Речевой портрет учителя и ученика | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: 1. Общая педагогика

Опубликовано в

XLVII международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Казань, март 2023)

Дата публикации: 03.04.2023

Статья просмотрена: 203 раза

Библиографическое описание:

Иванова, В. А. Речевой портрет учителя и ученика / В. А. Иванова. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы XLVII Междунар. науч. конф. (г. Казань, март 2023 г.). — Казань : Молодой ученый, 2023. — С. 1-16. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/485/17901/ (дата обращения: 26.04.2024).



Статья посвящена научно-методологическому исследованию первой ступени адаптивной, социально значимой дидактики «Мир грамотности» ™.

Доктор педагогических наук, профессор Зотова Татьяна Владимировна впервые в мировой практике разработала, апробировала, запатентовала и внедрила «Комплексное медико-психолого-дефектолого-педагогическое, нейро и психофизиологическое, социальное тестирование и обследование (в том числе аппаратное с мониторингом на старте, в процессе занятий, после окончания обучения, через 1, 3, 6 месяцев и год), собеседование и рекомендации» для прогнозирования будущих изменений в развитии личности ребёнка и его образования с целью проектирования хода развивающего, обучающего, оздоравливающего процесса социальной адаптации и реабилитации школьника в рамках дидактики проф. Татьяны Зотовой «Мир грамотности» ™.

Автор данной статьи провела анализ языковых особенностей учителя и/или специалиста, ведущего тестирование, и анализ включения дидактических приёмов по системе академика Зотовой в общение с кандидатом на обучение. Описаны специфика и структура речи учителя и/или специалиста, и/или кандидата на обучение, а также стартовое состояние речи тестируемого для определения задач по повышению у ученика уровня речевой (устной и письменной) грамотности.

Также в статье Ивановой В. А. «Речевой портрет учителя и ученика» рассмотрена научная новизна дидактических приёмов доктора педагогических наук, профессора Зотовой Т. В.:

1)введение в ходе тестирования нового материала, который позволяет решать задачи включения в активный мыслительный и речевой процесс будущего ученика (кандидата на обучение);

2)показана практическая ценность разработки методических рекомендаций для учителей с целью создания педагогических условий коррекционно-развивающей и обучающей работы;

3)отмечены преимущества дидактических приёмов системы д. п.н. Зотовой Т. В. в общении с кандидатом на обучение (будущим учеником) и его родителями и/или опекунами.

Автор данной статьи считает, что применение «комплексного медико-психолого-дефектолого-педагогического, нейро- и психофизиологического, социального тестирования и обследования (в том числе аппаратного с мониторингом на старте, в процессе занятий, после окончания обучения, через 1, 3, 6 месяцев и год), собеседования и рекомендаций» позволит на более высоком уровне работать учителям в школе, психологам, дефектологам, логопедам на стартовой консультации-тестировании.

Ключевые слова : адаптация, аппаратное обследование, беседа, внимание, грамотность, дидактика Зотовой Татьяны Владимировны, дидактические приёмы, диктант, долголетие, желание учиться, заболевание, здоровье, индекс напряжения, консультация, рекомендация, родитель, консультация-тестирование, культура речи педагога, латеральная ориентация, логика, мотивация к обучению современных школьников, мышление, нарушения письма и речи, нейрофизиологическое обследование, нейрофизиология, оздоровление, оценка, память, педагогические условия коррекционной работы, пространственная ориентация, психофизиология, психическое здоровье, психогигиена, психопрофилактика, речевое поведение, речевой портрет учителя и ученика, русский язык, самочувствие, собеседование, современная школа, самооценка, травма, темп деятельности, тесты, тестирование, уровень тревожности, устная речь, ученик, учитель, формирование навыков грамотного письма, функциональное состояние, функциональное напряжение, школьное образование, эмоционально-личностные особенности ученика, эффективность деятельности.

The article by Ivanova V. A. «Speech portrait of teacher and student» is devoted to the scientific and methodological study of the first stage of adaptive, socially significant didactics «The World of Literacy».

