Дидактические игры на основе конструктора «Йохокуб» как средство коррекции и развития речи у детей с ОВЗ | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 4. Дошкольная педагогика

Опубликовано в

XLVII международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Казань, март 2023)

Дата публикации: 31.03.2023

Статья просмотрена: 791 раз

Библиографическое описание:

Терещенко, Г. С. Дидактические игры на основе конструктора «Йохокуб» как средство коррекции и развития речи у детей с ОВЗ / Г. С. Терещенко. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы XLVII Междунар. науч. конф. (г. Казань, март 2023 г.). — Казань : Молодой ученый, 2023. — С. 30-36. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/485/17883/ (дата обращения: 03.05.2024).



Статья посвящена возможностям использования технологии «Йохокуб» в коррекционно-развивающем процессе с детьми, имеющими особые возможности здоровья. Предложена авторская дидактическая игра на основе конструктора Е. Н. Чуйковой для развития коммуникативных навыков дошкольников.

Одной из технологий, позволяющей решить задачу объединения предметных и метапредметных знаний, позволяющих ребенку быть успешным и востребованным в будущем, является STEAMS-образование (S — естественные науки, T — технология, E — инженерное искусство, A — творчество, M — математика, S — сделай сам (самостоятельность ребенка в выполнении и контроле действий).

Обучение с помощью STEAMS-технологий — это всегда экспериментальная деятельность, направленная на решение какой-то реальной проблемы. Работа в команде, диалог, исследование, эксперимент, конструирование, разнообразные активности направлены на формирование значимого для ребенка продукта. В дошкольном образовании ставится акцент на проектно-исследовательскую и игровую деятельность, ориентированную на развитие самостоятельности в поиске решений, конструирование продуктов деятельности во взаимодействии.

Одной из уникальных технологий STEAMS-образования является технология « Йохокуб» , которая эффективно развивает умение критически мыслить, владеть навыками моделирования, исследования, коммуникации, способности к взаимодействию и креативности. Автор конструктора — Елена Владимировна Чуйкова.

«Йохокуб » — первый в России картонный конструктор, развивающий, вдохновляющий на изобретение и творчество; эко-конструктор, состоящий из кубов и призм, которые собираются в 3D-формате из плоских форм и соединяются между собой скобками в любом направлении. Благодаря особому способу соединения модели из конструктора « Йохокуб » прочны и могут быть пересобраны в новые формы. Кубики из картона очень легко декорировать — раскрашивать, наклеивать стикеры, аппликации, производить декупаж. Эта особенность дает конструктору « Йохокуб » преимущество перед другими конструкторами из картона.

Сценарий авторской Steam игры из Йохокуба «Говорящие паровозики»

Игра нацелена на детей с тяжёлыми нарушениями речи. У них отмечаются трудности формирования саморегуляции, быстрая утомляемость, нестойкость интересов, пониженная наблюдательность, сниженная мотивация, трудности в общении с окружающими, в налаживании контактов со своими сверстниками, страдает речь, внимание, с трудом осваивают грамматику. Им нужна опора на наглядность: прикоснуться, взять, рассмотреть, потрогать, пошевелить. В этом лучший помощник конструктор Йохокуб.

Алгоритм составления сценария steam игры «Говорящие паровозики»

Технология

Характеристика

На что ориентирована

Описание практики

S

Наука

Что и как исследуем? Что и как изучаем? Что и как познаем?

— Исследуем объёмные фигуры из Йохокуба: призмы и кубы; принцип сборки и соединения между собой Йоходеталей;

— Проводим анализ свойств объёмных фигур;

— Изучаем принцип построения предложения;

— Систематизируем и расширяем знания детей по лексическим темам;

— Познаём моделирование.

T

Технология

Какой алгоритм деятельности осваивают дети?

— Учимся собирать и соединять кубы, призмы;

— Создаём игровое пространство, готовим место для будущей игры;

— Моделируем по схемам, а также словесной инструкции педагога, соединяем построенные объекты в единую композицию;

— Играя, выполняем задания, закрепляем названия, цвет, форму, признаки, действия.

