Особенности формирования потребности к занятиям физической культурой старших дошкольников в семейном воспитании | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Никитина, Ю. С. Особенности формирования потребности к занятиям физической культурой старших дошкольников в семейном воспитании / Ю. С. Никитина, В. Н. Соломенцева, Е. П. Жиленкова, М. Е. Мощенко. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы XLII Междунар. науч. конф. (г. Казань, январь 2023 г.). — Казань : Молодой ученый, 2023. — С. 25-30. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/475/17744/ (дата обращения: 06.05.2024).



Дошкольный возраст является наиболее ответственным периодом в жизни каждого человека. Именно в этом возрасте закладываются основы здоровья, правильного физического развития, формируется интерес к физической культуре и спорту, происходит становление двигательных способностей. Данный возрастной период особенно важный в становлении двигательных функций ребенка, а именно его физических качеств.

У старших дошкольников проявляется высокая потребность в двигательной деятельности, но не всегда она реализовывается. Достигая старшего дошкольного возраста, дети перестают так активно двигаться, так как увеличивается продолжительность образовательной деятельности, где дошкольники большую часть времени находятся в статичном положении. Преобладают познавательные интересы у детей, на первый план выходят компьютерные игры, конструирование, просмотр мультфильмов и т. д. Отсюда у старших дошкольников вырабатывается привычка малоподвижного образа жизни. С целью создания оптимального режима двигательной активности старших дошкольников необходимо уделять внимание повышению потребности в занятиях физической культурой [2].

Занимаясь физической культурой и спортом дошкольникам необходимо стремиться к физическому совершенствованию, то есть к идеалу физического развития и физической подготовленности, который оптимально соответствует требованиям современной жизни.

Для нашей работы важно обратиться к исследованиям Т. В. Гордиевской, где она определила структуру физической культуры дошкольника [1], она представлена на рис. 1.

Структура физической культуры дошкольника

Рис. 1. Структура физической культуры дошкольника

На основе представленных компонентов можно сделать вывод, что мотивационно-ценностный компонент отражает активное положительное эмоциональное отношение к физической культуре дошкольника, сформированную потребность в ней, систему представлений, интересов, мотивов и потребностей, которые организуют и направляют волевые усилия ребенка, познавательную и практическую деятельность по овладению ценностями физической культуры, нацеленность на здоровый образ жизни, физическое совершенствование.

Как отмечает Т. В. Гордиевская, кругозор дошкольника в сфере физической культуры определяют представления. Они подразделяются на теоретические, методические и практические. Теоретические представления включают в себя историю развития физической культуры и различных видов спорта, особенности работы организма человека; физического самовоспитания и самосовершенствования. Методические представления обеспечивают возможность использовать теоретические представления на практике. Практические представления используются для эффективного выполнения физического упражнения [1].

Представления необходимы для своей самооценки ребенком, так как это результат сравнительного познания себя, а не просто определение своих возможностей. Дошкольник ставит перед собой определенные цели, т. е. имеет определенный уровень возможностей, который адекватно им. Если уровень возможностей занижен, то это сказывается на проявлении инициативы и активность ребенка в физическом совершенствовании; завышенный уровень приводит к разочарованию в физкультурных занятиях, потере веры в свои силы.

В соответствии с ФГОС ДО физическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, которая связанна с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др. [4].

По мнению Е. А. Распоповой, благоприятное воздействие на организм оказывает физическая активность, находящаяся в пределах оптимальных величин. Так, при гиподинамии (режиме малоподвижности) происходит ряд негативных для растущего организма последствий: возникают нарушения функций и структур ряда органов, регуляции обмена веществ и энергии, снижается сопротивляемость организма к изменяющимся внешним условиям. Гиперкинезия (чрезмерно большая физическая активность) также нарушает принцип оптимальной физической нагрузки, что может повлечь за собой перенапряжение сердечно-сосудистой системы и отрицательно сказаться на развитии разных систем организма ребенка. Поэтому формируя потребность в занятиях физической культурой необходимо особое внимание уделять обеспечению дошкольников рациональным уровнем физической активности и в домашних условиях [5].

В качестве средств физической культуры, наряду с традиционными: физические упражнения, естественные силы природы, гигиенические факторы, рекомендуются такие физические упражнения как: использование мотивирующих средств здоровьесозидающей деятельности (ритмическая гимнастика, игровой стретчинг, фитнес-сказка, психогимнастические игры и упражнения и т. д.). Мы полагаем, что в период пандемии эти упражнения (при условии подготовки видео роликов) можно использовать в семейном воспитании, для формирования устойчивой потребности в занятиях физической культурой. Они будут способствовать установлению связи между осознанием ребенком достигнутого результата и своей активностью. Помогут активно взаимодействовать с родителями в организации физкультурно-оздоровительной деятельности и формировании потребности в занятиях физической культурой дошкольников в семейном воспитании.

Таким образом, все выделенные компоненты (операционный, мотивационно-ценностный, практико-деятельностный) и процессы открыты, диалектически и биологически взаимосвязаны, и их формирование подчиняется как собственным «внутри-процессуальным» закономерностям, так и общебиологическим и социальным законам.

Из вышесказанного можно сделать вывод, что формирование потребности к занятиям физической культурой одна из важных сторон физического воспитания и развития дошкольника. Анализ методической литературы позволил выявить основную особенность потребности в занятиях физической культуры старших дошкольников. Невозможно судить о физической культуре дошкольника, оценивая только лишь развитие его физических качеств, не учитывая его чувства, ценностные ориентации, направленность и степень проявления интересов, потребностей и убеждений к занятиям физической культурой. Это требует создания специальных педагогических условий, обеспечивающих формирование потребности в занятиях физической культурой детей. Поэтому одной из главных задач, решаемых в дошкольной организации, является обеспечение оптимального развития присущих ребенку физических качеств и формирование потребности в занятиях физической культурой привлекая семьи воспитанников.

Литература:

  1. Гордиевская, Т. В. Особенности сенситивности физической подготовленности детей в возрасте 3–10 лет / Т. В. Гордиевская, М. А. Божидай // Семья и социум: Материалы II республиканской научно-практической конференции магистратов и студентов. — Брест, — 2019. — C.156.
  2. Двигательная активность в системе ценностных ориентаций дошкольников /Л. Н. Волошина, В. Л.Кондаков, Е. Н. Копейкина, Т. В. Савельева // Теория и практика физической культуры. — 2021. — № 4. — С. 84–86.
  3. Кадуцкая Л. А. Адаптационная модель организации двигательной активности обучающихся / Л. А. Кадуцкая, Л. Н. Волошина, В.Л. Кондаков и др. // Теория и практика физ. культуры. — 2020. — № 1. — С. 20–21.
  4. Приказ Министерства образования и науки РФ (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» // Российская газета. — 2013. — 25 ноября.
  5. Распопова, Е. А. Мотивация к занятиям физической культурой как условие повышения уровня физической подготовленности детей 5–7 лет /Е. А. Распопова, Е. О. Шкляр //Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. — 2019. — № 5. — С. 59–62.