К вопросу о теоретических подходах к изучению психологической адаптации личности будущих педагогов в полиэтнической среде | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

К вопросу о теоретических подходах к изучению психологической адаптации личности будущих педагогов в полиэтнической среде / В. А. Алсаева, Е. Н. Казакова, Н. Ф. Петрова [и др.]. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы XLV Междунар. науч. конф. (г. Казань, март 2023 г.). — Казань : Молодой ученый, 2023. — С. 48-57. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/481/17813/ (дата обращения: 05.05.2024).



В настоящее время исследователями накоплен значительный теоретический и практический материал по изучению проблемы психологической адаптации в разных областях науки.

Анализ отечественных и зарубежных работ показывает: исследование феномена адаптации все более приобретает комплексный характер и является важной проблемой, предметом изучения разных психолого-педагогическом, социальном уровнях.

Вопросы психологической адаптации в зарубежной и отечественной психологии выдвигаются в психоанализе, экзистенциальном (В. Франкл) и гуманистическом (К. Роджерс, А. Маслоу, Г. Олпорт) направлениях .

Согласно гуманистической концепции К. Роджерс, А. Маслоу, Г. Олпорт адаптация состоит в снижении той составляющей «Я», которая является внутренней сутью человека в стремлении получить поддержку и одобрение со стороны социального окружения. Адаптация рассматривается как условие формирования реального «Я», возникающее под воздействием значимых других [1, 2].

У. Джеймс, Дж. Дьюи и др. рассматривают действия человека с точки зрения их адаптивного смысла, направленности на решение важных для индивида проблемных ситуаций [3, 4].

В отечественной психологии адаптация также рассматривается в контексте средовой обусловленности К. А. Абульхановой-Славской, Д. А. Андреевой, А. Г. Георгиевским, И. С. Кон, А. А. Налчаджян, Д. Б. Парыгиным, А. В. Петровским, В. А. Сергеевой, В. Д. Василенко и др..

Взаимодействие человека и среды побуждает его к активности и сопровождается определенными изменениями в структуре личности (А. В. Антипов, О. И. Зотова, А. А. Реан).

В. А. Сергеевой выявлен психологический механизм адаптации, суть которого состоит в образном межличностном взаимодействии использования различных видов репродуктивных и продуктивных образов в качестве средств для решения различных познавательных и поведенческих задач [5].

Изменение индивидуальной картины мира, сущность которой состоит в формировании эффективной жизненной философии, определяющей отношение к себе и к миру в жизненных условиях Ю. М. Орлов выделил как ведущий адаптационный механизм. Адаптация предусматривает ломку прежних стереотипов поведения и деятельности и формирование новых, оптимальных для той среды, в которой оказывается индивид. Данное положение является основополагающим для нашего исследования.

Важным аспектом психологической адаптации является принятие индивидом требований социума. Этим обусловлено отнесение психологической адаптации к одному из механизмов социализации личности (В. Д. Василенко, И. С. Кон, Б. Д. Парыгин, С. В. Семенцева и др.).

Многоплановость подходов к вопросу психологической адаптации требует уточнения его содержания в контексте нашего исследования.Адаптация в условиях среды Педагогического ВУЗа является проявлением адаптации как общего, универсального явления и как процесса, направленного на поддержание гомеостаза между личностью и образовательной социальной средой в период юношеского кризиса (Д. А. Андреева, Т. Н. Машкова, О. П. Степанова, М. С. Яницкий и др.). Подчиняясь общим закономерностям психологической адаптации, адаптация студентов в вузе имеет свои особенности, связанные с его спецификой, содержанием образовательного процесса, требованиями социального окружения (В. П. Кондратова, П. С. Кузнецов, Т. А. Хорошко и др.).

Эффективность психологической адаптации зависит от того, насколько адекватно индивид воспринимает себя, свои обязанности и социальные связи. Такой подход важен в связи с тем, что возможность осознанного принятия условий в вузе выступает как необходимое условие профессионального становления (Б. А. Сосновский).

