Комплексный подход к преодолению общего недоразвития речи у дошкольников в условиях ДОУ | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Комплексный подход к преодолению общего недоразвития речи у дошкольников в условиях ДОУ / Л. В. Будаева, Н. В. Смирнова, Т. Г. Корнеева [и др.]. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы XLVI Междунар. науч. конф. (г. Казань, март 2023 г.). — Казань : Молодой ученый, 2023. — С. 58-61. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/483/17841/ (дата обращения: 27.04.2024).



В данной статье рассматривается вопрос комплексного подхода к преодолению общего недоразвития речи у дошкольников в условиях общеобразовательного дошкольного учреждения. Статья может быть полезна педагогам и специалистам, работающим с детьми с нарушениями речи.

Ключевые слова: взаимодействие, коррекция речевых нарушений, общее недоразвитие речи, комплексный подход.

Общее недоразвитие речи характеризуется нарушением всех компонентов речевой системы, относящихся как к звуковой, так и к смысловой сторонам речи. К сожалению, помимо речевого недоразвития у детей с ОНР имеется ряд других проблем: трудности формирования познавательной деятельности, недоразвитие эмоционально-волевой сферы.

Целью обучения детей с ОНР является устранение или компенсация дефекта и вторичных проявлений, вызванных недоразвитием. Решение этой сложной задачи возможно при комплексной организации системы воспитания и обучения, предусматривающей последовательное целенаправленное преодоление нарушений в речевом развитии и нормализации свойственных детям особенностей психического развития.

Общее недоразвитие речи в чистом виде встречается крайне редко. Чаще всего — это сочетанный дефект: ОНР, обусловленное нарушением произносительной стороны речи вследствие недостаточности иннервации речевого аппарата (дизартрия); нарушением структурно-семантического оформления высказывания (алалия); нарушением тембра голоса и звукопроизношения, обусловленных анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата (ринолалия); ОНР при задержке психического развития; сочетание ОНР с неврологическими и психопатическими синдромами и др. Таким образом, учитывая вышеперечисленные особенности детей с ОНР, для более успешной коррекции речевых нарушений необходимо: согласование путей коррекционно-логопедического воздействия со службой сопровождения ДОУ.

Многообразие проявлений общего недоразвития речи у детей с учётом вторичных отклонений подразумевает комплексность воздействия. В нашем учреждении эффективность коррекционной работы с детьми с тяжелыми речевыми нарушениями определяется четкой организацией их пребывания в ДОУ, правильным распределением нагрузки в течение дня и преемственностью в работе учителя-логопеда и других специалистов учреждения. Работа предполагает сочетание коррекционно-педагогической, оздоровительной работы, направленной на нормализацию всех сторон речи, моторики, психических процессов, воспитания личности ребенка и оздоровления организма в целом. При организации работы с детьми с ОНР в условиях нашего детского сада созданы условия для совместной работы учителя-логопеда, педагога-психолога, воспитателей, музыкальных руководителей, инструктора по физической культуре, а также инструктора по плаванию. Эта работа имеет согласованный, комплексный характер.

Прежде чем планировать коррекционную работу каждый ребенок должен пройти комплексное обследование специалистами ДОУ, цель которого установить степень нарушения речи, психологические особенности, состояние здоровья, компенсаторные возможности, определить маршрут индивидуального развития. Углубленное изучение речевой патологии у детей с ОНР позволит, точнее, построит маршрут индивидуальной логопедической работы, проследить за динамикой речевого развития.

Если учитель-логопед осуществляет основную работу по коррекции речевого нарушения, то воспитатели групп, помимо развития речи, реализовывает задачи программы детского сада по другим разделам. Особое место отводится определению в режиме дня времени для занятий с воспитанниками, зачисленных на логопедические занятия по рекомендациям учителя-логопеда. Как правило, эта работа осуществляется во вторую половину дня. Помимо этого воспитатель организовывает игры, включает в занятия задания способствующие развитию психических процессов детей с речевыми нарушениями.

Коррекционная работа педагога-психолога включает реализацию следующих направлений: совместное планирование работы с логопедом и воспитателем, углубленная диагностика проблемных детей, разработка индивидуальных рекомендаций логопеду и воспитателям, работа с семьями. Обучение педагогического персонала на семинарах, консультациях, тренингах.

На занятиях физической культурой у детей развиваются крупная и мелкая моторика. Инструктор по ФИЗО включает в свои занятия эффективные упражнения с массажными мячами, сопровождающиеся стихами, упражнения на развитие пальчиковой моторики, упражнения на развитие дыхания. Использует на занятиях упражнения на координацию движения с речью, рекомендованные учителем-логопедом, учитывая индивидуальные особенности детей с ОНР. На занятиях присутствует рациональное соотношение статических нагрузок, что важно для детей с нарушениями речи.

Музыкальные руководители совместно с учителем-логопедом, педагогом-психологом, воспитателем разрабатывали индивидуальные маршруты на детей с ОНР, которые включали в себя работу над развитием слухового внимания и слуховой памяти, оптико-пространственных представлений, темпа и ритма дыхания и речи, орального праксиса, фонематического слуха, умения передавать несложный музыкальный ритмический рисунок.

Дети с ОНР посещают бассейн нашего учреждения. Инструктор по плаванию на своих занятиях решает такие задачи как: умение правильно дышать, развивает мышцы спины, шеи, лица. Акватерапия оказывает благоприятное воздействие на детей: убирает психологические зажимы, благодаря расслаблению в воде, увеличивает социальную общительность детей благодаря занятиям в группе.

Комплексный подход к преодолению речевого дефекта предполагает активное участие в нем родителей воспитанников, которые в состоянии все знания, речевые навыки, умения детей, полученные на занятиях учителя — логопеда, воспитателей закрепить в повседневной жизни.

Таким образом, коррекционно-развивающая работа по преодолению ОНР у дошкольников в ДОУ многоаспектна. предполагает взаимодействие многих специалистов учреждения и носит комплексный характер.

Литература:

  1. Волкова Г. А. Методика обследования нарушения речи у детей. — СПб.: САЙМА, 1993.
  2. Гомзяк О. С. Комплексный подход к преодолению общего недоразвития речи у дошкольников//Логопед 2004. № 4.
  3. Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста. — М.: Айрис — пресс, 2004.
  4. Шипицына Л. М. Комплексное сопровождение детей дошкольного возраста. — СПб.: Речь, 2003.