Doctor of Pedagogical Sciences, Professor Zotova Tatiana Vladimirovna, for the first time in world practice, developed, patented and implemented «Comprehensive medical, psychological, defectological, pedagogical and social testing, examination (including hardware, with monitoring at the start, during classes, after graduation and after 1, 3, 6 months, a year), interview and recommendations for predicting future changes in the development of a child's personality and his education in order to design the course of the developing, teaching, healing process of social adaptation and rehabilitation of a student».

The author of this article conducted an analysis of the language characteristics of the teacher and / or the specialist conducting the testing, and an analysis of the inclusion of didactic techniques of the Zotova system in communication with the candidate for training. The specifics and structure of the teacher's and/or specialist's speech are described, as well as the initial state of the test subject's speech to determine the tasks of improving the student's level of speech (oral and written) literacy.

Also in the article «Speech portrait of teacher and student» the scientific novelty of didactic techniques of Doctor of Pedagogical Sciences, Professor T. V. Zotova is considered:

1)introduction of new material during testing, which allows solving the problems of inclusion in the active mental and speech process of the future student;

2)the practical value of developing methodological recommendations for teachers in order to create pedagogical conditions for correctional work is shown;

3)the advantages of the didactic techniques of the Zotova system in communicating with the candidate for training and his parents and/or guardians are noted.

The author of this article believes that the use of «Comprehensive medical, psychological, defectological, pedagogical and social testing, examination (including hardware, with monitoring at the start, during classes, after graduation and after 1,3,6 months, a year), interviews and recommendations» will allow teachers to work at a higher level at school, psychologists, speech pathologists, speech therapists at the initial consultation-testing.

Keywords: adaptation, hardware examination, conversation, attention, literacy, didactics Tatiana Vladimirovna Zotova, didactic techniques, dictation, longevity, desire to learn, illness, health, stress index, counseling, recommendation, parent, counseling-testing, teacher speech culture, lateral orientation, logic, learning motivation of modern students, thinking, writing and speech disorders, neurophysiology examination, neurophysiology, self-esteem, evaluation, memory, pedagogical conditions of correctional work, spatial orientation, psychophysiology, mental health, psychohygiene, psychoprophylaxis, speech behavior, speech portrait of teacher and student, Russian language, self-esteem, interview, modern school, self-esteem, trauma, activity tempo, tests, testing, anxiety level, oral speech, student, teacher, formation of literacy skills, functional state, functional tension, school education, emotional and personal characteristics of the student, activity efficiency.

Сегодня учитель — это не только носитель знаний, он «мыслитель, общественный деятель, формирующий взгляды и убеждения людей». [6, с. 205] Обращаясь с приветствием к российским учителям, президент страны Владимир Путин также подчеркнул великую роль педагогов в современном образовании: «Слово, мудрость педагогов вдохновляли учеников на научные, технологические триумфы, спортивные рекорды…, служили надёжным ориентиром в труде, в избранной профессии в пору самых сложных и тяжёлых испытаний». [18]

Образ современного учителя и успешность его взаимодействия с учениками определяют многочисленные качества педагога, важнейшими из которых являются безупречное владение родным языком, соблюдение языковых норм, а также его речевой портрет. Речевой портрет учителя — это качества языковой личности педагога, его речевое поведение. Это важнейший инструмент профессиональной деятельности и профессионального общения, «...направленный на воспитание, обучение и развитие растущей личности школьника». [16]

Сегодня учитель является активным участником коммуникативного пространства ребёнка. Осуществление эффективной профессиональной, в том числе межличностной, коммуникации невозможно без ответственного отношения к языку и речи.

Поэтому изучение языковой личности учителя, его речевого портрета сегодня становится как никогда актуальным, особенно для школы.