Профессиональный, личностный рост и развитие рассматриваются в системе межличностных отношений (Д. А. Андреева, И. С. Кон, А. В. Петровский и др.). В нашем исследовании личность студента, его адаптация изучается в условиях полиэтнической среды вуза. В период адаптации в межличностных отношениях проявляется социально-психологический механизм аттракции, основанный на понимании партнеров по общению [6]. При межличностном восприятии проявляются специфические эмоциональные отношения, основанные на разнообразных отношениях — от неприязни до симпатии, что влияет на социальные установки на другого человека.

В контексте нашего исследования изучалось влияние этнических стереотипов на восприятие студентами педагогического ВУЗа друг друга в полиэтнической среде вуза.

Теоретический анализ существующих работ по изучаемой нами проблеме позволил выделить следующее: адаптация зависит от определенных личностных характеристик — тревожности (В. С. Мерлин, А. И. Ильина), уровня субъективного контроля (Дж. Роттер, Ю. М. Орлов), характерологического и потребностно-мотивационного профилей (К. Леонгард, Г. Шмишек, С. М. Иванов, Ю. М. Орлов), силы и характера эмоций (Б. И. Кочубей, А. К. Ольшанникова), а также умений рефлексировать (С. Н. Морозюк, С. Ф. Марчукова, Н. В. Павлюченкова).

Адаптация включает в себя ознакомление с новой средой, приспособление к ситуации и интеграцию, представляющую собой процессы ассимиляции — включения нового объекта (преобладающей системы) в уже существующие схемы действия индивида и аккомодации — изменения схем в соответствии с новыми задачами. Единство этих процессов приводит к установлению равновесия между ними в отношениях организма со средой, нарушение которых всякий раз вызывает тенденцию к восстановлению равновесия (Д. А. Андреева, М. В. Яковлева и др.). Если равновесие достигается, происходит адаптация, в противоположном случае — дезадаптация. Дезадаптация — это состояние, при котором наблюдается расстройство деятельности, неадекватность поведения человека, переживание сильного внутреннего напряжения и дискомфорта (М. С. Яницкий).

Адаптация к условиям обучения в образовательном учреждении включает в себя социальную, формальную и коммуникативную адаптацию (Д. Г. Арсеньев). Под социальной адаптацией исследователь понимает вид взаимодействия личности или группы с социальной средой, в которой осуществляется согласование требований и ожиданий его участников, согласование притязаний и самооценок субъекта с его возможностями и реальностями социальной среды. Формальная адаптация характеризуется тем, что студент приспосабливается к условиям обучения лишь для того, чтобы получить диплом о высшем образовании [7].

Между студентами происходит обмен информацией, знаниями, идеями и действиями, — общение проявляется как интерактивный процесс. На основе восприятия друг друга в перцептивном процессе устанавливается взаимопонимание.

Д. Г. Климась выделены типы психологической адаптации в зависимости от степени восприятия и осознания новых условий и влияния стереотипов:

  1. Сравнительно быстрое и эффективное осознание новых условий, установление контактов в новой социальной среде на основе высокой активности, экспансии, использования механизмов саморегуляции.
  2. Адаптация с сохранением поведенческих проблем вследствие гиперфункции активных защитных форм поведения (протестные реакции, агрессия).
  3. Формальная адаптация за счет преобладания стереотипных форм поведения и избегания контактов.
  4. Дезадаптация с сильным регрессом механизмов саморегуляции вследствие острых сепарационных трудностей.

Исследователями выделены различные стратегии и механизмы адаптации:

  1. Целенаправленный конформизм, когда человек знает, как он должен действовать, вести себя, внешне соглашаясь с требованиями социальной среды, продолжает придерживаться своей системы ценностей (А. Маслоу).
  2. Взаимная терпимость, при которой взаимодействующие субъекты проявляют взаимную снисходительность к ценностям и формам поведения друг друга.
  3. Аккомодация как наиболее распространенная форма социальной адаптации возникает на основе терпимости и проявляется во взаимных уступках, что означает признание человеком ценностей социальной среды и признание средой индивидуальных особенностей человека (Я. Щепаньский).
  4. Ассимиляция или полное приспособление, когда человек полностью отказывается от своих прежних ценностей и принимает систему ценностей новой среды (Ж. Пиаже).

П. С. Кузнецовым, А. А. Реан, Н. Е. Шустовой выделено три уровня адаптации: творчески-продуктивный, адаптивный, неадаптивный.

