Проблема педагогической коррекции школьной дезадаптации первоклассников | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы

Опубликовано в

XLVII международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Казань, март 2023)

Дата публикации: 01.04.2023

Статья просмотрена: 56 раз

Библиографическое описание:

Затеева, Т. Г. Проблема педагогической коррекции школьной дезадаптации первоклассников / Т. Г. Затеева, А. С. Гончарова. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы XLVII Междунар. науч. конф. (г. Казань, март 2023 г.). — Казань : Молодой ученый, 2023. — С. 41-46. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/485/17900/ (дата обращения: 04.05.2024).



В статье определяются особенности педагогической коррекции школьной дезадаптации первоклассников.

Ключевые слова: дезадаптация, адаптация, виды школьной дезадаптации, компоненты школьной дезадаптации, педагогическая коррекция.

В последнее время педагогическое сообщество стало задумываться о том, что целью школы, в первую очередь, является формирование здоровой, гармонично развитой личности, которая способна к самоанализу, рефлексии, проявляет свое творческое начало и может стать полноценным членом общества. Но, к сожалению, педагоги, психологи и специалисты все чаще сталкиваются с тем, что современный ребенок не справляется с нагрузкой, с переходом на новый уровень обучения, который влечет за собой обретение новой социальной роли «Ученик», на фоне такого стрессового состояния возрастает число детей, которые имеют психосоматические заболевания.

Данная проблема связана с школьной дезадаптацией, которая мешает ребенку полноценно развиваться, затрудняет его обучение. Дети, поступая в школу меняют свою общественную роль, а это влечет за собой перемены устоявшихся стандартов и действий, отношений с окружающими, появляется потребность к изучению и освоению новых общепризнанных требований, норм и условий, предъявляемых к ребенку школой, педагогом и родителями.

Школьная адаптация — это приспособление ребенка к новой системе социальных условий, новым отношениям, требованиям, видам деятельности, режиму жизнедеятельности. Если перечисленные навыки не соответствуют вышеуказанным условиям, то это недостаточное освоение называют дезадаптацией.

Дезадаптация рассматривалась различными авторами в соответствии с понятием адаптации, как динамического процесса перестройки функциональных систем организма, обеспечивающего динамическое возрастное развитие, среди таких психологов есть такие фамилии: Б. Г. Ананьев, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн и другие ученые.

Вопросами, посвященными проблеме школьной дезадаптации, ученые занимались на протяжении всего развития психологической науки и практики. В отечественной психологии исследованиями в этой области занимались ученые П. К. Анюхин, М. М. Безруких, А. Л. Венгер, С. Г. Вершдлевский, А. Д. Гонеев, Г. С. Зобина, И. К. Кряжева, А.Г Мороз, Т. С. Полякова, Т. А. Филиппова, И. В. Шалыгина.

Основные работы, в которых исследовались вопросы школьной (образовательной) дезадаптации, относящиеся к начальному периоду обучения детей и рассмотренные через основные компоненты дезадаптации выполнены следующими авторами: Э. М. Александровская, Л. И. Божович, А. Л. Венгер, Н. И. Гуткина, В. В. Давыдов, И. В. Дубровина, В. И. Зубовский, И. А. Коробейников, Н. Г. Лусканова и другими.

На сегодняшний день, проблему приспособления ребенка к школе испытывает каждый третий первоклассник, при этом каждый год процентное содержание детей, которые испытывают трудности в адаптации к школе, возрастает.

Вопросам школьной адаптации уделяется недостаточно времени и внимания со стороны образовательных учреждений и учителей. В связи с этим рассмотрение особенностей педагогической коррекции школьной дезадаптации первоклассников, является первостепенной задачей нашей работы.

Для начала мы проанализировали психолого-педагогическую литературу и выявили ряд определений понятий «адаптация» и «дезедацтация», в трактовке различных авторов.

По определению В. И. Загвязинского адаптация — это приспособление к жизненной среде с целью выживания и преодоления ограниченной этой среды для осуществления программы саморазвития и самообеспечения. [3]

Ю.Н Дрешер считал, что адаптация — это приспособление к чему-либо, усвоение норм и ценностей среды, изменение, преобразование среды в соответствии с новыми условиями и целями деятельности. [4]

И. И. Калачева трактовала термин адаптация как процесс приспособления личности к социально-психологическим условиям среды. [5]

И. И. Калачева определяла дезадаптацию как невозможность приспособиться, промежуточное состояние здоровья человека в общем спектре состояний от нормы до патологии. [5]

В глоссарии терминов по вопросам инклюзивного образования термин «дезадаптация» трактуется как психическое состояние, возникающее в результате несоответствия социо-психологического или психофизиологического статуса ребенка требованиям новой социальной ситуации.