Одной изпроблем современной школы является снижение грамотности у учащихся, рост дефектов устной речи и письма. Данная проблематика социально значима, так как является барьером на пути к получению образования и социализации. При этом «речевой портрет сегодняшнего ученика, особенности формирования языковой личности в школьные годы, уровень развития языковой способности и коммуникативной компетенции школьников остаются практически не изученными». [20]

В связи с этим становится важным изучение двух аспектов образовательной деятельности. Во-первых, стартового состояния тестируемого ученика для определения задач, нацеленных на повышение уровня речевой грамотности. Во-вторых, специфики и структуры речи учителя, проводящего тестирование. Изучение качеств языковой личности, речевого портрета преподавателя и ученика приобретают первостепенную важность для решения данных задач. В связи с этим существует потребность в целостном и детальном анализе каждой из сторон языковой личности: как непосредственно языковых, так и социальных. Данная проблема находит своё решение в разработанной академиком Зотовой Т. В. системе психолого-педагогического прогнозирования будущих изменений в развитии личности ребёнка и его образования с целью проектирования хода развития педагогического процесса. Выстроенная система позволяет определить специфику, структуру речи учителя и старта состояния речи тестируемого для установки и фиксации задач по повышению у ученика уровня речевой грамотности. Кроме того, в методологии академика Зотовой созданы и описаны дидактические приёмы общения с кандидатом на обучение и учеником.

  1. Речевой портрет учителя и ученика

В педагогической энциклопедии термин «речевой портрет» рассматривается как «комплексная характеристика речи отдельной (индивидуальной) или коллективной Языковой личности». [19]

Давая характеристику речевому портрету учителя, принято делать акцент на специфике речи педагога, качествах его языковой личности, речевом поведении. Так, советский психолог Л. С. Выготский отмечал, что «речевое поведение учителя является структурным компонентом педагогического речевого общения, целостным процессом взаимодействия между участниками коммуникации, который направлен на реализацию конкретной жизненной целевой установки, протекающей на основе обратной связи в конкретных видах речевой деятельности». [3, c. 64] Если данные компетенции высоко развиты у преподавателя, они позволяют, во-первых, определять задачи по повышению уровня речевой грамотности ученика, во-вторых, находить и внедрять конкретные решения этих задач посредством профессионального общения.

В контексте речевого портрета образ современного учителя во многом характеризуется как успешностью его коммуникации с детьми, так и владением родным языком, который, по мнению Д. С. Лихачёва, советского литературоведа, является «...гораздо более точным показателем человеческих качеств и культуры». [14, с. 1] Немаловажным является и умение учителя создавать грамотные письменные тексты без орфографических и пунктуационных ошибок.

Важно отметить, что «обучение языку — это не самоцель, это возможность дать человеку некое средство. Ведь по Павлову, язык — вторая сигнальная система. Язык стоит в стороне от всех остальных школьных предметов. Химия, физика, математика — это предметы, а язык — это система. И когда ученик овладеет этой системой, только тогда он сможет применить её к предметам». [5, с. 20] Таким образом, любой сбой в организме ребёнка, в первую очередь негативно отражаясь на речи и приводя к нарушению её восприятия, влечёт за собой снижение уровня успеваемости по остальным предметам.

Несмотря на теоретически сформулированные высокие требования к личности педагога, на практике мы сталкиваемся с падением уровня грамотности. По данным отечественных исследователей: количество детей, имеющих различные нарушения письма и чтения, возросло до 55–70 %. «Многие современные дети не умеют формулировать свои мысли, абсолютно безграмотны. Грамотность учеников упала. Дети начинают предложение с маленькой буквы, ушла пунктуация, сокращаются слова. Дети разучились думать, правильно излагать свои мысли, читать художественную литературу». [12] Трудности в овладении русским языком отталкивают ребёнка от обучения на первых этапах, влекут за собой развитие комплекса неполноценности, низкой самооценки, тревожности и в итоге приводят к девиантному, а порой даже к делинквентному поведению. Во многом это является следствием того, что применяемая дидактическая система организации учебного процесса, основанная в XVI-XVII вв. базируется на «насильственных» инструментах и вступает в резкое противоречие с ментальностью современного человека.

