Формирование функциональной грамотности посредством применения стратегий функционального и смыслового чтения на уроках английского языка в средней школе | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы

Опубликовано в

XLVI международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Казань, март 2023)

Дата публикации: 13.03.2023

Статья просмотрена: 205 раз

Библиографическое описание:

Карабанова, В. А. Формирование функциональной грамотности посредством применения стратегий функционального и смыслового чтения на уроках английского языка в средней школе / В. А. Карабанова. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы XLVI Междунар. науч. конф. (г. Казань, март 2023 г.). — Казань : Молодой ученый, 2023. — С. 37-44. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/483/17838/ (дата обращения: 29.04.2024).



В статье анализируется понятие «формирование функциональной грамотности» через применение стратегий функционального и смыслового чтения на уроках английского языка. Рассматриваются читательские стратегии для полного понимания и восприятия текста как основного источника приобретения знаний, особенно в области изучения английского языка.

Ключевые слова: функциональная грамотность, смысловое чтение, английский язык, стратегия, текст, функциональное чтение.

Введение

В современном усложняющемся мире использовать технические навыки чтения или просто уметь читать является недостаточным. Необходимо иметь навыки функционального чтения, т. е. уметь воспринимать текст, прочувствовать социально-психологический мир автора, понимать его целевую установку, функцию и стиль текста, уметь персонифицировать прочитанный контекст. В современном обществе также используется термин «читательская грамотность», который описывает «читательский навык» как метапредметное умение с налетом прагматики. В концепции УУД, также выделяются действия смыслового чтения, связанные с аналитическим, интерпретирующим и критическим видами чтения.

Следует отметить, что функциональное чтение и функциональная грамотность — это два понятия, которые имеют сходства, но различаются в своем содержании. Функциональное чтение относится к способности читать тексты с целью извлечения из них конкретной информации, необходимой для выполнения какой-то задачи или достижения определенной цели. Функциональное чтение обычно связано с определенным контекстом, например, чтение инструкции по сборке мебели или чтение текста на иностранном языке для выполнения задания на уроке.

С другой стороны, функциональная грамотность — это более широкое понятие, которое охватывает не только чтение, но и другие аспекты языковой деятельности, такие как письмо, говорение и понимание на слух. Функциональная грамотность предполагает умение использовать язык для выполнения задач в конкретных контекстах, а также для взаимодействия с другими людьми в различных ситуациях.

Таким образом, функциональное чтение — это один из аспектов функциональной грамотности, который связан с чтением текстов в определенных контекстах для выполнения задач, в то время как функциональная грамотность охватывает более широкий диапазон языковых умений, необходимых для успешного функционирования в обществе.

Целью данной статьи является описание стратегий функционального и смыслового чтения на уроках английского языка и рассмотрение преимуществ использования данных стратегий для развития навыков чтения и понимания текстов на английском языке, а также формирования функциональной грамотности обучающихся средней школы.

Задачи статьи предусматривают:

— Описание основных стратегий функционального и смыслового чтения на уроках английского языка;

— Рассмотрение методов формирования функциональной грамотности учащихся через стратегии функционального и смыслового чтения;

— Обсуждение преимуществ использования данных стратегий для развития навыков чтения и понимания текстов на английском языке;

— Предоставление рекомендаций по использованию стратегий функционального и смыслового чтения на уроках английского языка.

Актуальность

Функциональная грамотность и читательская грамотность являются важными навыками, которые необходимо развивать и улучшать на протяжении всей жизни. Они позволяют человеку лучше ориентироваться в информационном пространстве, делать обоснованные выводы, принимать решения и эффективно взаимодействовать в обществе.

Международные эксперты выделяют пять уровней функциональной грамотности чтения, замеряют их по трем параметрам: уметь понимать контекст и подбирать соответствующие лексические единицы, понимать текста и на его основе делать выводы, а также осмыслить и оценить прочитанное. [2] Уровень грамотности может варьироваться в зависимости от целей чтения, текстов и культурных особенностей. Именно результаты обучающихся, достигших высшие показатели функциональной грамотности являются показателем их конкурентоспособности в современном мире.

