Актуальность сопоставительного анализа художественных произведений в школе | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы

Опубликовано в

XLII международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Казань, январь 2023)

Дата публикации: 13.01.2023

Статья просмотрена: 517 раз

Библиографическое описание:

Любезнова, Ю. В. Актуальность сопоставительного анализа художественных произведений в школе / Ю. В. Любезнова. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы XLII Междунар. науч. конф. (г. Казань, январь 2023 г.). — Казань : Молодой ученый, 2023. — С. 30-36. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/475/17713/ (дата обращения: 29.04.2024).



В статье автор выявляет роль сопоставительного анализа на уроках литературы для формирования культуры чтения у обучающихся, целостного отношения к мировой литературе, литературно-эстетического образования школьников.

Ключевые слова: обучающиеся, сопоставительный анализ, художественное произведение.

Современное состояние российского образования требует от учителя-словесника высокого уровня как методологической, так и общетеоретической культуры. Однако важнейшим условием организации учебно-воспитательного процесса должна оставаться традиция, общий методологический принцип, требующий связи в области литературоведения, педагогической науке, а также с меняющимися потребностями и интересами современных школьников.

Наиболее эффективным на современном этапе модернизации образования нам представляется такой прием, как сопоставительный анализ литературных произведений, который позволяет полнее, глубже, ярче раскрыть «ключевые» темы, способствует формированию культуры чтения у обучающихся, развивает творческие способности, нравственные позиции.

Идея сопоставления текстов достаточно разработана в методике преподавания литературы, накоплен богатый материал по использованию сопоставительного анализа текстов художественных произведений в трудах О. Ю. Богдановой, В. В. Голубкова, С. А. Зинина, В. Г. Маранцмана, М. А. Рыбниковой, И. B. Тодорова и др.

Ведущую роль метода сравнения и сопоставления на уроках литературы отмечали в своих трудах ученые — методисты: В. И. Водовозов, М. М. Бахтин, В. Я. Стоюнин, А. Н. Острогорский.

М. М. Бахтин видел главную цель сопоставительного анализа в диалогичности искусства, органического единства мотивов и образов. Ученый предлагал сравнивать мотивы и образы, художественные приемы, темы разных писателей с целью определения диалогичности искусства.

В. Я. Стоюнин считал сопоставительный метод одним из самых развивающих, «возможность заставить самого ученика наблюдать и работать». Специфические особенности литературы он выяснял с помощью сопоставления, например, сопоставляя стихотворение «Лес» Н.Кольцова с научным описанием леса.

А. Н. Острогорский предлагал сопоставлять высказывания критиков об одном произведении, а также сопоставлять произведения литературы и живописи, литературы и музыки, обсуждение театральных постановок.

Сопоставительный анализ произведений на уроках литературы дает возможность создать более благоприятную обстановку для решения задач литературно-эстетического образования школьников, начиная с 5 класса, также для формирования целостного отношения к мировой литературе.

Сопоставление — прием анализа литературного произведения, помогающий понять замысел автора.

Сопоставительный анализ на уроках литературы может касаться как отдельных эпизодов, картин, деталей, так и художественного произведения в целом, виды сопоставления имеют своей целью и выявление связи произведения с жизнью, и полноценное восприятие текста, усвоение идейного содержания, осмысление героев произведения, выяснение литературного процесса, изучение теоретического материала.

Была создана модель формирования сопоставительного анализа на уроках литературы.

Целевой компонент

Цель: Формирование навыков сопоставительного анализа художественных произведений на уроках литературы.

Задачи:

— сформировать у обучающихся представление о сущности сопоставительного анализа художественных произведений;

— развивать умение анализировать художественный текст, используя навыки сопоставительного анализа в соответствии с возрастными особенностями обучающихся;

— развитие познавательных возможностей обучающихся и их стремления к активной самостоятельной работе на уроке и во внеурочное время;

— воспитание «грамотного» читателя

Методологический компонент

Методологические подходы:

Принципы:

— системно-деятельностный;

— личностно-ориентированный,

— культурологический

-сопоставление частей и элементов художественного произведения (сюжет, мотив, пейзаж, портрет, композиция и др.);

—сопоставление художественного произведения с его реальной основой, героя с прототипом;

—сопоставление разных редакций, вариантов текста;

—сопоставление художественного произведения с другими произведениями писателя;

—сравнение произведений разных писателей или отдельных элементов художественных текстов;

—сопоставление художественного произведения с другими видами искусства (музыка, живопись и др.)

Содержательно-организационный компонент

Содержательный блок:

Эпические и лирические произведения

Технологический блок:

— формы (беседа, литературная дискуссия, семинар, экскурсия, диалог, исследование и др.);

—методы (наглядные, словесные, исследовательские, метод проектов);

—технологии (личностно-ориентированное обучение, активное обучение, проблемное, проектное и др.)