Творчески-продуктивный уровень определяется мотивацией успеха, включает поиск оптимальных путей достижения, исключает проявление агрессивности субъекта.

Адаптивный уровень достигается сочетанием направленности студента на успех, использованием механизма рационализации, принятием других, высоким уровнем коммуникативности.

Неадаптивный уровень характеризуется непринятием личностью себя, низким уровнем коммуникативности, отсутствием внутреннего контроля, преобладанием мотива «избегания неудач».

С. В. Пакулина охарактеризовала основные периоды адаптации к условиям обучения в вузе:

– начальная адаптация длится от двух до пяти месяцев с момента поступления в образовательное учреждение, проявляется в изучении субъектом новых условий;

– критический период развития (как правило, второй и третий семестры обучения) характеризуются проявлением противоречий;

– период развития и совершенствования психических новообразований со второго полугодия второго года обучения.

С одной стороны, исследователями выделены три этапа адаптации: определяющий (ломка старого школьно-домашнего поведения и формирование новых стереотипов поведения) (1–3 семестры), накопительный (4–6 семестры), завершающий (7–10 семестры).

С другой, исследователи отмечают V- образную кривую адаптации улучшения и ухудшения процесса. Данный процесс проходит фазы:

– внутренней готовности, которая включает подготовительный период выбора профессии и учебного заведения;

– оценивания своих возможностей;

– ознакомления с незнакомыми «особыми» условиями;

– вхождения в новое общество, непосредственное получение информации о правилах и нормах поведения в нем. Перед личностью возникает необходимость общения, оценивания своих возможностей, ожиданий с точки зрения собственных представлений. Данная фаза связана с когнитивными и эмоциональными факторами.

В фазе непосредственного участия может произойти столкновение с трудностями социально-бытового и других уровней. Зачастую проявляется несоответствие между желаемым и действительным в различных проблемных ситуациях как жизненного, так и личностного плана. На этой стадии оказывают влияние когнитивный, эмоциональный и поведенческий факторы.

Следующей фазе свойственна депрессия личности вне зависимости от прохождения вышеназванных фаз. Здесь задействованы факторы: когнитивный, эмоциональный, поведенческий и социально-психологический.

Фаза стабильности достигается личностью только в случае преодоления ею привычного стереотипа жизни и принятия новых условий (Д. Г. Арсеньев, А. В. Зеньковский).

Критериями психологической адаптации Н. А. Агаджанян определил: эффективность учебной деятельности, усвоение норм поведения, успешность социальных контактов, эмоциональное благополучие.

Критериями психологической адаптации В. А. Петровский определяет:

– осознание необходимости усвоения определенной суммы знаний в избранной специальности;

– готовность выполнять предъявляемые вузом требования и соответствующие возрасту и статусу функции;

– эмоциональное состояние студентов, которое влияет на результат учебной деятельности, выступающее субъективным индикатором, отражающим удовлетворенность требованиями в вузе;

– отсутствие частых конфликтов между студентами;

– степень реализации студентами в своем поведении и межличностных отношениях социальных и моральных норм, одобряемых обществом;

– достижение группой студентов целостно-ориентированного единства по основным вопросам (отношению к учебе, избранной специальности).

Адаптация к условиям обучения проходит успешнее, если заранее выпускника школы ориентируют на трудности, с которыми он встретится как студент, а в вузе реализуется программу психологической поддержки первокурсников, разрабатываемая на основе результатов оперативной диагностики (А. А. Бодалев).

Результаты выявления личностных особенностей респондентов показали преобладание потребности в доминировании и аффилиации.

В исследовании С. Ф. Марчуковой доказано, что саногенная рефлексия способствует конструктивному решению задач адаптации будущих педагогов к условиям обучения в ВУЗе.

Результаты научных исследований Г. С. Дудина, А. А. Камышева подтверждают значимость опыта успешной адаптации к условиям учебного заведения, к профессиональной деятельности в дальнейшем.

Актором успешной психологической адаптации Г. М. Андреевой определено умение находить баланс между ценностными ориентациями и социальной ролью личности.

С. Ф. Марчуковой особенности адаптации рассматриваются в контексте системного подхода, опережающего учета и проектирования субъективных факторов адаптации личности в образовательных учреждениях закрытого типа.