Алексашина И. Ю. и др. [1] отмечают, что термин «функциональная грамотность» требует пояснения и уточнения, в силу несоответствия быстрых социокультурных перемен и развития образования. Авторы предлагают внести следующие корректировки в содержание функциональной грамотности: ‘под функциональной грамотностью понимается «повышаемый по мере развития общества и роста потребностей личности уровень знаний и умений, необходимый для полноправного и эффективного участия человека в экономической, политической, гражданской, общественной и культурной жизни своего общества и своей страны, для содействия их прогрессу и для собственного развития» [1, 2]. Таким образом, функциональная грамотность должна быть ориентирована на реальные потребности и вызовы современного мира, а также на удовлетворение личных потребностей человека в развитии и достижении успеха в жизни.

Современные эксперты настаивают на пересмотре критериев, оценивающих функциональную грамотность, так как обучающимся необходимы четкие и ясные ориентиры развития. Кроме того, эксперты также подчеркивают необходимость учета различных культурных, социальных и лингвистических контекстов при оценке функциональной грамотности. Это может включать оценку того, насколько успешно человек может использовать свои навыки чтения и понимания текста в различных культурных контекстах и общественных ситуациях.

Указ Президента РФ «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» [3] нацеливает на обеспечение глобальной конкурентоспособности выпускников и вхождение Российской Федерации в число десяти ведущих стран мира по качеству образования. Таким образом, современные вызовы образования изменяют парадигму нашего образования и требуют глубокого осмысления в плане содержания учебно-практических задач. Необходимо подчеркнуть, что формирование функциональной грамотности осуществляется в рамках применения методологии компетентностного подхода, который является одним из ключевых факторов в изменении парадигмы образования.

Компетентностный подход в образовании предполагает не только усвоение определенных знаний, но и развитие навыков и умений, которые помогают выпускнику справляться с различными жизненными ситуациями и задачами. В рамках компетентностного подхода формируются такие навыки, как анализ и оценка информации, принятие решений, коммуникация, творческое мышление и другие, которые являются важными компонентами функциональной грамотности.

В условиях информационного общества развитие страны зависит от способности читать и осваивать огромные объемы информации. Именно поэтому в современном образовании чтению отводится главная роль, т. к. чтение лежит в основе формирования ключевых компетентностей. Но для того, чтобы научить школьников работать с текстом, необходимо предложить обучающимся применять стратегии функционального чтения. Как упоминает Граник и др. «для того, чтобы научить школьников работе с текстом, учитель должен знать, каким конкретным приемам работы нужно обучать и как это делать» [4].

Как было упомянуто ранее, для того чтобы обучить школьников работе с текстом, необходимо не только понимание содержания текста, но и умение применять различные стратегии чтения и анализировать информацию, содержащуюся в тексте. Важно также научить школьников связывать информацию из разных источников и применять ее в практической деятельности.

Для этого учителя могут использовать различные методы и технологии обучения, например, работа в малых группах, интерактивные методы, использование различных видов текстов, в том числе научных, художественных, публицистических и др. Кроме того, учителя должны уделять внимание развитию лексических и грамматических навыков, необходимых для понимания текста, и развивать у обучающихся способность критически мыслить и анализировать информацию, а также формировать умение выражать свои мысли и идеи на письме и устно.

Формирование функциональной грамотности особенно важно развивать на уроках различных дисциплин и предметных областей. Учебно-познавательные задачи бесспорно способствуют развитию функциональной грамотности, но также стоит и научить обучающихся стратегиям выполнения определенных задач, в нашем случае, стратегии смыслового чтения.

