Педагогические условия формирования профессиональной мотивации будущих специалистов дошкольных образовательных учреждений (на материале констатирующего эксперимента) | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Афанасьева, И. В. Педагогические условия формирования профессиональной мотивации будущих специалистов дошкольных образовательных учреждений (на материале констатирующего эксперимента) / И. В. Афанасьева, А. В. Зенова, Н. П. Заваленкова, Ю. А. Ермакович. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы XXXVIII Междунар. науч. конф. (г. Казань, ноябрь 2022 г.). — Казань : Молодой ученый, 2022. — С. 54-62. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/467/17597/ (дата обращения: 29.04.2024).



Целью формирующего эксперимента мы определили проверку гипотезы о том, что при условияхпроявления индивидуальных, оригинальных, креативных способов деятельности в процессе достижения цели как самовыражение индивидуальности; нацеленность на успех в течение продолжительного времени; использование технологии коллективных творческих дел с целенаправленным — те психолого-педагогические условия, которые позволяют, на наш взгляд, формировать профессиональную мотивацию будущих педагогов.

Задачи:

— способствовать раскрытию индивидуальности в ходе реализации технологии КТД с целенаправленным социально-нравственным содержанием в контексте повышения профессиональной мотивации;

— создать условия дляпроявления оригинальных, креативных способов деятельности.

Программа формирующего эксперимента реализовалась на основе принципов:

— гуманизма, основанного на уважении личности, ее ценностей, суверенитета и принадлежности к определенной этнической группе;

— системности — одновременного воздействия на внутриличностные и межличностные связи в системе взаимодействия представителей разных этнических групп;

— комплексности методов и деятельностного подхода, предполагающих применение способов достижения поставленной цели с учетом активности самой личности;

В процессе формирования профессиональной мотивации на первом этапе, целью которого мы определили создание благоприятного психологического климата, что актуализирует потребность в межличностном общении, использовались активные методы обучения: тренинг, дискуссии, игры, упражнения и др.;

На втором этапе , который можно обозначить как подготовительный, основной нашей целью являлось развитие умений проектировать свою деятельность, обучению планированию своего личностного и профессионального роста и овладение технологией ведения дневника, направленной на развитие рефлексивных способностей. Кульминацией подготовительного этапа является конкурс проектов «Здравствуй, Малыш!» для детей, оставшихся без попечения родителей.

На третьем этапе использовалась технология КТД (коллективное творческое дело), цель которой состояла в раскрытии индивидуальности в ходе реализации технологии КТД, создать условий дляпроявления оригинальных, креативных способов деятельности. На данном этапе шла разработка и реализация проекта «Здравствуй, Малыш!».

Основным методом формирования профессиональной мотивации в нашем исследовании, определены умения овладевать экстровертированной совместной и самостоятельной и интровертированной индивидуальной формами деятельности.

На первом этапе в качестве пространства формирования профессиональной мотивации на первом этапе была определена тренинговая группа. Тренинг мы рассматривали как форму работы по формирования важных показателей профессиональной мотивации — интернальности в межличностных отношениях.

Методологической посылкой к построению формирующего эксперимента послужили основные характеристики формирующего эксперимента как метода психолого-педагогического исследования.

Деятельность в нашем исследовании рассматривается в качестве объяснительного принципа и метода анализа корреляционных связей между потребностно-мотивационными показателями достижении, доминировании, аффилиации и интернальностью в области достижений. Процесс формирования профессиональной мотивации строится на конкретном практическом взаимодействии (проекты) и характере межличностных отношений.

Повышение показателей происходит на всех уровнях, которые положены в основу алгоритма, предусматривающего выделение последовательных этапов формирования профессиональной мотивации.

В ходе первого этапа использовалась методика вербального описания эмоционально-поведенческих паттернов личности, соответствующих конкретной ситуации, когнитивных и поведенческих стереотипов.

Реализовывалась задача изменения и обогащения представлений об отношениях в референтной группе.

На первом этапе объектом самонаблюдении, рефлексии были определены смысловые установки, которые и определяют направленность, динамику и устойчивый характер протекания деятельности и поведения. Уровень смысловых установок на социально-нравственную направленность деятельности является ведущим в установочной регуляции активности личности (А Г. Асмолов).

Внешне смысловые установки проявляются в общей субъективной окраске, входящих в состав деятельности действий, в паттерне поведения. Наблюдение проявления сдержанности и экспрессии, активности и обособленности, характеризующие определенные поведенческие реакции в межличностных отношениях, как показало наше исследование, зависят зачастую от преобладающей мотивации респондентов.

Суть деятельностного опосредования заключается в перестройке потребностно-мотивационной сферы личности с помощью расширения пространства (выхода в социальное пространство реализации проектов, связанных с воспитанием детей, оставшихся без попечения родителей).

В ходе формирующего эксперимента широко использовались рефлексия, обратная связь, направленные на сознание неэффективности форм поведения, их несоответствия деятельности. Это способствует актуализации потребности к саморазвитию, к достижению, что возможно осуществить только на уровне объективации. Обнаружение поведенческих стереотипов, способствующих принятию неэффективных решений, благодаря рефлексии приводит к осознанию их несоответствия требованиям изменяющейся действительности.