По мнению А. С. Воронина дезадаптация — это психическое состояние, возникающее в результате несоответствия социо-психологического или психофизиологического статуса (возможностей) человека требованиям ситуации жизнедеятельности, что, в свою очередь, не позволяет ему адаптироваться в условиях среды его существования. [6]

По определению Г. М. Коджаспировой дезадаптация — это психическое состояние, возникающее в результате несоответствия социо-психологического или психофизиологического статуса ребенка требованиям новой социальной ситуации. [7]

Рассмотрели основные виды дезадаптации, такие как: психическая, социальная, школьная, патогенная, психологическая. Особое внимание уделили компонентам школьной дезадаптации и типам проявления ШД. Были выявлены критерии проявления школьной дезадаптации.

Во многих источниках термином «школьная дезадаптация» фактически определяются любые затруднения, возникающие у ребенка в процессе школьного обучения. Но единого мнения ученых, что считать нарушениями школьной адаптации, до сих пор нет [1].

С помощью литературных источников мы выяснили, что понятие «школьная дезадаптация» является собирательным и включает:

— социально-средовые признаки (характер семейных отношений и влияний, особенности образовательной среды, в которую помещен ребенок, межличностные неформальные отношения);

— психологические признаки (индивидуально-личностные особенности, которые мешаю ребенку включиться в работу, формирование девиантного, антиобщественного поведения);

— медицинские признаки (отклонения психофизического развития, уровень заболеваемости).

На наш взгляд, нужно учитывать и особенности формирования школьной дезадаптации, так как дезадаптация зависит еще и от причин и механизмов, которые лежат в основе ее развития.

На основе этих причин образуется так называемая «группа риска», а это «отказные дети», рано лишившиеся родителей, из социальной и дезорганизованной семьи с постоянными конфликтными отношениями, к которым предъявляются повышенные требования со стороны взрослых, с клиническими нарушениями в здоровье. с временной задержкой психического развития, с психофизическим инфантилизмом, «домашние» дети, одаренные дети.

Практически ни у одного ребенка переход от дошкольного детства к систематическому школьному обучению не совершается плавно. Поступление детей в школу совпадает по времени с возрастным кризисом развития. Это очень трудный период для ребенка, особенно для ребенка группы риска, у которого снижены механизмы адаптации и повышен уровень тревожности [2]

Особенность педагогической коррекции ШД заключается в том, чтобы педагог обращал особое внимание на поведение своих подопечных, как правило сам ребенок и его поведение сигнализирует взрослым о наличии проблемы, с которой следует бороться в комплексе с родителями и специалистами школы.

Нами были выявлены сигналы ребенка, на которые нужно обратить пристальное внимание, например, признаками истощения могут служить такие проявления в поведении: ребенок крутится, не может ровно сидеть за партой, зевает, многократно роняет предметы, не способен повторить только что заданный вопрос. Также к сигналам можно отнести еще и признаки утомляемости, которые проявляют дети на перемене, например, ребенок уединяется, не желает разговаривать со сверстниками, проявляет признаки агрессивного поведения, ходит «на цыпочках» или же безостановочно бегает.

Таким образом, чтобы плавно и грамотно преодолеть период школьной адаптации или же побороть дезадаптацию, педагогу нужно предпринять ряд действий по созданию положительного эмоционального фона отношений в новом социальном пространстве, где сотрудничество учителя и родителей обеспечивает снижение уровня тревожности у всех действующих в нем субъектов. Данные шаги позволят сделать период адаптации первоклассников недолгим, а результаты его — высоким.

Литература:

  1. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте./СПб.: Питер, 2008.
  2. Асеев В. Г. Возрастная психология./М.: Просвещение, 2012.
  3. Загвязинский В. И. Теория обучения. Современные интерпретации. — М.; 2001
  4. Дрешер Ю. Н. Библиотерапия. Полный курс: учеб. пособие. — М: «Издательство Гранд-ФАИР», — 2007.
  5. Калачева И. И. Словарь социального педагога и социального работника / под ред.:]
  6. Воронин А. С. Словарь терминов по общей и социальной педагогике. Екатеринбург: ГОУ ВПО УГТУ-УПИ, 2006. — 135 с.]
  7. Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю. Педагогический словарь. М.: Академия, 2003. — 176 с/

Ключевые слова

адаптация, дезадаптация, педагогическая коррекция, виды школьной дезадаптации, компоненты школьной дезадаптации