Развитие культуры речи у дошкольников и младших школьников посредством использования словесной игры со скороговорками | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 1. Общая педагогика

Опубликовано в

XXXIX международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Казань, декабрь 2022)

Дата публикации: 11.12.2022

Статья просмотрена: 87 раз

Библиографическое описание:

Весельева, Е. Е. Развитие культуры речи у дошкольников и младших школьников посредством использования словесной игры со скороговорками / Е. Е. Весельева. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы XXXIX Междунар. науч. конф. (г. Казань, декабрь 2022 г.). — Казань : Молодой ученый, 2022. — С. 1-8. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/469/17640/ (дата обращения: 07.05.2024).



В статье рассматривается использование словесной игры со скороговорками для развития артикуляционного аппарата у дошкольников и младших школьников и формирования культуры речи при реализации дополнительных общеобразовательных программ в детских школах искусств и на уроках русского языка в начальных классах общеобразовательных школ. Особое внимание уделено авторским скороговоркам, созданным в соответствии с традициями устного народного поэтического творчества и сохраняющим специфику фольклорного жанра скороговорок. Представлены авторские скороговорки, созданные автором данной статьи.

Ключевые слова: устное народное поэтическое творчество, детский фольклор, словесные игры, народные скороговорки, авторские скороговорки, культура речи, звуковая культура речи, артикуляционный аппарат.

Среди произведений устного народного поэтического творчества есть такие, которые относятся к детскому фольклору и специально созданы взрослыми для словесных игр детей — потешки, считалки, чистоговорки, скороговорки и др. Народ давно обратил внимание на то, что словесные игры выполняют важные педагогические функции, главными из которых являются диагностическая и коррекционная, что позволяет оценивать уровень речевого развития детей и повышать личностные показатели в сфере коммуникативно-речевой деятельности, связанные с формированием грамматически правильной речи в соответствии с нормами литературного языка. Огромный опыт использования словесной игры со скороговорками с целью коррекции звукопроизношения показывает, что скороговорки очень интересны дошкольникам и младшим школьникам.

Данные методические рекомендации предназначены для педагогов, реализующих дополнительные общеобразовательные программы в школах искусств, и учителей русского языка в начальных классах общеобразовательных школ; в них рассмотрены как специфика жанра скороговорок, так и роль скороговорок как средств для осуществления игры со словами и звуками для формирования культуры речи у детей вышеуказанных возрастных категорий.

Отметим, что особое внимание на скороговорки как на средство развития речи было обращено в XIX веке. В. И. Даль в сборнике «Пословицы русского народа» дает такое определение этому жанру:

«Скороговорка, чистоговорка — слагается для упражнения в скором и чистом произношении, почему в ней сталкиваются звуки, затрудняющий быстрый говор…» [11, с. 15].

На первом этапе формирования звуковой культуры речи и развития артикуляционного аппарата у детей педагогам необходимо подбирать такие тексты народных и авторских скороговорок, с произнесением которых дошкольники и младшие школьники могли бы легко справиться, ведь главное в словесной игре с применением скороговорки — это эмоции ребенка, возникающие после решения поставленной перед ним задачи, связанной с освоением семантики и звукописи скороговорочных текстов. Ребенок испытывает радость от того, что разобрался в близких по звучанию словах и фразах, но имеющих разный смысл, и произнес их верно.

На последующих этапах развития культуры речи для мотивации детей продолжать учиться правильно произносить звуки и слова педагогам рекомендуется усложнять задачу и подбирать скороговорки с интересным сюжетом и богатым словообразованием, где специально подобраны трудные для выговаривания лингвистические конструкции — не отдельные единицы текста, а устойчивые словосочетания, фразеологизмы, обороты, тропы и метафоры, представляющие единство формы и содержания.

В качестве действенного метода обучения необходимо использовать практико-ориентированный метод, используя в учебной практике индивидуальный и дифференцированный подходы к каждому обучающемуся, ориентируясь на поставленные цели и достижение результатов игровой деятельности, связанные с развитием культуры речи.

Практические занятия и многократное выполнение обучающимися упражнений по произнесению текстов скороговорок при отсутствии патологии развития речи, которая в данной статье не рассматривается, дают положительные результаты, развивают внимание к слову и выразительным средствам русского языка.

Среди авторских скороговорок, нашедших общественное признание, а также оцененных известными детскими писателями и специалистами по детскому фольклору, продолжают жизнь те тексты, которые демонстрируют богатство выразительных средств и стилистических приемов, сложную звукопись и имеют занимательный сюжет. Авторские скороговорки, в большинстве своем, рифмованы, а ритмический рисунок усилен семантической нагруженностью специально подобранных слов и их проблемным для дошкольников и младших школьников произнесением. Запомнить скороговорку помогают звуковые повторы и внутренние рифмы. В современных скороговорках можно обнаружить разные однокоренные словообразовательные модели, что является находкой при изучении русского языка, в том числе для овладения детьми грамотной письменной речью.

Среди народных и авторских скороговорок интересны также такие тексты, в которых есть сложное звуковое оформление, звуковая игра, повторение согласных и гласных звуков, инверсия, тавтология и др. Интересно отметить, что тавтология относится к одному из главных специфических признаков жанра скороговорок в связи с наличием в скороговорках однокоренных слов в форме «существительное плюс прилагательное», например, чудо чудное, горе горькое . «Тавтология, присоединяя признак (определение), утраченный предметом, восстанавливает в последнем то живое впечатление, которое коренится в названии предмета» [10, с. 42].

