Возможности использования образовательной платформы Zoom для обучения иностранным языкам | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 9. Педагогика высшей профессиональной школы

Опубликовано в

XLII международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Казань, январь 2023)

Дата публикации: 23.01.2023

Статья просмотрена: 71 раз

Библиографическое описание:

Кариева, Д. Э. Возможности использования образовательной платформы Zoom для обучения иностранным языкам / Д. Э. Кариева. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы XLII Междунар. науч. конф. (г. Казань, январь 2023 г.). — Казань : Молодой ученый, 2023. — С. 61-66. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/475/17745/ (дата обращения: 06.05.2024).



В данной статье рассматривается актуальность использования информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе. Основное внимание уделяется интерактивной платформе Zoom и ее возможностям. Приводятся примеры основных преимуществ и некоторых недостатков в применении данной образовательной платформы.

Ключевые слова: образовательный процесс, информационно-коммуникационные технологии, платформа Zoom, функции, преимущества использования.

Многолетний опыт преподавания иностранных языков в неязыковом вузе, результаты тестирования обучающихся на предмет определения их уровня иноязычной коммуникативной компетенции свидетельствуют о том, что не все студенты, магистранты, слушатели и научные исследователи владеют иностранными языками на уровне, необходимом для осуществления профессионального общения. Глубокий анализ научных исследований, посвященных проблеме языкового образования в неязыковом вузе, позволяет выделить основные причины и обстоятельства, препятствующие качественному обучению иностранным языкам. В настоящее время, основной проблемой во многих образовательных учреждениях, а именно в высших учебных заведениях является недостаточное количество аудиторных часов, сокращающееся год от года. Для решения данной проблемы преподавателям приходится переносить акцент в обучении на самостоятельную работу, в эффективной организации которой нам и оказывают помощь информационно-коммуникационные технологии и современные образовательные методики [1].

Переход на двухуровневую систему подготовки, изменения в количестве учебных часов, их перераспределение в сторону самостоятельной работы студентов, сокращение аудиторной работы в значительной степени оказали влияние на появление новой методической парадигмы преподавания иностранных языков, вызвали необходимость применения смешанных методов c широким использованием ИКТ.

Применение информационно-коммуникационных технологий существенно изменило характер преподавания иностранных языков, предоставив многочисленные возможности сделать процесс обучения более увлекательным и продуктивным. Это не только новые технические средства, но и новые образовательные ресурсы, новые приемы, методы преподавания, новый подход к процессу обучения [2].

Актуальность использования дистанционных технологий в системе образования на современном этапе отражает потребности общества в совершенствовании форм обучения, реализации методов обучения с опорой на самостоятельную работу студентов, предоставлении широкого спектра образовательных услуг и определяется необходимостью разработки и описания педагогических требований к организации дистанционного обучения.

В современном учебном процессе для улучшения качества преподавания широко используются компьютеры и Интернет. Мультимедийные возможности интернета не только обеспечивают доступ к разнообразному материалу по определенному предмету, но и помогают осуществлять контроль знаний студентов на конкретном этапе изучения той или иной дисциплины.

Традиционные методы обучения, когда преподаватель в аудитории читает многочасовые лекции или ведет практические занятия, не всегда эффективны в работе с современными студентами. Благодаря использованию ИКТ роль преподавателя трансформируется из традиционной профессии в посредника, помогающего студентам овладевать необходимыми знаниями.

Целью учебной дисциплины «Иностранный язык» в Банковско-финансовой Академии является формирование профессионально-иноязычной коммуникативной компетенции. Процесс обучения иностранному языку студентов Академии предполагает сочетание аудиторной и самостоятельной работы, поскольку именно дополнение аудиторной работы самостоятельной деятельностью студентов способствует как овладению, так и практическому использованию полученных знаний в процессе коммуникации.

Самостоятельная работа студентов является неотъемлемой частью процесса обучения иностранному языку в высшем учебном заведении, в ходе которого используются различные виды и формы самостоятельной работы, служащие для подготовки студентов к последующему использованию иностранного языка в профессиональных целях, а также в познавательной и коммуникативной деятельности.

Таким образом, самостоятельная работа охватывает все аспекты изучения иностранного языка и в значительной мере определяет результаты и качество освоения данной дисциплины. В связи с этим планирование, организация, выполнение и контроль самостоятельной работы студентов приобретают особую важность и требуют грамотного методического руководства и обеспечения со стороны преподавателя [3].

Применение информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе является весьма актуальным в системе современного профессионального образования. Электронное обучение все чаще рассматривается сегодня как средство преодоления дефицита ресурсов, с которым сталкиваются многие учебные учреждения. Университеты, школы и другие образовательные системы начали использовать различные виртуальные способы дистанционного обучения своих учащихся. Аспект электронного обучения особенно важен для студентов, проживающих в отдаленных районах, которым может не хватать аутентичных материалов для изучения иностранного языка. Среди технологических новинок, широко используемых в современном образовательном процессе, Zoom является одним из эффективных инструментов для реализации преподавания и обучения.

ZOOM — это облачная платформа для проведения видеоконференций, позволяющая общаться онлайн в доступном формате в режиме реального времени, что является основополагающим фактором при выборе платформы для обучения студентов английскому языку онлайн, поскольку, благодаря своим функциональным особенностям ZOOM позволяет преподавателям проводить урок максимально эффективно, насколько это возможно при дистанционной форме обучения.

