К вопросу о формировании этнокультурной компетентности личности современного педагога | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

К вопросу о формировании этнокультурной компетентности личности современного педагога / Ю. А. Прокопьева, И. В. Лавренко, Н. А. Ян [и др.]. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы XLVI Междунар. науч. конф. (г. Казань, март 2023 г.). — Казань : Молодой ученый, 2023. — С. 24-29. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/483/17857/ (дата обращения: 06.05.2024).



Ключевые слова: этническая идентичность, стереотип, полиэтническая среда, психологическая адаптация, этническая общность, этническая толерантность.

Человек, реализуя свои природные, социальные возможности (самоактуализация, саморазвитие) и потребности в соответствии с этическими нормами, отношениями, устанавливает взаимосвязь внешней среды со своим внутренним миром, по мнению К. А. Абульхановой-Славской.

В контексте выработки взгляда на определенный тип поведения представителей этногруппы, актуальной для полиэтнической среды, является этнокультурная компетентность как свойство личности, выражающегося в наличии совокупности объективных представлений и знаний о той или иной этнической культуре и реализующееся через умения, навыки и модели поведения. Это способствует эффективному межэтническому взаимопониманию и взаимодействию, как одной из ключевых компетенций педагогических работников, в том числе, работающих с детьми дошкольного возраста. (А. Е. Шабалдас).

По мнению Т. Г. Стефаненко, этнокультурную компетентность необходимо рассматривать как проявление этнической толерантности. Актуальным являются направления деятельности по взаимодействию и повышению профессионализма педагогических работников те формы работы, которые содействует расширению этнического опыта личности педагога, понимание происхождения источников и последствий нетерпимого отношения к людям иной национальности, это позволяет достигать согласования разнородных интересов и точек зрения, присущих этническим группам и их представителям без применения давления на основе компромиссного, приемлемого для всех решения, что является одной из актуальных компетенций современного педагогического работника.

В ходе психолого-педагогических исследований психологами выявлены внешние и внутренние детерминанты этнической толерантности.

Внутренние детерминанты:

– индивидуальные свойства личности (возраст, пол, темперамент);

– индивидуально-типологические свойства личности (самооценка, потребности, тип поведения в конфликтной ситуации, тип межличностных отношений).

Внешние детерминанты:

– политическая обстановка в государстве;

– особенности социально- исторического образа жизни;

– особенности среды проживания субъекта;

– профессиональная ориентация субъекта;

– миграционные процессы в стране.

Кроме того, в психологии выявлены механизмы инкультурации и аккультурации:

– механизм инкультурации — процесс вхождения в культуру своего народа (усвоение норм, установок, стереотипов, ценностей своего народа);

– механизм аккультурации — процесс взаимовлияния людей с определенной культурой друг на друга и результат этого влияния, выражающийся в изменении паттернов культуры этнических групп.

Также во взаимодействии представителей разных этнических групп проявляется этническая идентичность. По мнению Т. Г. Стефаненко этническая идентичность проявляется в переживании отношений «Я» личности и этнической среды — своего тождества с одной этнической общностью и отделения от других. Это самоактуализация, достигаемая индивидом в процессе конкретизирования образа окружающего мира и своего места в нем.

В структуре этнической идентичности выделяют такие компоненты, как:

– когнитивный (знания, представления об особенностях собственной группы и осознание себя ее членом, аффективный (чувство принадлежности к группе, оценка ее качеств, отношение к членству в ней),

– поведенческий (проявление себя членом определенной группы) (Л. М. Дробижева).

По мнению В. И. Любимова, одним из ведущих критериев оценки уровня культуры человека выступает способность к восприятию информации, пониманию смысла. Понимание является связующим звеном между конкретными видами и формами знания в освоении новых сфер деятельности, с одной стороны, и мировоззренческими структурами с другой.

Для педагога важным является осознание его личностью переживаний, возникающих вследствие влияния этнических стереотипов.

Структура этнической идентичности включает компоненты:

– когнитивный (содержание авто- и гетеростереотипов, самоидентификация)

– аффективный (чувство принадлежности к этнической общности, выраженность этноцентризма, проявляющиеся в направленности этнических аттитюдов и этнических стереотипов).

– поведенческий.

В зарубежной психологии в работах Дж. Байема, К. Макколи, К. Скитта и др. в стереотипах рассматривается функция защиты ценностей индивида, его социальной идентичности. В данном контексте предназначение стереотипов — установить отношения группы внутри самой группы, создав образ, позволяющий обеспечить некоторую целостность социальной общности.

Термин «стереотип» происходит от греческих слов stereos твердый и typos-отпечаток. Первоначально оно появилось в полиграфии для обозначения печатной формы-копии с типографского набора. В обыденной жизни понятие «стереотип» употребляется довольно часто как синоним слов «шаблон» или «стандарт».

В этнопсихологических исследованиях стереотип раскрывается как суждение, убеждение, образ, отражение различных элементов социальной действительности. Т. Г. Стефаненко раскрывает понятие стереотипа как явления обыденного сознания, основанного на стремлении человека свести проявления мира к определенным категориям и, на основе которых строится восприятие, понимание и оценка явлений.

