Мастер-класс «Использование системы схем-алгоритмов в работе педагогов с целью развития познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ» | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Мастер-класс «Использование системы схем-алгоритмов в работе педагогов с целью развития познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ» / А. В. Зенова, Е. А. Никульшина, Т. Н. Шеленговская [и др.]. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы XLIII Междунар. науч. конф. (г. Казань, февраль 2023 г.). — Казань : Молодой ученый, 2023. — С. 6-14. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/477/17761/ (дата обращения: 29.04.2024).



В статье авторы представляют систему работы по развитию познавательной активности детей старшего дошкольного возраста в ходе использования педагогами ДОУ системы схем-алгоритмов при организации опытно-экспериментальной деятельности.

Ключевые слова: ребенок, ориентировочная основа действия, действие, дошкольный возраст, экспериментальная деятельность.

На сегодняшний день перед системой образования стоят глобальные задачи формирования современного общества и государства в целом, суть которых в том, чтобы научить добывать знания, развивать личность ребенка на основе универсальных учебных действий, с помощью которых, опираясь на приобретенные знания, дети самостоятельно обнаруживают и осмысливают учебную проблему. Формированию предпосылок универсальных учебных действий (УУД) способствует экспериментальная деятельность, как одна из ведущих в дошкольном возрасте.

Все это привело нас к выводу о том, что необходимо искать и применять более эффективные средства воспитания и обучения, которые служат развитию познавательных способностей детей. Выход из данной ситуации мы нашли в организации кабинета опытно-экспериментальной деятельности. Деятельность экспериментирования является одной из ведущих в дошкольном возрасте. При этом особое внимание следует уделить системно — деятельностному подходу в обучении и воспитании.

Основной результат применения системно-деятельностного подхода — развитие личности ребенка на основе универсальных учебных действий, предпосылки которых формируются в дошкольном возрасте.

В ходе практической экспериментальной деятельности у детей формируется ориентировочная основа действия (ООД) — т. е. система представлений о цели, плане и средствах осуществления предстоящего выполняемого действия. Термин введен Петром Яковлевичем Гальпериным в его концепции поэтапного формирования умственных действий. Содержание ориентировочной основы действия во многом предопределяет качество действия.

В каждом конкретном случае ориентировочная основа действия составляется субъектом самостоятельно с помощью общих схем, которые он выбирает. Действию, сформированному на ориентировочной основе третьего типа, присущи не только быстрота и безошибочность процесса формирования, но и большая устойчивость, широта переноса. Наибольшая эффективность деятельности достигается при обобщенной ориентировке, строящееся под руководством педагога.

Ориентировочная основа действия — это необходимый компонент любого действия. Дело в том, что каждое выполняемое нами действие будет протекать успешно только в том случае, если мы учитываем условия, определяющие успешность этого действия (рис. 1).

Чтобы экспериментальная деятельность в старшем дошкольном возрасте была эффективна и способствовала формированию предпосылок УУД, нами разработана система схем-алгоритмов ориентировочной основы действий для педагогов и старших дошкольников. Эта система включает в себя три основных компонента:

— универсальная схема-алгоритм для педагога

— универсальная схема-алгоритм для детей трех уровней сложности

— индивидуальный дневник наблюдений

Одна из составляющих системы — универсальная схема-алгоритм для детей трех уровней сложности:

Эта схема представляет собой алгоритм действий, направленных на изучение объекта наблюдений и его свойств. Такая схема позволяет ребенку самостоятельно подбирать материалы и оборудование, определять тип воздействия, сравнивать полученный результат с исходным состоянием объекта.

Причем данная схема позволяет изучать не только предметы и объекты окружающего мира, такие как песок, вода, снег, но и такие сложные для изучения явления, как туман, радуга или тень.

На начальном этапе работы по схемам-алгоритмам мы знакомим детей с условными обозначениями. Они едины для всех схем-алгоритмов, разработанных нами:

— это предмет, объект или явление, которое ребенок планирует изучить;

— подбор необходимых материалов и оборудования для изучения постоянных признаков (цвет, масса, величина и т. д.);

— выбор способов воздействия и их осуществление;

— существует символ, который напомнит ребенку о необходимости сделать сравнительный анализ.

Эти два этапа деятельности являются внешнеречевыми этапами, т. е. сопровождаются проговариванием детьми своих действий.

— Последний символ предлагает ребенку зафиксировать полученные результаты и впечатления в дневник наблюдений, что является внутриречевым этапом.

— на первом этапе ребенку дается полная схема-алгоритм проведения эксперимента

— на втором этапе дети пользуются частичной схемой проведения эксперимента

— третий этап предполагает проведение эксперимента по универсальной схеме-алгоритму,

Вернемся к изучению тени. Так как тень — явление сложное для изучения, ребенок может воспользоваться схемой-алгоритмом первого или второго уровня сложности по своему выбору. С помощью схемы ребенок узнает о тени, что она появляется, если есть источник света, движется в зависимости от направления света, ее длина зависит от высоты источника света.

Третья, заключительная составляющая системы — индивидуальный дневник наблюдений, в который дети заносят полученные результаты и впечатления, а также определяют план дальнейших действий. (проект, лэпбук, экскурсия и т. п.)

Дневник наблюдений, как один из видов дневников, позволяет ребенку фиксировать свои знания и эмоции от реализации своей деятельности. При этом формируется привычка вести дневник не только в ходе реализации экспериментально-исследовательской деятельности, но и в других жизненных ситуациях. При этом дневник рассматривается нами как мощное средство рефлексивного анализа. При этом роль дневника трудно переоценить, он является эмоциональной памятью, связанной с событием или действием, он является материалом для размышления, способом тренировки памяти и толчком для дальнейшей эффективной деятельности.