В условиях роста миграционных процессов, увеличения числа смешанных браков, образования многонациональных коллективов расширились рамки межэтнического взаимодействия: наблюдается сложный процесс взаимной адаптации людей, требующий поведения личности в соответствии с традициями и привычками инонационального микроокружения. Все это характеризует социальную среду как полиэтническую.

Полиэтническая среда характеризуется сосуществованием двух и более этнических групп в одном сообществе, которые вступают во взаимодействие. На сегодняшний день в России представлено 128 различных этносов, в составе которых — русские, татары, украинцы, а также малочисленные этнические группы.

В результате взаимодействия с представителями разных национальностей личность сталкивается с многомерностью и разнообразием культур, что требует включения механизма адаптации. В условиях различных культурно — специфических взглядов на мир, человек как познает новую культуру, так и острее осознает свои отличительные и сходные черты. Этнические особенности окружающей среды накладывают отпечаток на личности, характере, жизненной философии человека, на его отношениях с окружающими людьми — представителями своей и других национальностей (Ю. В. Бромлей, Л. Г. Почебут, Г. У. Солдатова и др.).

Представители разных этнических групп реализуют в отношениях нравственные установки, программы поведения, одобряемые в своей группе, в связи, с чем взаимодействие в значительной мере дифференцированно, индивидуализировано и вариативно (В. Н. Гуров).

Эффективному взаимодействию субъектов образования в условиях поликультурной среды способствует познание и осознание проявления в поведении разнообразия этнических стереотипов поведения, на которые решающее влияние оказывают культурные ценности, традиций и народные обряды (Е. П. Белинская, Т. Г. Стефаненко).

Полиэтническую образовательную среду характеризует:

1) социальный компонент, состоящий из обучающихся — представителей разных этнических групп с их личностными особенностями;

2) атмосфера взаимодействия — сплоченности, сотрудничества, организации отношений на разных уровнях, а также связей с национальными культурными центрами;

3) материальный компонент — пространственно-предметный, включающий здание, дизайн помещений, оборудование, этномузеи, насыщение среды в этнокультурном направлении (В. Н. Гурова, Б. З. Вульфова, С. В. Степанова, А. Е. Шабалдаса).

Таким образом , анализ исследований позволил определить подходы к изучению психологической адаптации студентов в условиях полиэтнической среды вуза.

Понятие психологической адаптации можно рассматривать как процесс активного приспособления индивида к новым условиям, требующий от личности усвоения определенных норм и ценностей, осознания необходимости формирования новых моделей поведения, оптимальных для среды, в которой оказывается индивид. В условиях адаптации в полиэтнической среде возникает необходимость осознания влияния этнических стереотипов на поведение индивида.

Теоретический анализ позволил выделить показатели психологической адаптации: степень эмоционального комфорта, тревожности, самопринятие, принятие других, интернальность, социометрический статус.

Своеобразие психологической адаптации студентов в полиэтнической среде обусловлено, как можно полагать, этническими стереотипами. Для нас важным было изучить возможности рефлексии в осознании негативных проявлений этнических стереотипов и их влиянии на психологическую адаптацию студентов. В нашем исследовании рассматривалась саногенная рефлексия.

Литература:

  1. Франкл, В. Человек в поиске смысла: сборник: пер. с англ. и нем. общ. ред. Л. Я. Гозмана, Д. А. Леонтьева. — М.: Прогресс, 1990. — 366 с.
  2. Философские проблемы теории адаптации / под ред. Г. И. Царегородского. — М.: Мысль, 1972–231с.
  3. Джеймс, У. Беседы с учителями о психологии / У. Джеймс. — М.: Совершенство, 1998. — 149 с.
  4. Дьюи, Дж. Психология и педагогика мышления / Дж. Дьюи. — М.: Лабиринт, 1999. — 186 с.
  5. Роджерс, К. Экзистенциальная психология / Роджерс К., А. Маслоу, Р. Мэй,Г. Олпорт. — М.: Ин-т общегуманит. исслед., 2005. — 160 с.
  6. Сергеева, В. А. Роль образного опосредования в межличностном взаимодействии и его активизации у юношей и девушек с трудностями социально-психологической адаптации: автореф. дис…канд. психол. наук / В. А. Сергеева. — Иркутск, 2004. — 19 с.