Ведь деятельность школьника — это учёба, а его здоровье зависит от целого ряда факторов, в том числе и от того, каким образом подаётся учебный материал, насколько сложно школьнику его понимать, запоминать и в последующем воспроизводить. То есть одна из самых серьёзных нагрузок, которая возникает у школьника — это неадекватно подаваемый учебный материал.

Предпосылки не только соматических, но и психических расстройств закладываются в раннем возрасте. В частности, в своём обращении к Федеральному собранию РФ (5.11.2008) тогда президент России Д. М. Медведев выразил обеспокоенность в связи с неудовлетворительным, по его мнению, состоянием здоровья и успеваемости российских школьников. Выступая перед парламентариями, Д. Медведев заявил, что основы грамотности и здоровья человека закладываются в школьные годы. Вместе с тем он подчеркнул, что «сегодняшняя статистика здоровья школьников просто ужасающая». Таким образом, вопросы обучения и здоровья школьников являются актуальной проблемой современной России.

Упоминание о физиолого-гигиенической оценке психофизического развития учащихся и состояния их здоровья предполагает и так называемый деятельностный подход, заключающийся в том, что нарушение деятельности приводит к функциональным сложностям организма и наоборот: нарушение функционального состояния приводит к нарушениям деятельности.

Возвращаясь к печальной констатации Д. Медведева, можно сделать простой вывод о том, что в настоящее время школьное образование остро нуждается не только в традиционно разрабатываемых сберегающих здоровье методах, но и в восстанавливающих его малозатратных технологиях. Очевидно, что в основе этих технологий должны лежать современные научные представления и прежде всего доказательные взгляды, лежащие в основе понимания физиологических процессов речи, так как речевая коммуникация занимает львиную долю в образовательном процессе .

Возможно ли восстановление психосоматического здоровья в период обучения школьника?

На этот вопрос позволяет ответить наш многолетний опыт, на основании которого разработана авторская научно-методическая система, технологии и дидактика «Ликвидатор безграмотности» ®. [1,2,4–9].

Результаты научно-исследовательских работ (НИР), полученные в процессе апробации этой системы в Институте коррекционной педагогики РАН, Федеральном научном клинико-экспериментальном центре традиционных методов диагностики и лечения МЗ РФ, Академии нового мышлении и пр. свидетельствуют о том, что восстановление психосоматического здоровья в период обучения школьника возможно. В частности, проведённый анализ имеющихся данных и документов свидетельствует: «Авторская научно-методическая система, технологии и дидактика «Ликвидатор безграмотности» ® сопровождается клиническим улучшением состояния здоровья. То есть коррекция дефектологических, педагогических и психологических проблем, как и обучение школьников, обладает сопутствующим оздоровительным эффектом преимущественно в отношении психосоматических нарушений состояния здоровья даже у детей с патологией развития». [7]

Данная проблема успешно решается в центре Зотовой «Ликбез», выстроенном на принципе: «ребёнок умный, сообразительный и может преодолеть все трудности, которые зачастую искусственно создаются учителями». [7, с. 165] А сама система академика Зотовой нацелена на обучение анализу и синтезу информации через образное мышление.

Для определения причин трудностей в овладении навыками письма и чтения академиком Т. В. Зотовой была создана система прогнозирования. Её цель — предупредить и оказать помощь в преодолении возникших барьеров у ребёнка, спроектировать ход развития педагогического процесса. «Ликвидатор безграмотности» ® в методологии Зотовой даёт возможность по-новому взглянуть на процесс изучения русского языка, учебных предметов и научиться грамотному письму всего за несколько дней. Преподавателю, в свою очередь, необходимо также обладать важным навыком организации дидактического общения и управления им, владеть невербальным общением, позволяющим создать творческую атмосферу в образовательном процессе. Ведь ребёнок, овладевая письменной грамотностью, системой «…абстрактных символов, несущих информацию и имеющих свои законы построения и развития» [5, с. 20], становится творцом, созидателем и нуждается в данной атмосфере.