Л. М. Дробижева рассматривает стереотип как вид социальной установки, ценностей, значимых для личности, проявляющейся в четко и устойчиво выраженной, фиксированной форме.

Существует классификация стереотипов, в основе которой заложен социальный аспект:

– антропологические (оценка на основе антропологических особенностей);

– этнонациональные (принадлежность к расе, нации, этнической группе и другие);

– социально-статусные (социальный статус);

– социально-ролевые (ролевая функция);

– экспрессивно-эстетические (внешняя привлекательность);

– вербально-поведенческие (особенности речи, мышления) [10].

Формирование групп стереотипов происходит по критериям:

– по эмоциональной окрашенности — на позитивные и негативные;

– по объекту стереотипизации — на этнические, гендерные, расовые и другие;

– по сферам общественной жизни — на индивидуальные, семейные и др.;

– по специфике деятельности — на мыслительные, закрепляющие представления об объекте или явлении;

– по поведенческим особенностям — фиксирующие поведенческий навык.

Кросс-культурные исследования этнических стереотипов указывают на зависимость межличностного восприятия, познания людей друг другом от установок, выраженных в пословицах, поговорках, скороговорках, сказках и преданиях, задаваемых особенности взаимодействия людей. Пример тому может быть «нормальная» для североамериканцев дистанция между партнерами в разговоре, воспринимаемая латиноамериканцами как дистанция отчужденности и незаинтересованности (Е. Т. Наll).

В условиях своей этнокультурной традиции происходит «врастание» человека в культуру «само собой», без противоречивых усилий человека через обряды и ритуалы.

Этические и эстетические суждения человека формируются на основе интерпретации мировой взаимосвязи и должного положения человека в мире. В условиях многообразия культурных традиций для человека возможна альтернатива:

– либо формируется активное и креативное сознание, которое постоянно через алгоритмы, задаваемые определенными культурами, воссоздает мысленный мир, свое место в мире, объясняет различные явления;

– либо проявляется стремление «спрятаться» в готовых, предрешенных смыслах мира, жизни, деятельности, задаваемых национальной самобытностью, религией или политическим учением (В. В. Базов).

Активность и самостоятельность современного человека в присвоении культуры проявляются не столько в приобщении личности к тем или иным ценностям этноса, сколько в рефлексивном самоопределении личности в ценностно-смысловом пространстве этноса. Результат такого самоопределения — референтный психологический образ этничности, в соответствии с которым личность формирует всю систему этнического самосознания и поведения (С. В. Саакян).

Экспериментально выявлено, что когнитивный компонент этнического стереотипа как субъектное содержание знания о каком-либо народе является более устойчивым при взаимодействии с представителями этого народа, чем эмоциональный и оценочный. При успешной совместной деятельности представителей разных народов эмоциональные и оценочные компоненты этнического стереотипа могут изменяться. При значительном изменении этнических стереотипов до и после взаимодействия с представителями конкретных национальностей этнические стереотипы остаются явлением, в большой степени определяющим взаимоотношения (А. С. Филиппов).

Таким образом , понятие психологической адаптации можно рассматривать как процесс активного приспособления индивида к новым условиям, требующий от личности усвоения определенных норм и ценностей, осознания необходимости формирования новых моделей поведения, оптимальных для среды, в которой оказывается индивид. В условиях адаптации в полиэтнической среде возникает необходимость осознания влияния этнических стереотипов на поведение индивида.

Теоретический анализ позволил выделить показатели психологической адаптации: степень эмоционального комфорта, тревожности, самопринятие, принятие других, интернальность, социометрический статус.

Своеобразие психологической адаптации педагогов к работе в образовательных учреждениях в полиэтнической среде обусловлено, как можно полагать, этническими стереотипами.

Литература:

  1. Абульханова-Славская, К. А. Деятельность и психология личности [Текст] / К. А. Абульханова-Славская. — М.: Наука, 1980. — 330 с.
  2. Дробижева, Л. М. Историческое самосознание как часть национального самосознания народов // Традиции в современном обществе: исследование этнокультурных процессов: сб. ст. / АН СССР, Ин-т этнографии им. Н. Н. Миклухо-Маклая; отв. ред. Л. М. Дробижева, М. С. Кашуба. — М., 1990. — С. 226–233.
  3. Дробижева, Л. М. Социальные параметры межэтнической стабильности и напряженности / Л. М. Дробижева, И. М. Кузнецов // Мир России. — 2000. — № 4. — С. 149–170.
  4. Стефаненко, Т. Г. Методы подготовки к межкультурному взаимодействию / Т. Г. Стефаненко, Е. И. Шлягина, С. Н. Ениколопов. — М.: МГУ, 1993. — С. 55–78.
  5. Стефаненко, Т. Г. Этнопсихология: практикум: учебное пособие для студентов вузов / Т. Г. Стефаненко. — М.: Аспект Пресс, 2006. — 208 с.
  6. Шабалдас, А. Е. Теория и практика формирования личности школьника в полиэтнической среде: дис…д-ра пед. наук / Шабалдас А. Е. — Ставрополь, 2005. — 319 с.

Ключевые слова

стереотип, этническая идентичность, этническая толерантность, психологическая адаптация, полиэтническая среда, этническая общность