При реализации представленной системы схем-алгоритмов, процесс экспериментирования становится более динамичным, планомерным и личностно-значимым для каждого. Цель деятельности педагога — создание для каждого воспитанника ситуации успеха.

Мы предлагаем вам провести эксперимент, используя нашу систему схем-алгоритмов для детей. Приглашаем желающих(3 чел.).

На выбор каждый участник выбирает «слепым» способом схему-алгоритм, выбирает объект или предмет исследования. Тема экспериментальной деятельности: «Выявить условия, при которых выбранный объект тонет и при каких не тонет».

Для вас предоставлено все необходимое оборудование. Опираясь на схемы-алгоритмы, предлагаю вам начать свою деятельность.

Основной результат применения системно-деятельностного подхода — развитие личности ребенка на основе универсальных учебных действий.

Нами разработаны таблицы для педагогов (рис. 2, 3)

Раздел

Тема

Мотивационный момент (Значение знания для ребенка, личностный смысл)

Создание ООД (полной или не полной, самостоятельно или совместно с педагогом, единый осмысленный алгоритм), подбор таких заданий, ориентируясь на которые можно было бы изучить любую тему

Предмет или вещество

Материалы и оборудование

Воздействие и преобразование

Сравнение результата с исходными данными

C:\Users\Александр\Desktop\КОНКУРС\все\image072.jpg

Рис. 1

C:\Users\Александр\Desktop\КОНКУРС\CVEg7dkVl04.jpg

C:\Users\mbdou 82\Desktop\artleo_com-3558.jpg

C:\Users\Александр\Desktop\КОНКУРС\ehmblema_raduga.png http://papus666.narod.ru/clipart/v/vesy/vesy01.png C:\Users\Александр\Desktop\КОНКУРС\358.jpg

C:\Users\mbdou 82\Desktop\ui-5346459c942fe6_86873195.jpg

C:\Users\Александр\Desktop\КОНКУРС\CVEg7dkVl04.jpg

C:\Users\mbdou 82\Desktop\artleo_com-3558.jpg C:\Users\mbdou 82\Desktop\geschalte-orange-orangen-schalen_357055.jpg

C:\Users\Александр\Desktop\КОНКУРС\CVEg7dkVl04.jpg

C:\Users\mbdou 82\Desktop\products_40336_2513ff576134556bd98a47a05e7cc970.jpg C:\Users\mbdou 82\Desktop\kont200.jpg

C:\Users\Александр\Desktop\КОНКУРС\CVEg7dkVl04.jpg C:\Users\Александр\Desktop\КОНКУРС\vopros.jpg C:\Users\Александр\Desktop\КОНКУРС\CVEg7dkVl04.jpg

C:\Users\Александр\Desktop\КОНКУРС\все\depositphotos_1710415-Open-book-vector.jpg

Рис. 2. Схема-алгоритм для изучения свойств веществ

Раздел

C:\Users\Александр\Desktop\КОНКУРС\CVEg7dkVl04.jpg

Вещества

Мотивационный момент C:\Users\mbdou 82\Desktop\sBgK49CaS0E.jpg

Зная физические свойства вещества, человек может его применять для своих целей

Ориентировочные основы действий

C:\Users\Александр\Desktop\КОНКУРС\CVEg7dkVl04.jpg

— рассмотреть

— потрогать руками

— понюхать

— определить форму

Материальный этап

C:\Users\Александр\Desktop\КОНКУРС\ehmblema_raduga.png http://papus666.narod.ru/clipart/v/vesy/vesy01.png C:\Users\Александр\Desktop\КОНКУРС\358.jpg

— измерить различными измерительными приборами

— произвести воздействие и преобразование другими веществами и факторами

Внешнеречевой этап C:\Users\Александр\Desktop\КОНКУРС\CVEg7dkVl04.jpg C:\Users\Александр\Desktop\КОНКУРС\vopros.jpg C:\Users\Александр\Desktop\КОНКУРС\CVEg7dkVl04.jpg

— сравнить полученный результат с исходным состоянием вещества

Внутриречевой этап C:\Users\Александр\Desktop\КОНКУРС\все\depositphotos_1710415-Open-book-vector.jpg

— занести полученные результаты и впечатления в дневник наблюдений

— определить план дальнейших действий (проект, лэпбук, экскурсия и т. п.)

Рис. 3. Схема-алгоритм педагога для изучения свойств веществ

Литература:

  1. Гальперин П. Я. Введение в психологию: учеб. пособие для вузов. М.: КДУ, 1999. 332 с.
  2. Ошанин Д. А. Психологические вопросы регуляции деятельности М.: Педагогика, 1973. 208 с.
  3. Савчик О. М. Ориентировочная основа совместной деятельности как условие создания волевого единства группы // Вестник полоцкого государственного университета. Серия Е: педагогические науки. 2006. № 11. С. 77–82.
  4. Ендовицкая Т. В. Влияние организации ориентировочной деятельности на объем внимания у детей // Доклады АПН РСФСР. 1957. № 3. С. 75–79. Ориентировочная основа совместной деятельности дошкольников
  5. Минская Г. И. Переход от наглядно-действенного к рассуждающему мышлению у детей дошкольного возраста: автореф. дис. канд. пед. наук (по психологии) / Акад. пед. наук РСФСР, Науч.-исслед. ин-т психологии. М., 1954. 14 с.
  6. Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1981. 584 с.
  7. Смирнова Я. К., Белых А. С. Компоненты структуры регуляции совместной деятельности дошкольников // Инновации в науке: сб. статей по материалам XLVI междунар. науч.-практ. конф. Новосибирск: СибАК, 2015. № 46. С. 105–112.