Анализируя тексты скороговорок, относящиеся к разным историческим периодам, можно увидеть, что скороговорки расширяют кругозор учащихся, в них отражены бытовая деятельность людей и окружающий мир, при этом в их структуре еще не исчерпали себя комбинации различных сложных для выговаривания слов, уже однажды использованных, а также различных интересных сочетаний звуков.

На стадии оценки результатов практических занятий в качестве критериев оценки (индикаторов) формирования ребенком основ культуры речи и развития дикции выступают:

— четкое произнесение скороговорок обучающимся в процессе выполнения упражнений с использованием устной монологической речи как вербального средства коммуникации;

— понимание обучающимся семантики слов и выражений в контексте всей скороговорки;

— использование невербальных средств речи — интонации, тона, темпа и громкости голоса.

Тексты авторских скороговорок, созданных автором данной статьи Весельевой Е. Е. и опубликованных в различных печатных изданиях, представлены ниже.

Зорька, зоренька, заря,

Тебя зову, заря, не зря.

Ты закат нам озари,

Озарив закат, замри.

Е. Весельева [1, с. 23]

Я спозаранку на каток иду;

Узоры озорные там на льду.

Узоры взор должны увлечь –

Озорна узоров речь.

Е. Весельева [2, с. 24]

Горюет норка у горы –

Не добраться до норы.

На горе у норки горка –

Недоступна норке горка.

Е. Весельева [3, с. 113]

Грызуну везет:

Все грызун грызет;

И зубы от грызения

Растут — вот так везение!

Е. Весельева [4, с. 61]

Строг с врагами носорог —

На носу суровый рог.

И врагов рог носорога

Встретит строго у порога.

Е. Весельева [5, обложка]

Строитель, в строй на стройке

Строй-ка стройные постройки.

Без простоя в строй постройки

Строй на стройке-новостройке.

Е. Весельева [6, с. 27]

Грозные грозы

Розам — угрозы.

Кто град угроз

Грозных гроз

Отведет от роз,

Погрозив грозам:

«Не грозите розам!»?

Е. Весельева [7, с. 27]

Звездный учет

Ведет звездочет:

От звезды к звезде,

А звезды везде;

Вот звездный парад –

Звезд звездопад.

Е. Весельева [8, с. 28]

Спрятался Сеня

От ребят в сене.

Прятки-перепрятки,

Спрячь-ка, Сеня, пятки.

Е. Весельева [9, с. 26]

Плыл Платон на плоту

И с плота пугал плотву.

Плотва плыла к тине,

А Платон — к плотине.

Е. Весельева [10, с. 23]

Грозно погрозим морозу:

«Не морозь, мороз, ты розу.

Наморозь ты нам узоры,

Заморозь-ка только взоры».

Е. Весельева [11, с. 25]

Литература:

  1. Весельева, Е. Е. Скороговорка «Зорька, зоренька, заря» // Ежемесячный литературно-художественный журнал для детей младшего школьного возраста «Мурзилка». — Москва, 2012, № 12, 23.
  2. Весельева, Е. Е. Скороговорка «Я спозаранку на каток иду»// Ежемесячный литературно-художественный журнал для детей младшего школьного возраста «Мурзилка». — Москва, 2012, № 2, с. 24
  3. Весельева, Е. Е. Скороговорка «Горюет норка у горы» // Канакина В. П. Русский язык. 2 класс. Учеб.для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч.2./В. П. Канакина, В. Г. Горецкий. — 13-е изд., стер. — М.: Просвещение, 2022, с. 113.
  4. Весельева, Е. Е. Скороговорка «Грызуну везёт» // Канакина В. П. Рабочая тетрадь. Учебное пособие. В 2 ч. Часть 2. / В. П. Канакина — 13-е издание, стереотипное — М.: Просвещение, 2022, с. 61.
  5. Весельева, Е. Е. Скороговорка «Строг с врагами носорог»// Ежемесячный литературно-художественный журнал для детей младшего школьного возраста «Мурзилка». — Москва, 2008, № 10, обложка.
  6. Весельева, Е. Е. Скороговорка «Строитель»// Ежемесячный литературно-художественный журнал для детей младшего школьного возраста «Мурзилка». — Москва, 2007, № 10, с. 27.
  7. Весельева, Е. Е. Скороговорка «Грозные грозы» // Ежемесячный литературно-художественный журнал для детей младшего школьного возраста «Мурзилка». — Москва, 2012, № 6, с.27.
  8. Весельева Е. Е. Скороговорка «Звездочёт»// Ежемесячный литературн-художественный журнал для детей младшего школьного возраста «Мурзилка». — Москва, 2006, № 5, с. 28.
  9. Весельева Е. Е. Скороговорка «Спрятался Сеня»// Ежемесячный литературно-художественный журнал для детей младшего школьного возраста «Мурзилка». — Москва, 2010, № 7, с. 26
  10. Воскресенский, В. А. Особенности русского народного языка // Язык фольклора. Хрестоматия — Курск: Изд-во КГПУ., 2001. — С. 42.
  11. Даль, В. И. Пословицы русского народа: Сборник. В 2-х т. — М.: Худож. лит., 1984. — Т.1. — С. 15.
  12. Капица, Ф.С. «Русский детский фольклор». — М.: Флинта: Наука, 2002.
  13. Науменко, Г. М. Народное детское поэтическое творчество. — М.: Центр-полиграф, 2001.
  14. Оссовецкий, И. А. Об изучении языка русского фольклора // Язык фольклора: Хрестоматия. — Курск: Изд-во КГПУ, 2001.

Ключевые слова

культура речи, детский фольклор, артикуляционный аппарат, звуковая культура речи, словесные игры, устное народное поэтическое творчество, народные скороговорки, авторские скороговорки