Комплексное медико-психолого-дефектолого-педагогическое, нейро-и психофизиологическое, социальное тестирование и обследование (в том числе аппаратное с мониторингом на старте, в процессе занятий, после окончания обучения, через 1, 3, 6 месяцев и год), собеседование и рекомендации» в 1 ступени дидактики доктора педагогических наук, профессора Татьяны Владимировны Зотовой «Мир грамотности» ™

Рис. 1. Комплексное медико-психолого-дефектолого-педагогическое, нейро-и психофизиологическое, социальное тестирование и обследование (в том числе аппаратное с мониторингом на старте, в процессе занятий, после окончания обучения, через 1, 3, 6 месяцев и год), собеседование и рекомендации» в 1 ступени дидактики доктора педагогических наук, профессора Татьяны Владимировны Зотовой «Мир грамотности» ™

Для обучения детей, пришедших на курсы «Ликвидатор безграмотности», перед началом занятий проводилось комплексное обследование с использованием клинических, нейрофизиологических и психолого-педагогических методов. Для психолого-педагогического обследования применялся ряд классических методик из психологии, нацеленных на изучение «...мыслительной деятельности, внимания, памяти, эмоционально-волевой и мотивационной сфер». [7, с. 82]

Кроме того, исследовалась устная и письменная речь тестируемого с акцентом на навык грамотного письма. «При оценке письма учитывались грамотность и графические навыки (темп и почерк). В процессе тестирования проводилось наблюдение за детьми. При анализе ответов испытуемых выявляется отношение ребёнка к эксперименту, уровень самооценки, наличие тревожности, неуверенности в себе, сформированность навыков контроля и самоконтроля, особенности работоспособности (истощаемость, неравномерность, темп)». [7, с. 82]

В первый день занятий проводились индивидуальные консультации с детьми с целью выявить истинные причины проблем ребёнка с обучаемостью посредством дидактических приёмов проф. Зотовой, которые предполагают «включение в активный мыслительный и речевой процесс будущего ученика курсов «Ликвидатор безграмотности»®; были разработаны методические рекомендации по организации предварительной исследовательско-информационной и обучающей работы с родителями и детьми. Каждый специалист, определяя состояние ребёнка, вносит в лист «Информация с предварительной консультации» анамнез: травмы, заболевания, когда появились проблемы с обучением, состояние речи; состояние письма, памяти, внимания, восприятия, мышления, латеральной ориентации, пространственной ориентации, временной ориентации; темп деятельности, работоспособность будущего ученика». [7, с. 82]. Для педагогов, ассистентов и сотрудников курсов «Ликвидатор безграмотности» ® разработаны методические рекомендации по организации предварительной исследовательско-информационной и обучающей работы с родителями и детьми. Каждый специалист определяет состояние ребёнка, вносит в лист «Информация с предварительной консультации» анамнез: травмы, заболевания, когда появились проблемы с обучением, состояние речи, состояние письма, памяти, внимания, восприятия, мышления, латеральной ориентации, пространственной ориентации, временная ориентация; темп деятельности, работоспособность, мотивационная сфера, особенности поведения, запрос родителей». [4, c.19].

  1. Новизна дидактических приёмов во время тестирования

Во время знакомства, которое включает в себя беседу с родителями и/или представителями, и/или опекунами, ребёнком и аппаратное обследование, проводится анализ функционального состояния организма школьника и/или кандидата на обучение, и/или взрослого, даются рекомендации организации рабочего дня, питания, отдыха. Анализируя тестирование в первый день занятий, важно отметить, что уже во время тестирования ребёнок и/или школьник, и/или кандидат на обучение, и/или взрослый активно включается в процесс обучения. Так педагог, ведущий тестирование по математике, при выполнении задания учит думать, рассуждать.

Тестирование по русскому языку ведётся глубинно и многогранно и является не только диагностическим показателем состояния речи и письма школьника, и/или кандидата на обучение, подростка или взрослого, но при этом и возможностью введения нового материала в активный мыслительный и речевой процесс будущего ученика.

