Работа с условно-графической наглядностью на уроках отечественной истории в 6-х классах | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы

Опубликовано в

XXXVII международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Казань, ноябрь 2022)

Дата публикации: 13.11.2022

Статья просмотрена: 140 раз

Библиографическое описание:

Абросимова, М. А. Работа с условно-графической наглядностью на уроках отечественной истории в 6-х классах / М. А. Абросимова. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы XXXVII Междунар. науч. конф. (г. Казань, ноябрь 2022 г.). — Казань : Молодой ученый, 2022. — С. 23-38. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/465/17559/ (дата обращения: 27.04.2024).



В статье представлены разработки разного уровня сложности на формирование предметных умений работы — с исторической картой, таблицами, схемами, включая творческие задания по История России.

Ключевые слова: урок истории, задания, повышение мотивации, повышенная сложность.

Формирование предметных умений и развитие навыков работы с визуальными материалами является важной частью формирования разносторонне развитой личности. Данная цель общего образования является главной, согласно ФГОС. Среди предметных результатов изучения истории можно выделить, достигающиеся с помощью формирования умений работы с визуальными источниками:

– умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников;

– расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории своей страны.

Для достижения данных результатов и цели обучения необходимо формирование у обучающихся универсальных учебных действий, то есть умения учиться, выполнять конкретные (или творческие) задачи в рамках данного образовательного предмета. УУД были определены ФГОС второго поколения и вошли в учебную деятельность школы с 2009 года. В содержательный раздел основной образовательной программы каждой ступени общего образования в школе должна быть включена программа развития универсальных учебных действий.

При работе с картами, таблицам, схемами и визуальными творческими заданиями, в первую очередь, формируются познавательные и регулятивные УУД. При этом, учитель может составлять задания для работы в малых группа, например, в парах. В этом случае, данные задания способствуют и коммуникативные УУД. Личностный блок УУД также формируется также при работе с визуальными материалами на уроке истории, если одним из пунктов задания становится выделение аргументов «за» и «против», проведения сравнений, формирование выводов по той или иной проблеме.

В данной работе приводятся самостоятельные разработки подобных заданий различного уровня сложности.

Формирование учебных умений в работе с картой и таблицей

  1. Работа с исторической картой

Задания для работы с исторической картой, в первую очередь, подразумевают обращение к контурным картам. В данном случае, задание дается ученикам на дом.

Пример

Задание 1: на основе текста учебника пар. 12 на контурной карте общую границу Руси, отдельных княжеств и земель и их названия.

Контурную карту см. Приложение 1.

Задание может быть также повышенной сложности. В таком случае ученики на основе контурной карты должны будут сделать самостоятельные выводы, привлекая также текст учебника.

Пример.

Задание 2: на основе текста учебника пар. 12 на контурной карте общую границу Руси, отдельных княжеств и земель и их названия. Сделайте вывод, в каких частях Руси сложились более демократическая система управления, а в каких была сильна власть местного князя.

Контурную карту см. Приложение 1.

Задания для работы с историческими картами могут быть применены на уроке истории в ходе проверки домашнего задания. В данном случае, данные здания имеют стандартную сложность, могут также сопровождать ответ ученика на оценке по пересказу заданного на дом материала.

Примеры.

Задание 3: в ходе ответа на вопрос пар. 5 пункта 4 укажите на карте город, где была совершена «месть Ольги» и место, куда отправилась Ольга для принятия крещения.

Для данного задания необходима карта Руси IX–X вв.

Задание 4: в ходе ответа на вопрос пар. 12 пункта 4 покажите на карте путь похода Игоря Святославича против половцев и места сражений.

Для данного задания необходима карта Руси XII–XIII вв.

  1. Работа с таблицами

Наиболее простым для выполнения заданием при развитии умения работать с таблицей можно назвать заполнение предложенной таблицы на основе текста учебника. Данные задания могут быть предложены на самостоятельную или парную работу на уроке, на этапе открытия новых знаний, а также в качестве домашнего задания. Тогда предложенную таблицу необходимо выдать обучающимся при оглашении задания. Также данное задание может быть использовано при проверки домашнего задания.

Пример

Задание 1: Используя текст учебника (пар. 9, пункты 2,3), заполните таблицу «Население Древней Руси». Табл. см. Приложение 2.

Повышает сложность до среднего, стандартного уровня задание заполнения таблицы и написание вывода.

Пример

Задание 2: Используя текст пар. 11 заполните таблицу «Быт разных слоев населения» и сделайте вывод, отличался ли быт верхушки общества от основной массы населения. Табл. см. Приложение 3.