В современном образовании стратегии смыслового чтения стали ключевым элементом формирования функциональной грамотности учащихся. Эти стратегии включают в себя различные методы, например, определение главной идеи текста, выделение ключевых слов и понятий, составление плана текста, определение отношений между идеями и т. д. Они помогают не только понимать содержание текста, но и выявлять его цели и задачи, а также связывать его с реальной жизнью и другими знаниями.

Мы бы хотели остановиться на стратегиях функционального и смыслового чтения на уроках английского языка в старших классах (9–11 классы). Старшие классы уже имеют базовые знания грамматики и лексики английского языка, а также понимают структуру построения текста. Главная задача уроков английского языка — не только овладеть иноязычной коммуникативной компетенцией, но и уметь использовать структурные и содержательные особенности текста, т. к. текст является основной учебно-методической единицей обучения. Логико-структурная схема темы и подтемы различных уровней отвечают за предметное содержание текста, а структура текста — за построение речевого или письменного высказывания. В средней школе основная работа с текстом включает следующие универсальные этапы: 1) определение главной идеи текста (темы) (stating the main idea); 2) определение смысловой структуры абзацев (understanding the structure); 3) средства раскрытия содержания понятий (finding the purpose).

Сметанникова Н. Н. [5] выделяет следующие читательские стратегии: предтекстовые стратегии, стратегии текстовой деятельности и стратегии послетекстовой деятельности. Предтекстовые стратегии включают «мозговой штурм», составление глоссария, вопросы-догадки и т. д. Стратегии текстовой деятельности направлены на активное взаимодействие с текстом, включают в себя приемы, которые помогают понимать содержание, анализировать текст, формулировать гипотезы, устанавливать связи между информацией и т. д. Примеры стратегий текстовой деятельности: ромашка вопросов, «Мозаика», «Зигзаг». Графическое предъявление материала, структурные модели кластеров, концептуальные таблицы, таблица-синтез относятся к стратегиям послетекстовой деятельности. Стратегии послетекстовой деятельности помогают закрепить знания, провести обобщение, синтезировать информацию и использовать ее в новых контекстах. К ним относятся приемы, которые позволяют организовать информацию, выделить главное, создать свои собственные тексты на основе прочитанного.

Каждый учитель заинтересован в том, чтобы обучающиеся взаимодействовали с текстом на глубоких уровнях его понимания. На основе критериев таксономии познавательных целей по Блуму можно рассмотреть три уровня понимания текста: фактический, интерпретационный и уровень применения информации из текста, т. е. умение читать «между срок» (inferencing).

Фактический уровень предполагает, что обучающийся может извлечь основные факты из текста и ответить на прямые вопросы. Интерпретационный уровень требует, чтобы обучающийся мог проанализировать текст и выявить его ключевые идеи, обобщить информацию и сделать выводы. Уровень применения информации из текста (inferencing) является более высоким уровнем понимания текста, который требует, чтобы обучающийся мог применить свои знания и опыт, чтобы понимать неявную информацию, которая неявно присутствует в тексте, такую как подтекст или скрытые намеки.

Например, на фактическом уровне обучающийся может ответить на вопрос «Что случилось с главным героем?» на основе прямой информации в тексте. На интерпретационном уровне обучающийся может выделить ключевые идеи текста, например, «тема любви и потери» или «главный герой переживает личный кризис». На уровне применения информации из текста (inferencing), обучающийся может использовать свои знания и опыт, чтобы раскрыть скрытые намеки в тексте и понять, что может случиться с главным героем в будущем несмотря на то, что такая информация не была прямо указана в тексте.

Именно здесь следует соотнести два понятия «стратегиальный чтец» и «квалифицированный чтец». В средней школе мы предлагаем учебные тексты, подключая внетекстовые компоненты учебника. Также предлагаем обучающимся использовать план при чтении для подробного направления своей деятельности, тем самым нацеливая стратегиями на обдуманное извлечение информации и на основе понимания выстраивание собственных знаний. Квалифицированного читателя мы узнаем по глубине его мышления, его умение сравнить точку зрения автора со своей жизненной позицией, примерить на себя роль персонажа произведения.