Специальные техники, направленные на объективацию социально-нравственной направленности (групповая рефлексия, специально созданные ситуации) выступили в качестве методов и приемов усиления интернальности производственных отношений и интернальности межличностных отношений.

В ходе первого этапа формирующего эксперимента необходимо было содействовать созданию благоприятного психологического микроклимата в группе. Выбор метода тренинга на данном этапе обусловлен большими возможностями группового взаимодействия. Группа — микрокосмос, общество в миниатюре, в котором отражается внешний мир, и проявляются реалистические взаимоотношения в создаваемых моделях взаимодействия. Условия группы способствуют объективации ценностей взаимоотношений.

Группа обладает преимуществом в отражении обратной связи и поддержки участниками друг друга. В групповых условиях быстро обнаруживаются неэффективные программы поведения, взаимодействия и межличностных отношений.

Эмоциональная поддержка способствует созданию атмосферы взаимной заинтересованности, доверия и понимания. Эмоциональная поддержка создает необходимые предпосылки для ослабления защитных механизмов, оказывает положительное воздействие на самооценку, повышает степень самоуважения и таким образом оказывает положительное влияние на отношение к себе и окружающим.

Принципы организации тренинга:

— реалистичность (объективное и субъективное отражение сути происходящего с участниками);

— моделирование (направленность на создание и апробирование в игровых ситуациях более эффективных программ поведения, взаимодействия и межличностных отношений);

— активность (максимальная включенность каждого участника в процесс взаимодействия);

— этичность (конфиденциальность, доверие, уважение участников друг другу);

— объективация (выделение объектов самонаблюдения собственной психики и осознание результатов наблюдения);

— конструктивность взаимоотношений (позитивное отношение к иной культуре, ценностям, вероисповеданию).

В программе тренинга решались задачи по развитию у участников:

— умений отслеживать и осознавать эффективность взаимодействия и межличностных отношений;

— умений анализировать взаимозависимость личной ответственности, вовлеченности в процесс и результативности деятельности.

В основе Программы по формированию профессиональной мотивации лежит принцип поэтапного формирования и постепенности в более глубоком понимании каждым участником своих переживаний.

В тренинге выделены правила групповой работы:

1) Проявлять искренность и доверие в общении с участниками. В группе можно рассказать о том, что волнует и интересует. Доверительные отношения предполагают конфиденциальность (это одно из этических оснований нашей работы)

2) Максимально принимать участие в групповой работе. Это правило вводится в связи с тем, что мысли, чувства каждого участника значимы для всех членов. И отсутствие одного участника нарушает целостность группы.

3) Сохранять конфиденциальность происходящего в группе.

4) Действовать в настоящем отрезке времени «Здесь и теперь».

5) Уважать мнение всех участников, признавать их права. Воздерживаться от критики и признавать право каждого на высказывание своего мнения. Важно принимать, понимать других, чувствовать, что человек хотел сказать, какой смысл вложил в высказывание. Помнить и о собственных проекциях, не навязывать свое мнение.

Основными методами и приемами являлись:

— групповая дискуссия, позволяющая сопоставить противоположные позиции, проанализировать проблему с разных сторон, принять взаимные позиции, осознать многозначность возможного решения проблем с разных этнических позиций;

— обратная связь, образующая собственное «Я» личности, способствующая познанию себя, окружающих. Прием обратной связи осуществляется в сообщении о своих реакциях на поведение других в условиях принятия личностью ответственности за свои высказывания;

— анализ ситуаций возникновения нехватки времени, зависимости событий в жизни от сторонних факторов: «Вспомни и опиши ситуацию, когда тебе чаще всего не хватает времени», «Опиши случай, когда ты испытала чувства, что ты не влияешь на свою жизнь. С чем это связано?». Возможность описания позволила более четко сформулировать свои переживания, перевести их в осознание;

— дневник — размышление с анализом своего поведения, межличностных отношений.

На протяжении всей работы были предусмотрены индивидуальные консультации: «Причины преодоления трудностей в общении», «Как достичь взаимопонимания?», «Как все успеть?» и др.

Обратная связь — выступает важнейшей образующей собственного «Я», является важным звеном в познании других людей окружающего мира. Прием обратной связи осуществляется, когда один человек (или группа) сообщает о своих реакциях на поведение других с помощью выражения «когда ты делаешь то, то я чувствую...» (ответственность за свои чувства и проекции личность принимает на себя).

Обязательными были определены:

1) индивидуальная и групповая рефлексия в начале и в конце занятия с целью отслеживания динамики процессов и их результативности;

2) аналитическая работа поиска оптимального решения ситуаций, способствующих эффективности межличностного взаимодействия.

Проиллюстрируем фрагментами использование методов и приемов организации тренинга. Созданию климата психологической безопасности, познанию и принятию участниками друг друга в тренинге способствовали опора в организации тренинга принципа конфиденциальности.

Приводим пример фрагмента социально-психологического тренинга, проведенного на формирующем этапе исследования.