После коротких тестов на листах (каждый продолжительностью от 5 секунд до 7 минут) дети пишут диктант. Текст диктанта составлен из пословиц, высказываний учёных и мыслителей прошлого, в том числе Яна Амоса Каменского, основоположника старой дидактики, о пользе знаний, невежестве и обучении. Читая диктант, учитель объясняет смысл и суть пословиц, разбирает непонятные слова, отмечает ценность и пользу знаний в жизни. Одновременно тестируемый (мые) включается (ются) в процесс общения. Обогащается словарный запас каждого школьника, создаётся мотивация к обучению.

Тестирующий объясняет, как надо писать диктант в тетради, для чего именно сейчас необходимо писать через 2 строчки. Каждое предложение ученику нужно писать с новой строки. Какая польза мозгу и как это связано с обучением, если будем писать, структурируя текст по левому полю, для чего делаем слева отступ и почему именно на такое количество клеток. Для тестирования ребёнку выдаётся специальная тетрадь в клетку.

Ведётся проверка на знание понятия «зеркально», на слаженность, согласованность работы левого и правого полушарий мозга. Тестирующий просит писать диктант как можно быстрее, словно торопимся. И обязательно даётся объяснение ученику. Такое задание даёт возможность проверить наличие и/или отсутствие писчего спазма, объём памяти (запомнить всё предложение), скорость письма, почерк, способ соединения букв в словах. «Дослушай предложение до конца, осознай его и только потом пиши». Иногда учитель просит повторить предложение (проверка на коммуникацию, на объём слуховой памяти, в том числе кратковременной).

Ученики получают рекомендации: поскольку мы пишем и читаем слева направо, число пишем слева. Очень важно знать, что наш мозг, твой, в частности, устаёт. Ему нужно помогать. Для этого слева от начала страницы отступаем пять клеточек вправо (это оптимальное расстояние определялось практикой). Пишем дату цифрами для того, чтобы под числом было свободное пространство. Так мы снизим напряжение на глаза, а наши глаза — это выход мозга наружу. (Тут тестирующий поясняет школьнику особенности зрительных возможностей человека и их связь с мозгом, обучением, чтением и здоровьем).

Учитель, тестирующие, специалисты просматривают тексты, написанные рукой ребёнка. Грамотность проверяется, при этом тестирующий и/или преподаватель, и/или дефектолог, и/или логопед, и/или нейрофизиолог и так далее не отмечает в тетради с записями ошибки, не делает никаких пометок: он записывает к себе в тетрадь для выводов по результатам тестирования особенности ошибок, тем из курса русского языка по системе проф. Зотовой Т. В., на которые были сделаны ошибки. В последний день занятий ученик сам проверяет и сам исправляет ошибки, определяет их тип, делает РНО (работу над ошибками) по дидактике д. п. н. Т. В. Зотовой.

«Комплексное медико-психолого-дефектолого-педагогическое, нейро и психофизиологическое, социальное тестирование и обследование (в том числе аппаратное с мониторингом на старте, в процессе занятий, после окончания обучения, через 1, 3, 6 месяцев и год), собеседование и рекомендации» для прогнозирования будущих изменений в развитии личности ребёнка и его образования с целью проектирования хода развивающего, обучающего, оздоравливающего процесса, социальной адаптации и реабилитации школьника в рамках дидактики профессора Татьяны Владимировны Зотовой «Мир грамотности» ™ включает в себя:

1) знакомство с ребёнком, родителями и/или опекунами, и/или старшими членами семьи, и/или представителями;

2) обследование с помощью лицензированных программ «Омега-медицина», «Лотос», «Оникс»;

3) тесты: пространственно-временная ориентация; внимание, логика и ассоциации; словесно-логическое мышление; звукобуквенный анализ и синтез; звукобуквенное восприятие и воспроизведение; найди слово (абракадабра), логика и ассоциации, слова на букву, утверждения; о себе, будущее кажется мне; да-нет; тест по русскому языку, английскому (французскому или немецкому), математике;

4) чтение + пересказ;

5) диктант;

6) анкеты для родителей: анкета 1, анкета 2 (медицинская);

7) «Архетипы»;

8) собеседование;

9) назначение;

10) рекомендации.