Задание повышенной трудности при работе с таблицами может предполагать самостоятельное составление таблицы, а не только ее дополнение. Также учитель может предложить задание, для решения которого потребуется обращение к дополнительным ресурсам, кроме учебника. Уместно предложить обучающимся обратиться к справочникам, словарям или интернет-ресурсам.

Также задание повышенной трудности может состоять в подготовке таблицы с элементом творческого задания. В данном случае дополнительные ресурсы также должны быть привлечены. В таком качестве могут выступать литературные художественные произведения, как изучаемые по школьной программе, так и находящиеся за ее пределами.

Задания, развивающие умение работать с таблицами могут включать и задания на фантазию. В этом случае наиболее интересным кажется обращение к современной массовой культуре, которое будет способствовать повышению мотивации к обучению.

Примеры

Задание повышенной трудности (творческое задание) 3. Заполните таблицу «Славянские имена в художественной литературе». Для составления таблицы найдите с помощью интернет-ресурсов и запишите 5–7 славянских имен (мужских и женских), напишите их значение и вспомните произведения (сказки, рассказы, былины, фильмы, картины, песни и т. д.), где вы встречали эти имена. Табл. см. Приложение 4.

Задание повышенной трудности (творческое задание) 4. Составьте таблицу с именами славянских богов и их характеристиками из текста учебника. Дополните таблицу сверхспособностями, которыми мог бы обладать этот бог или богиня.

Пример выполнения задания см. Приложение 5.

Формирование учебных умений работы со схемами

Составление схем помогает ученикам развивать умение совершать определенные логические операции: анализ, сравнение, систематизация. Разнообразие заданий, которое может предложить учитель, должно быть направлено именно на обучение выстраиванию логических связей.

Отличие схем от таблиц, в том числе, в наличии условных обозначений. Схемы и их современный популярный аналог — кластеры — позволяют графически изобразить различные элементы процесса или явления. В данном случае привлекаются геометрические фигуры, символы, подписи. Кроме формальных отличительных признаков схемы характеризуются и возможностью выстраивания логических связей между различными частями рассматриваемой исторической действительности.

Сложность заданий при формировании умений работы со схемами различается по нескольким критериям. Привлечение стороннего материала (за границами текста учебника) всегда предполагает повышенную сложность и способствует формированию мотивации к познавательной или даже исследовательской деятельности учеников.

Для учеников шестых классов, только приступающих к изучению истории Отечества, достаточно сложными заданиями является самостоятельное составление схем, многоуровневых кластеров и ментальных карт. При этом формировать данные умения необходимо. Данные задания можно градировать по сложности в ходе учебного года. Наименее сложными заданиями можно считать заполнение пропусков в готовом кластере, схеме.

Примеры.

Задание (повышенной сложности) 1: на основе текста пар. 16 составьте кластер «Последствия монгольского нашествия», отметив положительные и отрицательные стороны.

Пример ответов см. Приложение 6.

Задание (стандартной сложности) 2: Опираясь на текст пар. 12, заполните пропуске в схеме «Управления Новгородской Землей».

unnamed (4).jpg

Пример ответа см. Приложение 7

При переходе ко второму тому учебника А. В. Торкунова можно использовать в качестве заданий стандартной сложности составление ментальных карт на основе вспомогательных средств.

Пример

Задание (стандартной сложности) 3: на основе текста пар. 17 составьте ментальную карту «Походы Александра Невского». В карту необходимо включить: Невскую битву, Ледовое побоище, даты событий, места сражений, противник, особенности тактики Александра Невского, исход битвы.

Примерный план ментальной карты см. Приложение 8.

В отдельную группу можно выделить задания, связанные с составлением родословных. Стремясь повысить мотивацию к познавательной деятельности, можно обратиться даже к родословным самих учеников. Однако стоит учитывать наивысший уровень сложности данного здания. Поэтому предлагается дать задание по составлению родословной (повышенной сложности), а ученикам, наиболее успешно выполнившим данное задание, предложить составление собственной родословной. Здесь привлекается также регионоведческий материал и открывается возможность для создания ученической научно-исследовательской работы.

Пример.

Здание повышенной сложности 4 к пар. 13: На основе текста ученика и дополнительных материалов составьте часть родословной Владимира Мономаха, отметив графическими знаками князей, правивших в разных землях.

Модель выполнения см. Приложение 9.