В ходе представления участникам в начале тренинга необходимо было выполнить упражнение «Три имени», суть которого заключалась в представлении себя с помощью трех имен, которыми могут участников называть, например, родственники, друзья, сокурсники и т. д.

Во время представления (самопрезентации) участникам предлагалось не только озвучить свои имена, но и предположить, с какими чертами его характера данные имена созвучны. Например, Ксения А. отвечает: «Меня называют друзья Спонж Боб — потому, что я веселая и моя фигура похожа на фигуру этого мультипликационного героя, а «Ксюшенька» меня называют мои родители, потому что я добрая, мягкая, покладистая».

Виктория П. на этот вопрос отвечает так: «Виктория Владимировна меня называют коллеги по работе — это имя мне больше всех нравится и характеризует меня как ответственного, исполнительного и требовательного к себе и другим человека. Викулька — меня называют самые близкие друзья. Это говорит о том, что я с ними добрая, открытая и отзывчивая».

С целью усиления атмосферы доверия и объединения в коллектив использовался метод проективного рисования. Проективное рисование — вспомогательный метод групповой работы. Метод позволяет работать с мыслями и чувствами, которые участник не осознает по тем или иным причинам. В ходе работы ребятам предлагалось, не общаясь между собой, нарисовать свой портрет с помощью символов в структуре своей студенческой учебной группы, используя краски, карандаши, мелки и др.

Также на одной из встреч участникам предлагалось познакомиться с технологией ведения личного дневника. Участникам предлагалось отразить в дневниках свои впечатления, переживания, эмоции и мысли, отследить изменение отношения к происходящему, принятие окружающей ситуации.

Ведение дневника на основе рефлексивного анализа позволило участникам тренинга осознать психологические механизмы работы над собой, с целью достижения поставленных целей, помогло отойти от социальных стереотипов, с целью осознания возникающих эмоций на последующих встречах по своему желанию участники зачитывали фрагменты и анализировали их.

Также студенты познакомились с приемами самоменеджмента. Студентам предлагалось создать матрицу дел по времени, в которую предлагалось расписать свои дела, и далее по алгоритму выполнять сначала важные и срочные, далее — срочные, но не важные, далее — важные и не срочные и в последнюю очередь — не важные и не срочные.

На вопрос: «Все ли вы успеваете?» лишь несколько девушек ответили положительно, большая часть девушек отметили, что у них «катастрофически не хватает времени на то, что они запланировали». Было предложено написать список дел на сегодня и распределить дела по матрице, выяснилось, что сначала большая часть студентов выполняют неважные и несрочные дела, в то время как срочные и важные многие стараются отложить на «потом».

В ходе второго этапа формирующего эксперимента студенты осваивали проектную деятельность, технологию коллективно-творческой деятельности. В контексте завершения этапа прошел конкурс социально значимых проектов для детей, оставшихся без попечения родителей.

Третий этап был направлен на повышение у студентов показателей интернальности в области производственных отношений и интернальности межличностных отношений в ход реализации социально-значимого проекта «Здравствуй, Малыш!».

Исходной формой в генетическом плане человеческой деятельности является совместная деятельность, механизмом развития человека определяют интериоризацию. Для изменения субъекта образовательного процесса необходимо овладение экстравертированной совместной и интровертированной индивидуальной формами.

Студентам было предложено создать проекты с социально-нравственной направленностью для детей, оставшихся без попечения родителей «Здравствуй, Малыш!». «Важно проявить внимание и позаботиться о них!» — отреагировали участники конкурса проектов. Виктория Н. обратила внимание на необходимость поощрения: «Я не буду думать о проекте, пока не узнаю, как нас за это поощрят».

На третьем этапе для проявления индивидуальности, креативности, самостоятельного выбора способов деятельности проводился Конкурс проектов. Лучший проект реализовывался по технологии коллективной творческой деятельности, в которой каждый участник выбирал для себя объект для реализации в соответствии со своими возможностями и потребностями.

Согласно технологии КТД реализован проект «Здравствуй, малыш!». В группе участников проекта проявились динамика при отслеживании мотивационной симптоматики интернальности межличностных отношений и производственных отношений. Усиление симптоматики в аффилиации проявилась в стремлении к установлению благоприятных отношений с детьми, к достижениям, они легко переключались в процессе общения на интересы партнеров.

С целью изучения эффективности педагогических условий формирования профессиональной мотивации будущих педагогов был организован контрольный эксперимент. Его содержание и результаты представлены в следующем параграфе.

Литература:

  1. Асмолов, А. Г. Психология личности: учебник [Текст] / А. Г. Асмолов.- М.: МГУ, 1990. -367 с.
  2. Асмолов, А. Г. Личность как предмет психологического исследования [Текст] / А. Г. Асмолов. — М.: МГУ, 1984. — 104 с.
  3. Вайсман, P. C. Мотивация учебной деятельности и научно-познавательные интересы студентов // Новые исследования в психологии [Текст] / P. C. Вайсман. — М., 1974. -Вып. 2.
  4. Мильман, В. Э. Рабочая мотивация и удовлетворенность трудом // Психологический журнал. [Текст]/ В. Э. Мильман. — 1985. Т.6. № 5.