Использование учебных стендов для эффективного формирования профессиональных компетенций обучающихся специальности «Электроснабжение» | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 8. Педагогика профессиональной школы и среднего профессионального образования

Опубликовано в

XXXVIII международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Казань, ноябрь 2022)

Дата публикации: 20.11.2022

Статья просмотрена: 59 раз

Библиографическое описание:

Зобина, Ю. В. Использование учебных стендов для эффективного формирования профессиональных компетенций обучающихся специальности «Электроснабжение» / Ю. В. Зобина. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы XXXVIII Междунар. науч. конф. (г. Казань, ноябрь 2022 г.). — Казань : Молодой ученый, 2022. — С. 44-49. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/467/17579/ (дата обращения: 29.04.2024).



Статья посвящена эффективности использования учебных стендов в образовательном процессе. В данной статье рассматривается необходимость внедрения в учебный процесс активных методов обучения. Автор демонстрирует процесс использования комплекта типового лабораторного оборудования «Электроснабжение промышленных предприятий» .

Ключевые слова: активные методы, учебный стенд, комплект типового оборудования.

Формирование общих и профессиональных компетенций у будущих специалистов происходит в процессе неоднократного повторения соответствующих заданий, активных методов обучения. Суть активных методов обучения как раз и состоит в обеспечение студентам таких условий, в которых они овладели бы различными способами деятельности.

Обучающихся образовательных учреждений среднего звена необходимо постоянно ставить в условия, позволяющие им упражняться в профессиональной деятельности. Практическая подготовка обеспечивает обучение профессиональным знаниям и умениям, охватывающим всю профессиональную деятельность специалистов. Учебное заведение должно обеспечивать будущему специалисту эту практическую подготовку в ходе выполнения лабораторных и практических работ.

Широкое использование лабораторных работ в учебном процессе делает его более интересным, повышает качество обучения, усиливает практическую направленность преподавателя, способствует развитию познавательной активности у обучаемых, их логического мышления и творческой самостоятельности [1]. Кроме того, проведение лабораторных работ при изучении профессиональных дисциплин и модулей способствует формированию у обучающихся профессиональных компетенций.

В процессе лабораторного занятия как вида учебной деятельности обучающиеся выполняют одну или несколько лабораторных работ (заданий) под руководством преподавателя в соответствии с изучаемым содержанием учебного материала.

В университетском колледже ОГУ по дисциплине «Электроснабжение» в соответствии с ФГОС 3, предусмотрено: лекции (Л) — 58 часов, практические занятия (ПЗ) — 22 часа, курсовой проект (КП) — 40 часов; по ФГОС 4 дисциплина «Системы электроснабжения объектов» предусмотрено: лекции (Л) — 66 часов, практические занятия (ПЗ) — 40 часов.

Процесс использования комплекта типового лабораторного оборудования «Электроснабжение промышленных предприятий» направлен на формирование следующих результатов обучения:

— ПК 1.1 Читать и составлять электрические схемы электрических подстанций и сетей.

— ПК 1.2 Выполнять основные виды работ по обслуживанию трансформаторов и преобразователей электрической энергии.

— ПК 1.3 Выполнять основные виды работ по обслуживанию оборудования распределительных устройств электроустановок, систем релейных защит и автоматизированных систем.

В состав комплекта учебного оборудования входит (рис. 1):

  1. Лабораторный стол;
  2. Комплект соединительных проводов и сетевых шнуров;
  3. Мультиметр;
  4. Трансформатор тока;
  5. Трансформатор напряжения;
  6. Вольтметр, амперметр, тепловое реле, реле времени и т. д.

Лабораторный стенд «Электроснабжение промышленных предприятий»

Рис. 1. Лабораторный стенд «Электроснабжение промышленных предприятий»

Для выполнения базовых экспериментов в лаборатории установлено два демонстрационных стенда. Базовые эксперименты:

  1. Электрические измерения — измерение переменного тока и напряжения при непосредственном включении в цепь питания электрической нагрузки;
  2. Измерение полной мощности однофазного переменного тока с помощью непосредственно включенных вольтметра и амперметра.

Каждый из двух демонстрационных стендов позволяет производить работы по следующим темам:

  1. Изучение параметров установившегося режима работы.
  2. Исследование тепловой защиты электрической цепи.
  3. Измерение переменного напряжения вольтметром при непосредственном способе включения и расширения измерения.
  4. Измерение коэффициента мощности однофазного переменного тока.
  5. Определение влияния отклонения напряжения на мощность, потребляемой нагрузкой.
  6. Регулирования напряжения путем компенсации реактивной мощности при помощи конденсаторной батареи.
  7. Определение влияния нагрузки в линии электропередачи.
  8. Измерение параметров установившегося режима работы распределительной линии с произвольной нагрузкой.

Собранную и проверенную схему необходимо предъявить преподавателю и только после его разрешения можно включать установку (рис. 2).

При включении под напряжением схемы необходимо следить за поведением приборов, при резких ударах стрелок приборов схема должна быть немедленно отключена от источника питания.

Выполнение лабораторной работы обучающимися

Рис. 2. Выполнение лабораторной работы обучающимися

При проведении эксперимента нужно снять необходимые показания приборов, выполнить требуемые расчеты и занести их в соответствующие таблицы предварительного отчета. В отчете необходимо сделать анализ результатов измерений и расчетов и сделать выводы по лабораторной работе в соответствии с заданным вариантом.

По окончании работы схема должна быть разобрана и рабочий стол подготовлен для другой бригады. Отчет о практической работе, подписанный обучающимся, предъявляется преподавателю для отметки о выполнении эксперимента.

Методические указания содержат описание и указания по выполнению практических работ по основным разделам дисциплины «Электроснабжение». В описании каждой практической работы приводятся цель выполнения работы, схема, программа и методика выполнения работы, указания по оформлению отчета.

Лабораторные стенды помогают в образовательном процессе и дают возможность наглядно продемонстрировать все, что уже было изучено в теории, способствуют лучшему усвоению материала.

Они также являются незаменимыми во время практических занятий, поскольку способствуют формированию определенных навыков для ведения исследовательской деятельности.

Литература:

  1. Инновационные технологии в современном образовании: сборник трудов по материалам III Международной научно-практической Интернет-конференции 18 декабря 2015 г. — Москва: Научный консультант, 2016. — 784 с. — ISBN 978–5–9907976–9–7. — Текст: электронный. — URL: https://znanium.com/catalog/product/1023366
  2. Стандарты и мониторинг в образовании, 2022, № 1. — Текст: электронный. — URL: https://znanium.com/catalog/product/1841302
  3. Педагогика: учебник / В. Г. Рындак, А. М. Аллагулов, Т. В. Челпаченко [и др.]; под общ. ред. В. Г. Рындак. — Москва: ИНФРА-М, 2021. — 421 с. — (Среднее профессиональное образование). — ISBN 978–5–16–016836–4. — Текст: электронный. — URL: https://znanium.com/catalog/product/1243115

Ключевые слова

активные методы, учебный стенд, комплект типового оборудования