Стоит упомянуть, что без стратегиального чтеца не сформировать квалифицированного чтеца. Это объясняется тем, что, человек, не владеющий навыками разных видов чтения, не умеющий использовать смысловые и функциональные стратегии в определенном контексте, не сможет решить поставленные жизненные задачи с помощью текстов (учебные, профессиональные, повседневные и т. д.). Зрелое умение читать предполагает овладение всеми видами чтения, также умение переходит от одного вида чтения к другому в зависимости от целевой установки.

Стратегические навыки чтения являются необходимым условием для формирования квалифицированного читателя. Кроме того, важно, чтобы обучающиеся умели применять эти стратегии в различных контекстах и для разных целей, чтобы быть успешными не только в учебе, но и в жизни. Какие конкретные стратегии и навыки нужно развивать, зависит от конкретных целей обучения и контекста, в котором используется чтение. Например, в учебном контексте могут быть важны навыки поиска информации, анализа текстов на предмет содержания и формы, построения логических связей между идеями и т. д. В профессиональном контексте могут быть важны навыки критического чтения и анализа научных статей, применения знаний из разных областей для решения проблем и т. д. В повседневной жизни могут быть важны навыки критического чтения новостных статей, понимания инструкций по использованию техники и т. д.

Таким образом, использование стратегий смыслового и функционального чтения на уроках английского языка в старших классах является важным элементом формирования коммуникативной компетенции и глубокого понимания текста учащихся. Предтекстовые стратегии, стратегии текстовой деятельности и стратегии послетекстовой деятельности позволяют учащимся эффективно работать с текстом, извлекать необходимую информацию, выделять главные идеи и строить свои собственные выводы. При этом важно понимать, что квалифицированный читатель не может быть сформирован без использования стратегий смыслового чтения. Овладение этими навыками является необходимым условием успешной учебы и будущей профессиональной деятельности учащихся.

Отметим, что формирование функциональной грамотности учащихся на уроках английского языка через стратегии функционального и смыслового чтения является важным и актуальным заданием для современного образования. Чтение является неотъемлемой частью процесса изучения языка, и его развитие требует использования различных читательских стратегий, которые позволяют понимать и анализировать тексты на более глубоком уровне.

Предлагаемые стратегии функционального и смыслового чтения помогают учащимся эффективно овладевать языком, развивать логическое мышление, улучшать память и концентрацию внимания. Эти стратегии помогают читателю не только понимать содержание текста, но и анализировать его, делать выводы, сравнивать информацию с собственными знаниями и опытом.

В заключение, современному педагогу необходимо осознать потенциал стратегий по обучению функциональному и смысловому чтению как с позиции достижения образовательных результатов ФГОС ОО, так и с точки зрения перспективы формирования функциональной грамотности. В целом, рекомендуется разработать банк заданий для формирования функционального и смыслового чтения, что впоследствии, поспособствует формированию функциональной грамотности обучающихся.

Литература:

  1. Алексашина И. Ю., Абдулаева Ю. П. Формирование и оценка функциональной грамотности учащихся: учебно-методическое пособие/ науч.редактор доктор пед.наук И. Ю. Алексашина. С-П.: КАРО, 2019.– 160 с.
  2. Ефремова, Н. Ф. Формирование и оценивание компетенций в образовании (монография) / Н. Ф. Ефремова // Международный журнал экспериментального образования. — 2012. — № 1. — С. 104–105. — EDN RAKNJZ.
  3. Официальный сайт Президента РФ. Электронный доступ: http://kremlin.ru/events/president/news/57425
  4. Граник Г. Г., Бондаренко С. М., Концевая Л. А. Как учить школьников работать с учебником — М.: Знание, 1987
  5. Сметанникова Н. Н. Стратегиальный подход к обучению чтения. М.: Школьная библиотека, 2005.