Создание системы индивидуализированного обучения на уроках математики для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы

Опубликовано в

XLI международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Казань, январь 2023)

Дата публикации: 10.01.2023

Статья просмотрена: 2 раза

Библиографическое описание:

Солнышкина, В. В. Создание системы индивидуализированного обучения на уроках математики для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья / В. В. Солнышкина. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы XLI Междунар. науч. конф. (г. Казань, январь 2023 г.). — Казань : Молодой ученый, 2023. — С. 9-14. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/473/17709/ (дата обращения: 03.05.2024).



В статье рассматривается вопрос создания системы индивидуализированного обучения на уроках математики обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) (обучающихся с нарушенным слухом).

Ключевые слова : система индивидуализированного обучения, образовательные результаты, обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), обучающиеся с нарушенным слухом.

В настоящее время с введением новых стандартов образования большое внимание в обучении математики занимают идеи гуманизации и индивидуализации математического образования, т. е. поворот обучения к детям, их психологическим особенностям. Школьное обучение содержит довольно сложные предметы, такие как математика, физика, химия и др., которые не всем даются легко и особенно детям с ОВЗ (нарушенным слухом). Поэтому очень часто можно наблюдать у обучающихся потерю интереса к обучению.

Конечно, не все дети одаренные в математическом смысле, но знания, умения и навыки нужны всем.

Путей достижения психологической комфортности в обучении математики существует немало. Один из них — это максимальный учет особенностей, возможностей, темперамента, интересов и склонностей ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Обучающийся с ОВЗ не должен чувствовать себя беспомощным от неумения выполнить требования учителя, ущемленным от боязни получить двойку, уязвленным от насмешек более способных ребят. Дети не должны работать на пределе своих возможностей. Учеба должна быть в радость, ребёнку должно быть интересно, понятно, чтобы не наступило разочарование от учебы вообще.

Как достичь этого?

Чтобы ответить на этот вопрос, я решила попробовать привести все в систему для осуществления индивидуализированного обучения на уроках математики.

Индивидуализированное обучение — это обучение, направленное на обучение каждого обучающегося с учетом его психофизических возможностей и пробелов в знаниях. В зависимости от темпа работы и уровня знаний задания, предлагаемые школьникам с нарушенным слухом при таком обучении, могут иметь разный объем и степень сложности.

Но в то же время необходимо ещё учитывать и прогнозировать тот факт, что обучающиеся с ОВЗ при завершении основного общего образования проходят государственную итоговую аттестацию в форме ГВЭ по курсу математики основной школы (это обязательный экзамен). Отсюда следует, что все учащиеся в силу своих способностей должны овладеть хотя бы самым минимумом уровня математической подготовки. Значит в обучении математике необходимо ставить акцент на общее развитие обучающихся, а именно на развитие: логического мышления, навыков вычислительных операций, математической речи, пространственного воображения, чувства прекрасного.

Поэтому, на уроках и внеклассных мероприятиях по математике все усилия направляются на реализацию вышеназванных целей. Этому способствует еще и то обстоятельство, что школа небольшая и наполняемость классов позволяет с каждым обучающимся работать практически индивидуально с учетом его психофизических особенностей и возможностей.

При разработке самостоятельных работ для отработки математических знаний, умений и навыков используются индивидуальные задания.

Индивидуальное задание — это задание общее для всего класса, но с разным материалом для каждого учащегося. Например, задание: решить уравнение, но сами уравнения каждому школьнику даются неодинаковые.

Индивидуализированные задания — это задания, приготовленные для каждого ученика, с учетом его психофизических возможностей и пробелов в знаниях. В зависимости от темпа работы и уровня знаний эти задания могут иметь разный объем и степень сложности.

Небольшая самостоятельная индивидуальная письменная работа, рассчитанная на 10–15 минут, включается почти в каждый урок математики.