Оценочно-результативный блок:

творческая деятельность обучающихся:

—сочинения;

— эссе;

— доклады;

— проекты и др

Результативный компонент

Критерии сформированности навыков сопоставительного анализа художественной литературы:

Мотивационный

Когнитивный

Деятельностный

Рефлексивно-оценочный

Интерес к чтению и анализу художественной литературы

Знания о сущности сопоставительного анализа художественных произведений;

Ученик определяет жанр произведения; выделяет эпизоды, необходимые для анализа согласно представленному направлению; соотносит общее и частное в конкретном тексте, выделяет существенные признаки; применяет знания по теории литературы

Активность обучающихся в урочной и внеурочной деятельности;

ученик проявляет самостоятельность и свободу творчества при проведении сопоставительного анализа; учитывает новые данные при проведении сопоставительного анализа; способен преобразовать объяснение результатов; осуществляет перенос в другие области

Стремление к самопознанию, самосовершенствованию;

ученик дает личностную оценку результатам проведенного сопоставительного анализа

Результат: положительная динамика сформированности навыков сопоставительного анализа

Рис. 1. Модель формирования навыков сопоставительного анализа художественных произведений на уроках литературы

Метод сопоставительного анализа лирических произведений применяю на уроках литературы с 5 по 11 классы, этот метод позволяет сформировать у школьников навыки сравнительного анализа, углубленного изучения художественных текстов, повышает качество знаний учащихся, способствует развитию творческих способностей. Подтверждение этому — успешная сдача Единого государственного экзамена по литературе.

Наиболее последовательно система сопоставительного анализа представлена в учебной программе по литературе под руководством В. Г. Маранцмана. Система заданий выстраивается по принципу «от простого к сложному»:

5–6 классы. Нахождение эмоциональных созвучий и своеобразия настроений разных произведений. В процессе учебной деятельности пятиклассники легко сравнивают и сопоставляют литературные произведения, внимательны к слову-образу.

7–9 классы . Нахождение общих проблем и мотивов разных произведений, а также их отличия. При сопоставительном анализе произведений обучающиеся седьмых классов вовлекаются в самостоятельную работу экспериментального характера. При сопоставлении возникает диалог между автором и читателем.

10–11 классы. Понимание своеобразия авторской позиции разных писателей.

Читая творческие работы, эссе, сочинения школьников, мы убедились, что сравнение разных произведений, образов, мотивов, тем развивает умение «читать» художественный текст в контексте социокультурной ситуации, слышать диалог культур и участвовать в нем. Сопоставительный анализ на уроках литературы привлекает ученика не только к достижению результата, но и вовлекает в процесс нравственного и этического преображения.

Примеры заданий сопоставительного характера

  1. Сопоставьте описание осеннего леса в стихотворении А. С. Пушкина «Унылая пора! Очей очарованье!» с описанием осеннего поля у Ф. И. Тютчева «Есть в осени первоначальной…».
  2. Напишите сочинения по следующим темам: «Тема поэта и поэзии в русской лирике», «Тема природы и человека», «Пушкинские традиции в русской лирике» и др.
  3. Назовите лирических героев, которых можно было бы сопоставить. Почему возможно их сопоставление?

Умение создавать текст, являющийся результатом проведенного сопоставительного анализа, — конечная цель работы по развитию навыков сопоставительного анализа. Это умение формируется с помощью упражнений, достаточно хорошо разработанных и продуманных методически. При этом сопоставление не должно быть случайным, а должно вытекать из анализа особенностей идейно-художественного содержания произведения или поэтики того или иного писателя. При проведении сопоставительного анализа в рамках урока рекомендуется использовать метод наводящих вопросов. Эти вопросы представляют собой проблемы-задачи, направляют мысль обучающихся, позволяют правильно решить поставленную задачу.

Литература:

  1. Бахтин, М. М. Вопросы литературы и эстетики.- М., 1975
  2. Гуковский, Г. А. Изучение литературного произведения в школе: Методологические очерки о методике. Тула: Автограф, 2000.
  3. Дербенцева Л. В. О взаимосвязи содержания и формы урока (на примере прозы Ю. Казакова) // Нижегородское образование. — 2013. — № 1. — С. 107–111
  4. Есин, А. Б. Принципы и приемы анализа литературного произведения: учеб. пособие /А. Б. Есин. — М.: Флинта: Наука, — 2007. — 248 с.
  5. Зинин С. А. Внутрипредметные связи в изучении школьного историко-литературного курса / С. А. Зинин. — 2-е изд., испр. — М.: ООО «ТИД «Русское слово — РС», 2006. — 240 с.
  6. Зинин С. А. Методика проблемно-сопоставительного анализа и ее роль в совершенствовании изучения курса литературы в XI классе: автореф. дис. … канд. пед. наук / С. А. Зинин. — М, 1993. — 16 с.
  7. Лихачёв, Д. С. Очерки по философии художественного творчества. — СПб., 1996
  8. Лотман, Ю. М. Анализ поэтического текста. Структура стиха. — М., 1972
  9. Маранцман В. Г. Интерпретация художественного произведения как технология общения с искусством / В. Г. Маранцман // Литература в школе. — 1998. — № 8. — С. 91–98.
  10. Маранцман В. Г. Монография о литературном развитии школьников / В. Г. Маранцман // Советская педагогика. — 1977. — № 8. — С. 142–143.
  11. Москвин, В. П. Выразительные средства современной русской речи. Тропы и фигуры. Терминологический словарь / В. П. Москвин. — Ростов н/Д: Феникс, 2007. — 940 с.
  12. Острогорский В. Беседы о преподавании словесности / В. Острогорский. — М.: Тип. Демакова, 1885. — 111 с.
  13. Русская литература: Большой учебный справочник для школьников и поступающих в вузы. — М.: Дрофа, 1999. — 1296 с.
  14. Шутан, М. И. Ученик и художественный текст // Литература в школе. — 2012. — № 1. — С.21–26.
  15. Любезнова, Ю. В. Актуальность сопоставительного анализа лирических произведений в школе / Ю. В. Любезнова. — Текст: электронный //: [сайт]. — URL: https://emc21.ru/wp-content/uploads/2020/07/Statya-Lyubeznova.pdf (дата обращения: 11.01.2023).