«По результатам клинико-педагогического исследования, экспертному заключению Института коррекционной педагогики при Российской Академии Образования у многих детей, которым мы рекомендуем пройти обследование в КДЦ ИКП РАО, наблюдаются определённые нарушения в работе головного мозга, другие проблемы со здоровьем, педагогическая запущенность, речь неразвита, низкий уровень интеллекта, задержка психического развития, аутизм, олигофрения... Именно с такими диагнозами многие дети приходят сюда. А заканчивают занятия на курсах в обычной группе, вместе с другими, не имевшими подобных проблем детьми. То есть фактически дети выздоравливают». [5, c. 69]

Анализ речевого портрета школьника является важным диагностическим показателем стартового состояния речи тестируемого для определения задач по повышению у ученика уровня речевой грамотности.

Выводы

  1. На основании приведённых данных можно обоснованно утверждать, что в случае подачи учебно-тестового материала с помощью облегчённых по нагрузкам текстов и заданий увеличивается не только эффективность деятельности, но и улучшается реакция, а именно функциональное состояние школьника. При этом сохраняется его здоровье и самочувствие [1].
  2. Результативность большинства (79 %) учеников 6–11 классов при исполнении письменных заданий, тестов и работ по русскому языку и математике весьма зависима от физиологических характеристик восприятия предлагаемых им для исполнения текстов, что подтверждается результатами исследования [2].
  3. Адаптивная дидактика и методология проф. Зотовой позволяет уйти от общепринятой дидактической системы с помощью высокоэффективных приёмов, пробуждающих искренний интерес школьника к обучению.
  4. Уникальные методики, технологии и адаптивная система доктора педагогических наук, профессора, академика Татьяны Владимировны Зотовой помогают ученикам не только быстро и качественно овладеть русским языком, комплексно повысить успеваемость по всем школьным предметам, но и улучшить состояние ментального и физического здоровья.

Литература:

1. Биркин А. А., Звоников В. М., Зотова Т. В.,Эсауленко И. А. Физиология восприятия речи в аспекте психологической безопасности образовательного пространства./Вестник восстановительной медицины М.: 2010. — № 2(36) июнь — С. 11–16 (академический журнал).

2. Биркин А. А., Зотова Т. В. Здоровьесберегающие речевые технологии в школьном образовании// Материалы 2-го Международного конгресса «Медицинская и психологическая реабилитация в реализации стратегии профилактики неинфекционных заболеваний в Российской Федерации», 4–6 октября 2010, Сочи.

3. Выготский Л. С. Избранные психологические исследования. Мышление и речь. Проблемы психологического развития ребёнка Москва: Изд-во Акад. Пед. наук РСФСР, 1956. 64 с.

4. Зотова Т. В. Педагогические условия коррекционной работы на курсах «Ликвидатор безграмотности». Автореферат диссертации на соискание учёной степени кандидата педагогических наук. М., Изд. «Ликбез», 2000, 2001 гг.56 с.

5. Зотова Т. В. Давайте познакомимся. Сборник материалов об адаптивной системе «Ликвидатор безграмотности». Серия: «Родителю, учителю, студенту». Издательство «Ликбез», М., 2003г., издание 2-е, 200 с.

6. Зотова Т. В. „Сперва A3 да БУКИ, а потом все науки». Фундамент грамотности. Семилетка за 5 уроков. Учебник-тетрадь. Издательство „Ликбез». М., 2009, 2011 г.г. Издание 5-ое. 28 с.

7. Зотова Т. В. Учись учиться 1. Как научиться писать или исправить почерк. Учебное пособие. М., Изд-во «Ликвидатор безграмотности». 2009, 2011, 2017, 2018, 2019 г.г. Печ. лист. 13,4. 215 с. (82,162,164–165 с.).