В зависимости от времени проведения такой самостоятельной работы устанавливаются следующие цели:

— проверить, как ученики усвоили предыдущий материал и готовы ли к изучению новой темы. Например, задание: Закрасьте часть фигуры, соответствующей данной дроби или Запишите, какая часть фигуры закрашена;

— повторить изученные ранее темы с целью подготовки к восприятию нового материала. Пример задания: запишите все правильные дроби со знаменателем 6, или запишите все неправильные дроби с числителем 6;

— проверить понимание и прочность усвоения полученных знаний. Такая самостоятельная работа дается сразу же, непосредственно после объяснения новой темы. Например, выделите целую часть числа или выпишите из чисел все: правильные дроби; неправильные дроби. Можно изменить формулировку заданий или задания дать в другой форме;

— закрепить пройденный материал. Например, Разделите с остатком: 49: 5 или Выделите целую часть из неправильной дроби:

или Запишите число в виде неправильной дроби: ;

— проверить выполнение домашнего задания, предложив детям сделать аналогичные упражнения. Пример задания: Умножьте на число 3 числитель и знаменатель дроби или Разделите на число 3 числитель и знаменатель дроби ;

— проверить усвоение темы, пройденной на предыдущем уроке. Здесь можно предложить то же самое задание, которое выполняли на этом уроке. Например, Восстановите запись: или Приведите дробь к знаменателю 20: или Сократите дроби: ;

— проанализировать сформированность какого-нибудь одного навыка. Например, Выделите целую часть числа = или Восстановите запись:

или Сократите дроби: .

Для экономии времени на уроке работы предлагаются на перфокартах или индивидуальных карточках.

Самостоятельная работа может иметь не одну, а две цели.

Конечно же степень самостоятельности при выполнении самостоятельных работ дифференцируется: сильные обучающиеся выполняют задания, не прибегая ни к какой помощи; обучающиеся, имеющие средние знания могут воспользоваться справочным материалом, карточками, таблицами, записями в тетрадях и др., но при этом оценка снижается на 1 балл. Обучающимся, со слабыми знаниями можно разрешить обращаться за помощью к другим обучающимся или к учителю. При этом тоже выставляется соответствующая оценка. Обучающиеся, которые совсем не знают, как приступить к работе, выполняют задание вместе с учителем индивидуально.

Объем и содержание заданий для самостоятельной работы подбираются индивидуально для каждого ребенка.

Используются также карточки, в которых часть заданий выполняется в классе, а другая часть заданий дается домой и обучающиеся их выполняют по образцу классной работы.

Постепенно можно увеличивать уровень трудности заданий и их объем.

Таким образом, при использовании таких самостоятельных индивидуализированных работ повышается мотивация и интерес к предмету у обучающихся с ОВЗ и в частности у обучающихся с нарушенным слухом, а также обучающиеся находятся в состоянии успеха при изучении математики.

Литература:

  1. Борисова А. М. Математика. 5 класс: диагностические работы для оценки освоения содержания программы [Текст]/ А. М. Борисова. — Волгоград: Учитель, 2015. — 86 с.
  2. Готовимся к промежуточной аттестации. 5–6 классы. Комплексные задания по математике на электронном носителе [Текст]/ авт. — сост. Е.А. Яровая. — Волгоград: Учитель, 2016. — 42 с.
  3. Дорофеев Г. В. Дифференциация в обучении математике [Текст]/ Г. В. Дорофеев, Л. В. Кузнецова, С. Б. Суворова, В. В. Фирсов//Математика в школе. — 1990. — № 4. — С. 15–21.
  4. Метапредметные результаты. Стандартизированные материалы для промежуточной аттестации. 5 класс. Варианты 1, 2 [Текст]/ ред. Н. А. Куликова. М.: Просвещение, 2014. — 40 с.
  5. Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений I вида. Сборник 1. Подготовительный, 1–7 классы/ авт.-сост. зав лабораторией содержания и методов обучения детей с нарушениями слуха ГНУ «Институт коррекционной педагогики РАО», доктор пед. наук Т. С. Зыкова. — М.: Просвещение, 2005.
  6. Современная система оценки достижения планируемых результатов освоения ООП основного общего образования. Локальные акты ОО и методический инструментарий в электронном приложении / авт.-сост. Е.А. Яровая, Н. В. Киселёва. — Волгоград: Учитель, 2017. — 56 с.
  7. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утвержден Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897). Список изменяющих документов (в ред. Приказа Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1644) [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://e duinspector . ru /2013/08/07/ tjutor - v - shkole - normativnaja -b aza /

Ключевые слова

образовательные результаты, система индивидуализированного обучения, обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), обучающиеся с нарушенным слухом