E

Инжиниринг

Какой продукт (проект) создают дети?

— Создаём говорящие паровозики.

A

Искусство

Какие художественно-выразительные средства искусства ребенок осваивает?

— Освоение художественно-выразительных средств, таких, как цвет, колорит, сюжетосложение, декорирование паровозиков, способность к речетворчеству, использованию художественного слова.

M

Математика

Какие элементы математического мышления развивает ребенок ( геометрическое, пространственное, алгоритмическое , временное, комбинаторика и т. п.)

— Развивается геометрическое мышление (конструирование куба, треугольной призмы), алгоритмическое (умение выстраивать алгоритм действий в игре), пространственное, гибкость мышления, способность переключения от одной операции к другой, а также комбинаторика (умение составить несколько комбинаций из данных объектов). Закрепляются ЭМП: счёт, порядковый номер, форма и др. Логические операции развивают анализ, синтез, сравнение, аналогию.

S

Сделай сам

В какой вид активности вовлечены дети (проектная, игровая, речевая, познавательная, исследовательская, элементарная инженерно-техническая, коммуникативная и др.)

Дети вовлечены в игровую активность, познавательную, речевую (составление предложений, рассказов и т. д.), исследовательскую, элементарную инженерно-техническую (сборка итогового продукта, умение правильно сопоставить задания), коммуникативную активность (при парной или командной игре).

Цель игры: развитие у детей старшего дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи (ТНР) коммуникативных навыков: лексико-грамматического строя речи, связной речи.

Возрастная группа : старший дошкольный возраст.

Коррекционно-образовательные задачи:

— Уточнение, расширение и активизация словаря детей по лексическим темам;

— Совершенствование грамматического строя речи, развитие связной речи;

Коррекционно-развивающие задачи (развитие STEAMS навыков):

— Развитие умения видеть образовательную задачу и подбирать способы ее реализации;

— Развитие умения моделировать образ будущей деятельности (конструктивной, речевой);

— Развитие умения выбирать алгоритм деятельности в соответствии с образовательной задачей,

— Развитие умения применять творческие механизмы реализации замысла (собственные продукты: рассказ, сказка, модель, игра);

— Развитие умение вступать в коммуникацию со сверстниками по поводу решения образовательной задачи;

— Развитие умения придумать техническое решение поставленной задачи, применение элементов математического мышления; способность к речетворчеству, способность к сюжетосложению);

— Развитие мелкой моторики

— Развитие ВПФ: памяти, внимания, мышления, воображения.

Коррекционно-воспитательные задачи:

— Воспитание доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности, навыков сотрудничества, взаимопонимания.

Содержание игры:

В группе компенсирующей направленности каждая неделя подчинена определённой тематике. В данной игре тема: «Дикие животные»

  1. Подготовительный этап игры начинается с самостоятельной сборки детьми кубов, призм.
  2. Основной этап:

1 вариант игры «Самый длинный паровозик».

Кубики декорированы геометрическими фигурами: круг, треугольник, квадрат и прямоугольник. Круг — это объект (в данном случае — животное), треугольник — признак объекта (какой, какая), квадрат — действие объекта, прямоугольник — дополнение, уточнение. Дети по очереди выбирают любое дикое животное из предложенных картинок и подбирают к нему признаки, например: медведь (какой?) — бурый, большой, неуклюжий, голодный, свирепый, разъяренный и т. д.; лиса (какая?) — рыжая, хитрая, умная, хищная, дикая, ловкая, быстрая, осторожная, молодая и т. д. По мере называния признаков животных паровозики удлиняются и соединяются скобами. Важен момент соединения «вагончиков» с помощью скоб: нашим детям это нелегко, происходит развитие мелкой моторики и, одновременно, является для детей показателем успешного выполнения задания. У кого паровозик длиннее, тот и выиграл. Игра может проводиться как индивидуально, так и подгруппами.

