификации, ведь через различные методические объединения можно обмениваться опытом со своими коллегами, а также участвовать в онлайн мероприятиях.

В Федеральной программе развития образования разработка и реализация информационных образовательных технологий и методов обучения является одним из основных направлений, которое должно способствовать формированию гармонично развитой, социально активной и творческой личности. При этом считается, что активное распространение дистанционных образовательных технологий позволит российской системе образования занять достойное место в международном информационном и коммуникационном пространстве. [1,с.7]

Технологии дистанционного обучения — это совокупность новейших информационных методов и форм развития, которые обеспечивают проведение учебного процесса на расстоянии. Дистанция больше не препятствует живому общению, интерактиву и получению практического опыта.

В вышеописанной ситуации на педагога ложится новая функция — проводник знаний, помощник и консультант. В связи с этим, для получения новой компетенции в области применения дистанционных технологий, в ноябре 2021 г., я прошла курсы по теме «Возможности облачных технологий в профессиональной деятельности педагога СПО» при ИРПО.

В своей педагогической деятельности (в частности, по спецдисциплинам: рисунок, живопись, перспектива, цветоведение, техника шрифтовых работ, компьютерная графика, мною используются следующие образовательные технологии:

— видео-лекции;

— мультимедиа-лекции и лабораторные практикумы;

— электронные мультимедийные учебники;

— компьютерные обучающие и тестирующие системы;

— имитационные модели и компьютерные тренажеры;

Также использую следующие формы организации занятий: веб-занятия, такие занятия организуются с использованием сети Интернет; чат-занятия, телеконференции, организация переписки по e-mail и т. п. Во время дистанционных занятий я использую такие приложения как Google диск, Google Drive, Яндекс.Диск, Zoom, Яндекс.Телемост. Очень удобно пользоваться электронной доской Miro. [2,с.7]

Все задачи, решаемые дистанционным обучением, можно разделить на 3 основных блока:

— Предоставление знаний

— Проверка знаний

— Взаимодействие в процессе обучения

Подача материала, прохождение новой темы осуществляется следующим образом, например: создание групп по дисциплинам в приложении WhatsApp, отправка ссылки веб-занятия по времени, ссылок методических материалов, образцов выполнения заданий, ссылка на Google диск и т. д.

Проверку выполненных работ произвожу в Google диске, где студенты создают папки по дисциплинам и прикрепляют в ней свои работы. Во время веб-занятий мы вместе заходим в отдельные папки в Google диске и делаем коллективный обзор работ. Таким образом, осуществляется индивидуальный подход к каждому обучающемуся: в Google диске можно указать на ошибки работ непосредственно на изображении выполненных работ, применяя стрелки и надписи. (Рис.3–6.)

Обзор ошибок по перспективе

Рис. 1. Обзор ошибок по перспективе

Комментарии к построению интерьера

Рис. 2. Комментарии к построению интерьера

Обзор по живописи

Рис. 3. Обзор по живописи

Обзор по рисунку

Рис. 4. Обзор по рисунку

В 2021 г. дистанционно провела летнюю пленэрную практику. Студенты разъехались по улусам и в течении месяца занимались заочно. Мною ежедневно отправлялись задания, план и примеры выполнения работ. Студенты заполняли дневники выполненных работ и закрепляли рисунки в Гугл-диске. По итогам просмотра сделала выводы, что все студенты справились с поставленной задачей.

За годы работы в колледже мною разработаны немало дидактического и методического материала. Привожу примеры дидактического материала, собранные с интернета, а также разработанные мною по различным дисциплинам:

Основы композиции.

(материал с интернета)

[3, с.7]

Перспектива. Метод архитекторов

(авторское пособие)

Основы цветовой гармонии

(материал с интернета)

Уроки Photoshop

(авторское видео)

Перспектива интерьера

(авторское пособие)

Направляя камеру любого смартфона на QR код можно легко открыть любое методическое пособие. Применение QR кодов упрощает и стимулирует студентов в игровой форме осваивать новый материал.

Разработанный мною методический материал «Перспектива. Метод Архитекторов» занял 2-е место во Всероссийском педагогическом конкурсе «Моя лучшая методическая разработка».

По результатам проведенного опроса, приведенного в таблице 1 и диаграмме, видно, что большинству обучающихся доступно и удобно заниматься дистанционно.

Таблица 1

Вопросы

да

нет

Затрудняюсь ответить

1

Понимаете ли вы задания, отправленные преподавателем?

80 %

2 %

10 %

2

Удобно ли вам заниматься дистанционно?

92 %

3 %

5 %

3

Удовлетворяет ли вас интернет- соединение?

72 %

25 %

15 %

По итогам опроса веду индивидуальную работу с отстающими, например, переписываясь в приложении WhatsApp.

Анализируя существующие системы дистанционного обучения, можно прийти к выводу, что ДО дает следующие преимущества любому обучающемуся:

1) доступность обучения.При хроническом недостатке времени учиться надо все больше. Процесс обучения при ДО может начинаться когда угодно и заканчиваться когда угодно.

2) радикально новые формы представления и организации информации. Системы мультимедиа, нелинейные формы представления информации, присутствие большого количества справочной информации.

3) достоверность сертификации знаний. Широкое использование методик оценки знаний, основанных на тестировании.

Литература:

  1. https://www.maam.ru/detskijsad/distancionaja-forma-obuchenija-kak-inovacionaja-obrazovatelnaja-model.html
  2. https://infourok.ru/organizaciya-uchebnogo-processa-i-didakticheskie-sredstva-distancionnogo-obucheniya-4304141.html
  3. https://multiurok.ru/files/distantsionnaia-forma-obucheniia-kak-innovatsionna.html
  4. https://рицо.рф/smi/Дистанционное %20обучение %20студентов %20(1).docx???history=0&pfid=1&sample=6&ref=1