Педагогическое мастерство в системе высшего образования по физической культуре | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: 9. Педагогика высшей профессиональной школы

Опубликовано в

XXXVIII международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Казань, ноябрь 2022)

Дата публикации: 22.11.2022

Статья просмотрена: 78 раз

Библиографическое описание:

Васильева, Ю. Я. Педагогическое мастерство в системе высшего образования по физической культуре / Ю. Я. Васильева. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы XXXVIII Междунар. науч. конф. (г. Казань, ноябрь 2022 г.). — Казань : Молодой ученый, 2022. — С. 62-65. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/467/17561/ (дата обращения: 29.04.2024).



В статье рассматриваются факторы использования педагогического мастерства в работе преподавателя физической культуры образовательного пространства высшего звена. Анализ и изучение данных основных элементов в реализации педагогического опыта по формированию стереотипа здорового образа жизни имеет важное значение для молодого поколения. Предлагается выбор необходимых компонентов с целью повышения качества образования будущих специалистов по физической культуре.

Ключевые слова: физическая культура, педагогическое мастерство, здоровый образ жизни, система образования, учебно-воспитательный процесс.

Актуальность данной темы относится к практическому применению и использованию педагогического мастерства как некой сложной системы, направленной на повышение качества преподавания физической культуры в высших заведениях.

Развитие физической культуры в системе высшего образования — социально направленный процесс на всестороннее физическое развитие студентов под руководством профессионально-подготовленного специалиста-преподавателя физической культуры. В этой связи возрастает роль использования самого понятия «педагогическое мастерство» в контексте осознанного выбора здорового образа жизни посредством развития культуры физической деятельности и спорта. Сами эти конструкты относятся к жизненно необходимым потребностям человека и являются конгломератом духовных и материальных ценностей, создаваемых и используемых обществом в целях физического развития молодого поколения. Проблематика исследуемого вопроса — это спорный и творческий процесс, который вызывал профессиональный интерес у следующих ученых: Ф. Н. Гоноболина [3], Н. В. Кузьминой [6], Крутецкого В. А. [7] и многих других.

Современный период социальных нестабильностей предъявляет особые требования к специалисту по преподаванию физической культуры. В связи с чем приоритетным аспектом выступает формирующая профессиональный рост как самого преподавателя, так и студентов, общеобъединяющая направленность здоровьесбережения через занятия физической культурой. Личность преподавателя физической культуры должна олицетворять все передовое, современное в теоретическом и практическом плане как регулятора физиологических циклов и средств оптимизации режима жизни студентов в учебное время для получения качественных знаний и умений по будущим профессиям.

«Физическая культура — часть культуры, представляющая собой совокупность ценностей, норм и знаний, создаваемых и используемых обществом в целях физического и интеллектуального развития способностей человека, совершенствования его двигательной активности и формирования здорового образа жизни, социальной адаптации путем физического воспитания, физической подготовки и физического развития» [1].

Значимость профессионального мастерства как изучаемого феномена дает осознанный подход к выбору основных составляющих в занятиях физической культуры студентов. Соответственно, в этом контексте особую важность приобретает пропагандистская направленность физкультурных занятий студентов с использованием новейших информационных технологий, креативного подхода к самим занятиям физкультурой.

В соответствии с пунктом 1 статьи 28 Федерального закона от 04.12.2007 № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» — «Образовательные организации с учетом местных условий и интересов обучающихся самостоятельно определяют формы занятий физической культурой, средства физического воспитания, виды спорта и двигательной активности, методы и продолжительность занятий физической культурой на основе федеральных государственных образовательных стандартов и нормативов физической подготовленности» [1].

Основными целеполагающими средствами физического воспитания студентов вузов является: комплекс организационно-методических, пропагандистских и воспитательных мер, способных обеспечить оздоровление студентов средствами физической культуры и спорта.

Изучив теоретические материалы по формированию педагогического мастерства в сфере физической культуры, можно обозначить исследуемые понятия как: проявление собственного «Я» в профессиональной деятельности. Сформировав и выделив основные компоненты:

  1. Первым компонентом мы определили целесообразное использование методов и средств педагогического взаимодействия в образовательной среде с применением знаний предмета изнутри, основанном на личном спортивном опыте.
  2. Вторым компонентом выделим творческую компоненту в области спортивной дисциплины в методической практике преподавания с применением научного прогнозирования, комбинаторных средств, форм и методов педагогического воздействия.
  3. Третьим компонентом обозначим, сформированность базового физкультурного образования самого преподавателя, умение всегда учиться, узнавать и внедрять новое в своей профессиональной деятельности, основываясь на совершенствовании своих природных данных и развитием новых качеств.
  4. Четвертым компонентом является культурологическое использование коммуникативных качеств речи в педагогической практике. Для создания эмоционально-комфортных условий для учебных занятий.

Таким образом, нами определены основные компоненты в совершенствовании педагогического мастерства преподавателя физической культуры для эффективной работы и создания условий для гармоничного физического развития обещающихся.

Литература:

  1. Федеральный закон от 04.12.2007 № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» [Электронный ресурс] // URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_73038/ — Дата обращения 13.11.2022.
  2. Бацунов С. Н. Современная парадигма развития физической культуры и спорта в вузе / С. Н. Бацунов, Е. Г. Цапов. Н. А. Усцелемова // Филологические науки. Вопросы теории и практики. — 2017. — № 7–1 (73). — 180–183 с.
  3. Гоноболин Ф. Н. О некоторых психических качествах личности учителя // Вопросы психологии: издается с 1955 года / Ред. А. А. Смирнов, О. А. Конопкин, 1975. № 1, январь-февраль 1975. — 100–112 с.
  4. Дианов Д. В. Физическая культура. Педагогические основы ценностного отношения к здоровью / Д. В. Дианов, Е. А. Радугина, Е Степанян. — М.: КноРус, 2018. — 184 с.
  5. Кайнова Э. Б. Общая педагогика физической культуры и спорта: Учебное пособие / Э. Б. Кайнова. — М.: Форум; НИЦ Инфра-М, 2014. — 208 с.
  6. Кузьмина Н. В. Способности, одаренность, талант учителя. Л., 1985. — 32 с.
  7. Крутецкий В. А. Основы педагогической психологии. М.: Просвещение, 1972. — 253 с.