Коррекция оптической дисграфии у учащихся младших классов с тяжелыми нарушениями речи | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Чумак, Н. В. Коррекция оптической дисграфии у учащихся младших классов с тяжелыми нарушениями речи / Н. В. Чумак, А. А. Асюченко, Е. И. Груздова. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы XLII Междунар. науч. конф. (г. Казань, январь 2023 г.). — Казань : Молодой ученый, 2023. — С. 39-43. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/475/17726/ (дата обращения: 06.05.2024).



В настоящее время проблема коррекции специфических нарушений речи у младших школьников является актуальной, в связи с тем, что в начале обучения в школе у детей с тяжелыми нарушениями речи обнаруживаются определенные трудности с чтением и письмом. Такие нарушения влияют на все дальнейшее школьное обучение учащихся.

Коррекционный аспект проблемы преодоления нарушений письма представлен в работах И. Н. Садовниковой, О. Б. Иншаковой, А. В. Ястребовой и др. Специфические нарушения письменной речи изучали такие авторы, как А. Н. Корнев, Р. И. Лалаева, Е. А. Логинова, Е. Ф. Соботович, Л. С. Цветкова и т. д. [2].

Диагностика, проведенная в начале учебного года, выявила проблемы в развитии письменной речи (дисграфия) у учащихся начальных классов с тяжелыми нарушениями речи. Анализ результатов позволил выявить особенности письма учащихся начальных классов, посещающих логопедический пункт. Из 12 детей у 40 % (4 учащихся) выявлена артикуляторно-акустическая дисграфия, с фонетическими нарушениями; у 20 % (2 учащихся) аграмматическая дисграфия и у 60 % (6 учащихся) наблюдается оптическая дисграфия. Чаще всего у учащихся с ОВЗ встречаются ошибки в виде: не дописывание элементов букв; добавление лишних элементов; пропуски элементов, особенно при соединении букв, включающих одинаковый элемент; зеркальное написание букв [1].

Результаты исследования выявили, что очень часто у учащихся начальных классов с ТНР встречается оптическая дисграфия. С целью предупреждения и коррекции оптической дисграфии необходима планомерная и последовательная коррекционная работа с учащимися младших классов с ТНР. Специалисты школы пришли к выводу, что при работе с младшими школьниками с ТНР необходимы вспомогательные средства, облегчающие процесс коррекции оптической дисграфии.

Перед педагогами стоит задача поиска наиболее оптимальных возможностей коррекции дисграфии у детей младшего школьного возраста. Практическая деятельность показала, что самым эффективным способом преодоления нарушений письменной речи у учащихся с ОВЗ выступает игровая технология.

Ценностью игровой технологии является увлеченность и заинтересованность детей с ОВЗ в коррекционной деятельности. Данная технология способствует снятию напряжения и страха при письме у младших школьников с ОВЗ, которые чувствуют свою собственную несостоятельность в графолексической деятельности, и позволяет создать положительный эмоциональный настрой в процессе всего урока [3].

При отборе методов и приемов коррекционно-развивающего воздействия на формирование письменной речи применялись общепринятые традиционные положения коррекционной деятельности, которые были дополнены определенным содержанием, имеющим коррекционную направленность.

В коррекционной деятельности по преодолению оптической дисграфии использовалась методика Е. В. Мазановой. Коррекционная работа по данной методике проводится в четыре этапа:

  1. Организационный этап. Он заключается в проведение первичного обследования, оформление документации. При коррекции дисграфии специалисту необходимо принимать во внимание ранние сроки начала коррекционной деятельности, комплексность мероприятий, которые направленные на преодоление специфических ошибок, своевременно подключить к выполнению домашних заданий родителей.
  2. Подготовительный этап. Здесь планируется работы в соответствии с результатами обследования, разрабатывается дидактический материал и наглядность по профилактике оптической дисграфии у младших школьников. На данном этапе создается картотека игр и игровых упражнений на развитие познавательных процессов и письменной речи, изготовление карточек-заданий по развитию фонематического слуха и звукового анализа и синтеза, составление конспектов индивидуальных и групповых занятий. Создание в социальной сети своего персонального мини-сайта, размещение на нем электронной картотеки развивающих игр и игровых упражнений по преодолению дисграфии, консультаций для родителей и учителей [4].
  3. Основной этап. На нем происходит закрепление связей между произнесением звука и его графическим изображением на письме, автоматизацию и дифференциацию смешиваемых и взаимозаменяемых букв.

По методике Е. В. Мазановой для лучшего усвоения образа букв учащимся традиционно предлагается: ощупать, вырезать, слепить буквы из пластилина, обвести по контуру, написать в воздухе, определить сходство и различие оптически сходных букв и т. д.; проводить дифференциацию букв, сходных по начертанию, в письменных упражнениях. Все эти приемы эффективнее проводить в игровой форме с детьми младшего дошкольного возраста.

Для решения проблемы используются дидактические игры, которые направлены на устранение оптической дисграфии, такие как «Путаница», «Разгляди буквы», «Повтори рисунок по клеточкам», Для детей подготавливаются карточки с игровыми упражнениями, цель которых научиться автоматически распознавать буквы, отличать их друг от друга.

В коррекционной деятельности применяются и компьютерные игры, которые позволяют в более наглядной (но не простой) форме представлять материал разной степени сложности, но дети легко и быстро справляются с трудностями выполняемого задания через игру. Например, тренажер «Дельфа-142–1», «Баба Яга учится читать», программно-методический комплекс «Развитие речи», элементы программы «Грамотей», «Компьютерный практикум для проведения логопедических занятий в начальной школе», игры с логопедического портала «Мерсибо» [5].

  1. Заключительный этап, на котором закрепляются полученные навыки, организуется взаимодействие с учителями начальных классов и родителями учащихся.

Огромную роль в закрепление полученных навыков при нарушении письменной речи играет совместная работа специалистов и учителей начальных классов. Организуя работу в этом направлении, разрабатываются методические рекомендации. Учителям рекомендовано дополнять уроки чтения и письма, упражнениями по развитию речевого слуха, развитию артикуляционной моторики, мелкой моторики рук и т. д. С педагогами проводились консультации, мастер-классы, с целью знакомства учителей со спецификой и видами речевых нарушений, которые затрудняют овладение чтением и письмом, с методами коррекционной деятельности по преодолению нарушений письменной речи.

Подводя итог коррекционной деятельности, можно отметить, что, применяя игровую технологию, можно добиться положительных результатов в коррекции оптической дисграфии младших школьников с тяжелыми нарушениями речи. Включение в педагогическую работу игр и игровых упражнений позволило добиться устойчивого внимания и поддержания интереса на протяжении всей коррекционной работы с младшими школьниками с ТНР.

Литература:

1. Воронова, А. П. Диагностика, профилактика и коррекция письма у детей с нарушениями речи// научно-методический журнал Логопедия № 1, 2014.

2. Ефименкова, Л. Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов — М., 2003.

3. Ефименкова, Л. Н. Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте: Пособие для логопеда / Л. Н. Ефименкова, Г. Г. Мисаренко. — М.: Просвещение, 1991. — 239 с.:

4. Корнев А. Н. Нарушения чтения и письма у детей: Учебно-методическое пособие СПб., 1997.

5. Спирова, Л.Ф., Ястребова А. В. Дифференциальный подход к проявлениям нарушения Письма и чтения у учащихся общеобразовательных школ //научно-методический журнал /Дефектология. — № 5. — 2018.