Формирование учебных умений решения творческих заданий

Решение творческих заданий (ребусов, кроссвордов) для учеников шестых классов не является заданием повышенной сложности. Творческий подход ученики могут применить, если получают задание по составлению данных заданий самостоятельно или в группах. Разумеется, в этом случае, речь идет о заданиях на дом.

Самостоятельная подготовка кроссворда может быть предложена в качестве задания на этапе домашней подготовки к уроку развивающего контроля. В данном типе урока наиболее удачным кажется использование такого его вида, как викторина, смотр знаний, конкурс. Для данных видов урока удачным решением будет распределения различных творческих заданий между группами учеников. При этом необходимо предусмотреть такое распределение, при котором, ученик любой группы может получить наивысший балл, даже при учете составления части заданий.

Также ребусы с терминами могут быть использованы на этапе актуализации знаний на уроке-рефлексии или в качестве первичного закрепления знаний на уроке открытия новых знаний. В данном случае ответы учеников не могут быть оценены отдельной оценкой.

В качестве простых заданий можно предложить решение учеником нескольких ребусов на оценку на этапе проверки домашнего задания по пар. 16.

Пример 1

Задания:

1.jpg

3.jpg

2.jpg

5.jpg

Ответы: Рязань, Орда, молгол, Коломна

Задание (повышенной сложности) 2: Опираясь на текст учебника гл. 4 и Словарь терминов составьте Антикроссворд — кроссворд, в котором определения не нужны: все слова уже известны и их требуется расставить по готовой сетке.

Пример выполнения задания см. Приложение 10.

Данное задание может быть использовано на заключительном уроке по теме «Русские земли сер. XIII–XIV вв. В таком случае при составлении заданий группа учеников должна будет повторить термины при составлении антикроссворда, а другие группы, при решении данного задания должны будут не только расставить слова правильно в сетке, но и написать их определения.

Принцип наглядности, сформулированный еще Я. А. Каменским, основывается на необходимости привлечения как можно большего количества органов чувств при восприятии новой информации. Данный принцип становится только актуальнее на современном этапе развития общества, так как большинство информации воспринимается современным человеком из визуальных источников.

При этом учителю при составлении поурочного плана или плана урока стоит сохранять баланс между табличным и схематическим изображением изучаемого материла и возможностью для свободного рассуждения. Во многом излишнее внимание и желание уложить весь материал в простые таблицы и схемы приводит к формированию безальтернативного мышления.

Особенностью уроков истории является возможность и необходимость привлечения исторических карт. В целом, у учителя в руках оказывается достаточно широкий инструментарий для визуального сопровождения урока.

Формирование предметных умений и навыков на уроках истории является сложным целенаправленным процессом, который должен осуществляться в течении всего обучения истории. Стоит обратить внимание, что подобные умения и навыки у обучающихся шестых классов еще не полностью сформированы. Предмет «История» России только начинает изучаться на данном этапе обучения. Исходя из этого, стоит при формировании поурочного плана выстраивать задания, формирующие данные умения, в соответствии с возрастанием сложности.

Разработанный методический инструментарий, предложенный учебном пособии А. В. Торкунова, а также в рабочей тетради и других вспомогательных пособиях, способствую достижению поставленной цели. При этом у учителя остается простор для создания заданий самостоятельно. Разумеется, с учетом общего плана обучения. Самостоятельно разработанные задания, предложенные в данной работе, могут предупредить обращение учеников к готовым домашним заданиям.

Творческая составляющая данных заданий направление на повышение мотивации к обучению, развитие интереса к познавательной деятельности. Наполнение уроков истории визуальным сопровождением является неотъемлемой частью современного урока. При этом необходимо обращать внимание на то, что визуальное сопровождение должно помогать ученикам запоминать и осваивать новые знания. Именно поэтому работа с таблицами, схемами и таблицами особенно полезна. Выводы, самостоятельно сделанные учеником на основе предложенных визуальных материалов способствуют запоминанию материала, а самостоятельное заполнение таблиц и схем способствует формированию навыка структуризации информации.

Приложения

Приложение 1

Контурная карта Руси XII–XIII вв.