Успех Zoom обусловлен возможностями, одним из которых является высокая максимальная вместимость участников. Бесплатный план поддерживает до 100 участников, в то время как план корпоративного уровня может вместить до 500 участников. Например, многофункциональное телекоммуникационное приложение Skype допускает только до 20 участников.

Данная платформа не требует обязательного создания учетной записи для участия в собрании. Пользователям необходимо просто загрузить приложение на свои мобильные устройства и нажать на ссылку, чтобы присоединиться к запланированной или текущей видеоконференции. Существует бесплатная опция, которая позволяет проводить неограниченные конференции для двух участников или 40-минутную конференцию для их большего количества.

Обучение иностранному языку предполагает непосредственную коммуникацию между обучающимися и преподавателем в различных видах и формах. По мере того, как вирус COVID-19 распространялся по планете, вынуждая города вводить карантин, а школы, лицеи, вузы стали переходить на дистанционное обучение, Zoom превратился в один из ведущих инструментов, что способствовало обучению в образовательных учреждениях продолжаться. Платформа ZOOM реализует данные условия, поскольку педагог, он же организатор конференции, создает возможность для общения как устного, так и письменного, управляя различными функциями, которые предлагает данная система. Например, преподаватель- организатор имеет возможность управлять микрофоном, т. е. организовывать аудио восприятие, и видео для всех участников конференции, создавать своего рода лингафонный класс для отработки навыков аудирования и чтения, демонстрировать экран своего цифрового устройства для показа различных информационных материалов, в том числе аудио и видео материалов, презентаций, электронной версии УМК, наглядных материалов.

Одной из необходимых для обучения иностранному языку функций данной платформы является возможность записи урока. Преподаватель имеет возможность продемонстрировать прошедший урок тем обучающимся, которые по какой-либо причине не смогли присутствовать на онлайн уроке в то или иное время. Весьма важной функцией данной платформы является кибербезопасность. Zoom позволяет создавать пароли и обеспечивает приватность каждой встречи. Во время сессии преподаватель может заблокировать класс. Это означает, что никто другой, даже зная пароль, не сможет войти в комнату Zoom. Также можно перенаправить участников в отдельную комнату, где они будут ждать, пока администратор разрешит им войти в собрание. Это действительно похоже на обычное занятие в реальной аудитории [4]. Платформа ZOOM позволяет разделить обучающихся на пары или группы для работы над индивидуальными заданиями: например, подготовка презентаций на определенную тему, проектов или творческих работ. Таким образом, преподаватели сохраняют привычные методы работы, эффективно встраивая их в новый формат урока. Это означает, что ZOOM имеет много достоинств, что делает данный сервис незаменимым для преподавателей иностранного языка в период дистанционного обучения, но самое главное достоинство- это то, что платформа позволяет использовать живую речь при взаимодействии с обучающимися, без чего изучения иностранного языка невозможно, и тем самым способствует организации полноценных уроков иностранного языка в сложной обстановке современных реалий.

Однако, несмотря на множество достоинств использования платформы Zoom, следует выделить и ряд недостатков, связанных с конфиденциальностью, отсутствием сквозного шифрования, возможностью распространения вредоносных программ, периодическими сбоями в работе, а также некоторые сложности с размещением и использованием учебного материала для осуществления того или иного вида деятельности.

В заключение следует отметить, что приложение ZOOM является наиболее эффективной для проведения уроков иностранного языка в условиях дистанционного обучения, поскольку позволяет сохранить важнейший и основополагающий фактор успешности приобретения основных навыков и умений как коммуникация, без которой невозможно овладения языковой компетенцией, что является основным результатом обучения иностранному языку.

Технология Zoom в целом направлена на формирование коммуникативных, социокультурных компетенций студентов в процессе изучения иностранного языка посредством предоставления широкого спектра возможностей для выполнения комплекса индивидуальных и групповых заданий, проектной и исследовательской деятельности. Она оптимизирует учебный процесс, способствует большему вовлечению студентов, делая обучение более интересным и продуктивным.

Литература:

  1. Краснощекова, Г. А. Фундаментализация неспециального лингвистического образования: автореф. дис.... д-ра пед. Наук: 13.00.02/ Г. А. Краснощекова; Пятигор.гос. лингвист.ун-т.–Пятигорск, 2010г.–42с.
  2. Богданов, В. В. Образовательный потенциал рефлексивной стратегии сознания в освоении иностранного языка / В. В. Богданов, А. Ю. Лозовой // Cовременные проблемы науки и образования. — 2016. — № 5. — 182 с.
  3. Минеева, О. А. Использование LMS Moodle для организации самостоятельной работы студентов по иностранному языку [Электронный ресурс]/О. А. Минеева, Ю. А. Клопова // Современные научные исследования и инновации.–2016.–№ 8.–Режим доступа: https://web.snauka.ru/issues/2016/08/70215. — Дата доступа: 30.01.2022.
  4. Teaching English Online with Zoom: The Ins and Outs [Electronic resource]. — Mode of access: https://www.teflcourse.net/blog/teaching-english-online-with-zoom-the-ins-and-outsittt-tefl-blog/. — Date of access: 29.01.2022.