8. Зотова Т. В. Учись учиться 2. Почерк + секреты орфограмм + словарный запас + умение конспектировать. Издательство „Ликбез», М., 2010 г., 110 с.

9. Зотова Т. В. Речевой портрет учителя и ученика в рамках физиологии восприятия речи и психофизической безопасности образовательного пространства. Научно-практические аспекты народной медицины: по материалам Международного конгресса «Комплементарная медицина и наука — настоящее и будущее». М.: Эко-пресс.2014 г. стр. 21–25.

10. Козырев В. А. Черняк В. Д. Речевой портрет современного учителя. Поиски идеала. Журнал «Вестник Герценовского университета». Номер: 1 (75) Год: 2010. 37 с.

11. Комонова Т. В. Роль педагога в современном мире. Журнал «Современная система образования: опыт прошлого, взгляд в будущее» (№ 5 2016). 205 с.

12. Концепция о системе экспертизы психологической безопасности образовательной среды. Сайт «Университетский образовательный округ МГППУ» — http://www.unokrug.ru/lib/articles/id/25483.php

13. Косивцова А. В. Речевой портрет адресанта (на материале частно-деловых писем Н.А Демидова). Автореферат на соискание учёной степени кандидата филологических наук. г.Тюмень. «Издательство Юрия Мандрики», 2011.

14. Лихачёв Д. С. О языке устном и письменном, старом и новом. Электронный ресурс https://www.lihachev.ru/pic/site/files/fulltext/russ_kultura_23.pdf

15. Макарова Д. В. Речевое поведение учителя в структуре педагогического дискурса. Автореферат диссертации на соискание учёной степени доктора педагогических наук. Москва — 2008. Специальность 13.00.02 — теория и методика обучения и воспитания (русский язык). Электронный ресурс http://irbis.gnpbu.ru/Aref_2008/Makarova_D_V_2008.pdf

16. Мамаева С. В. Речевой портрет школьника 5–7 классов. Автореферат диссертации на соискание учёной степени кандидата филологических наук. Электронный ресурс new-disser.ru ›_avtoreferats/01003345621.pdf

17. Педагогическая энциклопедия. Электронный ресурс dacts . ru termin / rechevoi - portret . html

18. Путин В. В. «Открытие Года педагога и наставника». Электронный ресурс http://www.kremlin.ru/events/president/transcripts/70627

19. Черняк В. Д. Языковые процессы в литературе конца столетия // Современная русская литература (1990-е гг. — начало XXI в.): Учебное пособие. М. — СПб., 2005,- с. 289–308.

20. Шарипова Л. В. Речь современного ребёнка. Роль учителя в формировании речи школьников. Электронный ресурс https://infourok.ru/statya-po-teme-rech-sovremennogo-rebyonka-rol-uchitelya-v-formirovanii-rechi-shkolnikov-5412980.html

Ключевые слова

русский язык, оценка, адаптация, тестирование, беседа, здоровье, устная речь, мышление, функциональное состояние, ученик, учитель, психическое здоровье, нейрофизиология, уровень тревожности, эффективность деятельности, память, школьное образование, внимание, травма, собеседование, логика, долголетие, тесты, речевое поведение, самооценка, культура речи педагога, психопрофилактика, индекс напряжения, заболевание, психогигиена, психофизиология, оздоровление, консультация, современная школа, родитель, самочувствие, грамотность, рекомендация, желание учиться, диктант, аппаратное обследование, дидактика Зотовой Татьяны Владимировны, дидактические приёмы, консультация-тестирование, латеральная ориентация, мотивация к обучению современных школьников, нарушения письма и речи, нейрофизиологическое обследование, педагогические условия коррекционной работы, пространственная ориентация, речевой портрет учителя и ученика, темп деятельности, формирование навыков грамотного письма, функциональное напряжение, эмоционально-личностные особенности ученика