кк.jpg

Приложение 2

Таблица «Население Древней Руси»

Основные слои

Характеристика

Бояре

Старшие дружинники, выполняют поручения князя

Появляются после принятия христианства

Люди

Челядь (холопы)

Смерды

Сельские жители, несут повинность в пользу князя

Закупы

Работают у господина на договорных условиях

Пример выполнения задания

Основные слои

Характеристика

Бояре

Старшие дружинники, выполняют поручения князя

Духовенство

Появляются после принятия христианства

Люди

Свободные земледельцы, объединяющиеся в общины

Челядь (холопы)

Бесправны, работают на земле хозяина или слугами

Смерды

Сельские жители, несут повинность в пользу князя

Закупы

Временно зависимые, попавшие в долговую кабалу

Рядовичи

Работают у господина на договорных условиях

Приложение 3

«Быт разных слоев населения»

Сельские жители

Князья и бояре

Жилища

Большие хоромы — дома с большим количеством помещений

Одежда

Рубаха, зипун, простые шубы, онучи, лапти

Занятия

Служба, военные походы, пиры, охота

Вывод

Пример выполнения задания

Сельские жители

Князья и бояре

Жилища

Полуземлянки, избы, маленькие окна, плохое освещение

Большие хоромы — дома с большим количеством помещений

Одежда

Рубаха, зипун, простые шубы, онучи, лапти

Из тонкого полотна, шелка, драгоценные украшения и богатое оформление, кожаные сапоги

Занятия

Земледелие, скотоводство, рыболовство, ремесло, рассказывание былин

Служба, военные походы, пиры, охота

Вывод

Характерной чертой этого времени было возникновение разницы в образе жизни между массой населения и верхушкой общества

Приложение 4

Таблица «Славянские имена в художественной литературе»

Имя

Значение

Произведения

Пример выполнения задания

Имя

Значение

Произведения

Добрыня

Добрый, удалой, лучший

Добрыня Никитич и Тугарин Змей, Три богатыря на дальних рубежах, Богатыри (картина В. Васнецова)

Святослав

«Священная слава», ребенок из именитой семьи

Слово о Полку Игореве

Всеволод

Всевластный, владеющий всем

Слово о Полку Игореве

Богдан

Дарованный (данный) Богом

Сказка о Ерше Ершовиче

Борис

Славный в борьбе

Борис Годунов (А. С. Пушкин), Гроза (А. Н. Островский)

Приложение 5

«Славянские боги»

Пример выполнения задания

Имя

Характеристика

Сверхспособность

Велес

Бог скотоводства

Поддерживает крестьянское хозяйство

Перун

Бог грома и молний

Управлять электричеством

Ярило

Бог солнца

Метать огонь

Макошь

Богиня плодородия

Может накрыть стол на пустом месте как скатерть-самобранка

Стрибог

Повелитель ветра

Переносить людей и предметы по воздуху, менять погоду

Приложение 6

«Последствия нашествия»

наш.jpeg

Вариант выполнения

Приложение 7

«Управление Новгородской Землей»

unnamed (4).jpg

Решение:

Приложение 8

«Походы Александра Невского»

image033.jpg

Приложение 9

«Потомки Владимира Мономаха»

unnamed.png

Приложение 10

«Антикроссворд»

Задание:

Список терминов:

Баскак

Владычество

Гнёт

Диалект

Калка

Каракорум

Край

Курултай

Монгол

Нойон

Орден

Разорение

Сарай

Сить

Смоленск

Тумен

Улус

Цзинь

Чингисхан

Юрта

Ярлык

Ответы:

Литература:

  1. Бехтенова Е. Ф., Бехтенова С. М. Межпредметные связи на уроках истории и английского языка как основа формирования метапредметных умений школьников // Сибирский педагогический журнал. 2016. № 5. С. 26–32.
  2. История. 6 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций / под ред. А. В. Торкунова. В 2 ч. Ч. 1. М.: Просвещение, 2016. 128 с.
  3. История. 6 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций / под ред. А. В. Торкунова. В 2 ч. Ч. 3. М.: Просвещение, 2016. 127 с.
  4. Онипко Т. В. Урок как средство реализации системы универсальных учебных действий // Дикуссия. 2015. № 4. С. 120–126.
  5. Примерные программы по учебным предметам. История. 5–9 классы: проект. М.: Просвещение, 2012. 111 с.
  6. Примерные программы по учебным предметам. История. 5–9-е классы. М., 2010.
  7. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. 3-е изд., перераб. М.: Просвещение, 2016. 47 с.
  8. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. М., 2011.
  9. Чернух, И. Н. Логические схемы и таблицы в обучении истории // Теория и практика образования в современном мире: материалы I Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, февраль 2012 г.). Т. 1. СПб.: Реноме, 2012. С. 237–239.
  10. Широкий В. А. Формирование предметных умений по истории у учащихся основной школы как научно-методическая проблема // Общество: социология, психология, педагогика. 2016. № 4. С. 24–29.

Ключевые слова

урок истории, повышение мотивации, задания, повышенная сложность