Тестопластика как метод арт-терапии в коррекционной работе с дошкольниками с речевой патологией | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Чекулова, С. В. Тестопластика как метод арт-терапии в коррекционной работе с дошкольниками с речевой патологией / С. В. Чекулова, Т. А. Таринская. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы XXXVIII Междунар. науч. конф. (г. Казань, ноябрь 2022 г.). — Казань : Молодой ученый, 2022. — С. 37-41. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/467/17585/ (дата обращения: 29.04.2024).



Авторами статьи представлено теоретическое и практическое обоснование эффективности использования приемов тестопластики в коррекционной работе с дошкольниками с речевой патологией.

Современные требования к уровню подготовленности дошкольников к школьному обучению вызывают необходимость коррекции системы образования детей с нарушениями речи. Одним из путей реализации этих изменений становится разработкановых педагогических технологий обучения и воспитания, комплексного и дифференцированного подхода к коррекционной работе , социальной адаптации и интеграции данной категории детей , это требует координации деятельности специалистов разных профилей.

Совершенствование коррекционно - развивающего воздействия требует использования таких педагогических технологий, которые способствуют гармоничному развитию личности, созданию психологической базы для последующего обучения и социальной адаптации дошкольников.

Арт-терапия — это специализированная форма психотерапии, основанная на искусстве, в первую очередь на изобразительной и творческой деятельности.

Детская арт-терапия — это простой и эффективный способ коррекционной помощи, основанный на творчестве и игре.

Изучив различные коррекционные технологии, мы выбрали технологию тестопластики.

Работа с тестом — это своего рода определённые упражнения, влияющие на развитие тонких дифференцированных движений пальцев рук, общей координации, тактильных ощущений. Сама же продуктивная деятельность выступает как некое средство познания окружающей действительности, поэтому имеет немаловажное значение для развития речи.

В процессе использования данной технологии у дошкольниковвоспитываются такие качества, как самостоятельность и целенаправленность, усидчивость и настойчивость, умение довести работу до конца, аккуратность — все они слабо сформированы у детей с общим недоразвитием речи.

Для детей с повышенным или пониженным тонусом рук особенно полезна тестопластика — лепка из соленого теста, т. к. она способствует нормализации тонуса и активизации мелкой моторики. При лепке задействованы все десять пальцев, а также обе ладони. Происходит мощное воздействие на тактильные рецепторы. В процессе лепки из соленого теста у детей повышается сенсорная чувствительность (способность к тонкому восприятию формы, фактуры, цвета, веса, пластики, пропорций); развивается общая ручная умелость, мелкая моторика, синхронизируются работа обеих рук, что играет положительную роль в развитии речи.

При включении в коррекционную работу стимуляции рецепторных зон кистей обеих рук усиливаются афферентные и тактильно-кинестетические ощущения. Стимуляцию осуществляют прижатием подушечек пальцев к предмету, имеющему поверхность заостренной формы с одновременным пропеванием звуков. При помощи метода тестопластики детьми изготовлены «аппликаторные слепки» своих ладоней с игольчатой поверхностью. Использование такого пособия, изготовленного собственными руками, на логопедических занятиях на этапе автоматизации звуков в слогах и словах, вызвало у детей более высокую мотивацию. Так же «апликаторный слепок» мы использовали в работе с детьми при формировании навыков правильного произношения слов различной слоговой структуры.

Применение готовых пособий из соленого теста в коррекционной работе предполагает множество вариантов их использования. Коррекционная работа может быть направлена на развитие произносительной стороны речи, увеличение и активизации словаря, развитие грамматических категорий, развития связной речи, фонетико-фонологических процессов, обучению детей грамоте. Задания и упражнения с применением тестопластики вызывают массу положительных эмоций у детей, и коррекционная работа проходит с высокой мотивацией.

Использование метода тестопластики плодотворно влияет на развитие связной речи детей. Дошкольники с удовольствием разыгрывают сценки из сказок, используя фигурки персонажей, сделанных из солёного теста. Так же можно изготовить атрибуты для сюжетно-ролевых игр (продукты питания, посуда, кукольная мебель, игрушки, украшения и др.)

K:\DCIM\102_PANA\P1020369.JPG

Используя продукты своего труда, дети активно включаются в речевое общение, стараются правильно строить фразы, самостоятельно вести диалог, пересказывают сюжеты рассказов и сказок с элементами драматизации.

Детям стали лучше даваться графические диктанты и рисунки по клеточкам, что говорит об улучшении сформированности графо-моторных навыков.

Технология тестопластики способствует формированию потребности в общении, желании узнать новое. Дети делятся впечатлениями от результатов своего труда друг с другом, с родителями. В процессе работы проявляют творческие способности, интерес, развивается речь.

Использование приемов тестопластики в коррекционно-логопедической работе позволило нам повысить у дошкольников работоспособность, учебную мотивацию и за более короткое время достичь положительных результатов в коррекции речевых нарушений.

Литература:

  1. Аманатова М. М. Развитие фонематических процессов на логопедических занятиях Логопед в детском саду. — Nо 1. — 2007.
  2. Бачина О. В., Коробова Н. Ф Пальчиковая гимнастика с предметами. Определение ведущей руки и развитие навыков письма у детей 6–8 лет : Практическое пособие для педагогов и родителей — М.:АРКТИ, 2006.
  3. Баронова В. В. Формирование навыков звуко — слогового анализа у дошкольников с речевыми нарушениямипосредством наглядной модели Логопедия. — Nо 3. — 2012.
  4. Баряева, Л. Б., Гаврилушкина О. П Игры — занятия с природным и рукотворным материалом: Методическое пособие. — СПб.: НОУ «СОЮЗ» , 2005.
  5. Гуськова А. А. Формирование словаря и связного высказывания детей с общим недоразвитием речина материале сказок Логопед. — 2008. — № 4.
  6. Синеглазова М. О. Удивительное соленое тесто. — М: Издательский Дом МСП, 2006.