2 вариант игры — «Читаем схемы».

Ведущий придумывает различные предложения, а команды на слух собирают соответствующие паровозики. Например: Серый заяц сидел под колючим кустом (треугольник, круг, квадрат, треугольник, прямоугольник).

Ёжик почувствовал опасность и свернулся в клубок (круг, квадрат, прямоугольник, квадрат, прямоугольник) и т. п.

Чья команда быстро и правильно построит паровозик, та и побеждает. После этого соединяют паровозики скобами, декорируют первые вагончики.

3 вариант игры — «Зашифрованный паровозик».

Одна команда детей выкладывает другой команде схему и предлагает составить по ней предложение. Например: треугольник, круг, квадрат, прямоугольник (пушистая белка прыгает ловко);

круг, квадрат, прямоугольник, квадрат, треугольник, прямоугольник (лиса живёт в лесу и носит рыжую шубу) и

треугольник, треугольник, круг, квадрат, прямоугольник (злой и голодный волк вышел на охоту) т. д.

Затем команды меняются ролями. Какая команда меньше будет ошибаться, та и победит. Судьями могут быть дети, не задействованные в игре.

4 вариант игры. «Загадочные пассажиры».

В окошки паровозиков можно посадить маленьких игрушечных животных, предложить достать на ощупь любое животное и составить про него рассказ. Одно предложение — один вагончик присоединяется, два предложения — второй присоединяется, три предложения — следующий вагончик и т. д. У кого больше паровозик, тот и молодец!

  1. Заключительный этап игры — рефлексия.

Дети с удовольствием играли в игру «Говорящие паровозики», развивались коммуникативные навыки: лексико-грамматический строй речи, связная речь.

Практическая значимость игры «Говорящие паровозики» заключается в многовариантности, возможности адаптации её к любой лексической теме, к решению разноплановых задач дошкольного образования. В зависимости от решаемой задачи игра может быть эффективна в любом центре занятости детей.

Педагогическое значение игры «Говорящие паровозики» с использованием технологии «Йохокуб»: конструктор ЙОХОКУБ через игру развивает абстрактное мышление, конструкторские навыки, творческие способности, мелкую моторику, приучает к коллективному действию в группе.

Социальная значимость: у детей формируется умение видеть образовательную задачу и подбирать способы ее реализации; умение моделировать образ будущей деятельности (конструктивной, проектной, речевой и т. п.); умение выбирать алгоритм деятельности в соответствии с образовательной задачей, умение применять творческие механизмы реализации замысла (собственные продукты: рассказ, составление предложения, создание игрового пространства); умение вступать в коммуникацию со сверстниками по поводу решения образовательной задачи; умение придумать техническое решение поставленной задачи, применение элементов математического мышления; способность к речетворчеству, способность к сюжетосложению. Таким образом, в STEAMS-среде у детей активно развиваются познавательные способности, речь, критическое мышление, развиваются оба полушария мозга, т. к. происходит объединение научно-технического и арт-направления.

Литература:

  1. Челышева, Ю. В. Steams-среда и навыки будущего / Ю. В. Челышева // STEAMS практика в образовании: Сборник лучших STEAMS практик в образовании / Сост. е. К. Зенов, О. В. Зенкова, — Москва: Издательство «Перо», 2021. — С. 13–15
  2. Анисимова Т. И., Шатунова О. В., Сабирова Ф. М. STEAM-образование как инновационная технология для Индустрии 4.0 // Научный диалог. — 2018. — № 11. — С. 322- 332.
  3. Волосовец Т. В., Маркова В. А., Аверин С. А. STEM-образование детей дошкольного и младшего школьного возраста. Парциальная модульная программа развития интеллектуальных способностей в процессе познавательной деятельности и вовлечения в научно-техническое творчество: учебная программа / Т. В. Волосовец и др. — 2-е изд., стереотип. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2019. — 112 с.