Педагогическое проектирование в подготовке будущих техников в области электроснабжения | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: 8. Педагогика профессиональной школы и среднего профессионального образования

Опубликовано в

XXXVIII международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Казань, ноябрь 2022)

Дата публикации: 15.11.2022

Статья просмотрена: 9 раз

Библиографическое описание:

Гусейнова, Т. Н. Педагогическое проектирование в подготовке будущих техников в области электроснабжения / Т. Н. Гусейнова, С. А. Шамсутдинова. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы XXXVIII Междунар. науч. конф. (г. Казань, ноябрь 2022 г.). — Казань : Молодой ученый, 2022. — С. 41-44. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/467/17565/ (дата обращения: 28.04.2024).



Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме педагогического проектирования. В данной статье рассматривается потенциал использования педагогического проектирования в процессе обучения. Автор приводит результаты исследования для определения сущности педагогического проектирования .

Ключевые слова: педагогическое проектирование, исследование, проектировочная деятельность.

В настоящее время актуальным направлением деятельности педагога профессионального обучения является педагогическое проектирование. Оно обладает потенциалом для качественной подготовки вводимого педагогического новшества, детального представления будущих изменений, оценивания их ожидаемого эффекта, последствий и значения.

Преподаватель, владея проектировочной деятельностью, может осмысленно разрабатывать каждый компонент технологии обучения, а значит, может рассчитывать и на качество формирования у учащихся профессиональных знаний [1].

Педагогическое проектирование связано с разработкой эффективной деятельности педагога и учащихся. Оно сводит к минимуму однообразную работу преподавателя и оставляет больше места для творчества. Педагогическое проектирование предполагает ряд этапов, определяющих научно обоснованный подход к решению педагогических проблем: моделирование, включающее разработку целей создания педагогических систем, процессов или ситуаций и основных путей их достижения; проектирование, которое заключается в дальнейшей разработке созданной модели и доведение ее до уровня практического использования; конструирование, предполагающее детализацию созданного проекта, приближающую его для использования в конкретных условиях реальными образовательными субъектами.

Педагогическое проектирование возможно только в том случае, если ценности, смысл и ресурсы принимаются и направлены на развитие. В связи с этим педагогическое проектирование строится как интеллектуальное, ценностное, информационное предопределение условий, способных направлять развитие преобразуемых субъектов.

Для определения сущности педагогического проектирования нами было проведено исследование. В исследовании приняли участие 50 обучающихся Университетского колледжа федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Оренбургский государственный университет».

Для решения задач исследования нами было проведено анкетирование, позволившее: изучить особенности организации учебной деятельности обучающихся, основанной на их проектной активности и условия ее эффективности; конкретизировать сущность проектной деятельности обучающихся; определить уровень сформированности проективных умений обучающихся.

Респондентам был предложен вопрос: «Укажите, какая (какие) из перечисленных формулировок, на Ваш взгляд, наиболее точно определяет (ют) понятие «педагогическое проектирование», предполагающий выбор нескольких вариантов ответа. Мнения распределились следующим образом:

– 12,5 % считают, что педагогическое проектирование — это создание конкретных образов будущего, конкретных деталей разработанных программ;

– 17,5 % считают, что педагогическое проектирование — создание идеального описания будущего объекта, предшествующее его реализации;

– 25 % считают, что педагогическое проектирование — творческая деятельность, которая вызывает к жизни нечто новое, чего ранее не существовало;

– 37,5 % считают, что педагогическое проектирование — это процесс создания проекта-прототипа, прообраза предполагаемого или возможного объекта, состояния.

Одно из заданий анкеты направлено на определение организационных форм, способствующих качественному усвоению учебного материала. В связи с этим студентам было предложено выбрать один или несколько видов занятий: лекция, семинар, лабораторная работа, производственная практика, самостоятельная работа, творческое или исследовательское занятие (рис.1).

Эффективность усвоения учебного материала на занятиях различных форм: 1 — лекция; 2 — семинар; 3 — лабораторная работа (занятие); 4 — производственная практика; 5 — самостоятельная работа; 6 — творческое (исследовательское) занятие

Рис. 1. Эффективность усвоения учебного материала на занятиях различных форм: 1 — лекция; 2 — семинар; 3 — лабораторная работа (занятие); 4 — производственная практика; 5 — самостоятельная работа; 6 — творческое (исследовательское) занятие

При ответе на вопрос о трудностях, которые испытывают студенты при выполнении проектных заданий, были получены следующие данные, представленные в таблице 1.

Таблица 1

Трудности, возникающие у студентов при выполнении проектных заданий

Трудности, возникающие у студентов при выполнении проектных заданий

Количественные показатели

Число студентов

% от общего числа студентов

Трудности в сотрудничестве с другими людьми

8

16

Недостаток информации

5

10

Сложность в определении личного интереса в проектной деятельности

6

12

Сложно работать самостоятельно

8

16

Не возникает больших трудностей

23

46

В результате проведенного исследования мы можем сделать следующие выводы: 54 % студентов участвуют в проектной деятельности. Из них 36 % участвует из-за желания получить более эффективный результат деятельности, 15 % — могут наиболее полно проявить себя в проектной деятельности, 3 % — потому что этого требует педагог.

Таким образом, значимость педагогического проектирования в подготовке будущих техников области электроснабжения подтверждена не только теоретическими аспектами, но и доказана на практике.

Литература:

  1. Медникова, Л. А. Педагогическое проектирование деятельности, как эффективная образовательная технология // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2017. № 2.
  2. Беляева, О. А. Образовательные технологии: учебно-методическое пособие / О. А. Беляева, Т. А. Бобрович. — Минск: РИПО, 2020. — 182 с.
  3. Преподаватель XXI век: общероссийский журнал о мире образования. — Москва: МПГУ, 2017. — № 1. Часть 1. — 244 с. — ISSN 2073–9613. — Текст: электронный. — URL: https://znanium.com/catalog/product/971485

Ключевые слова

педагогическое проектирование, исследование, проектировочная деятельность