Формирование цифровых компетенций через организацию самостоятельной деятельности обучающихся посредством внедрения кейс-технологий | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 8. Педагогика профессиональной школы и среднего профессионального образования

Опубликовано в

XXXVII международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Казань, ноябрь 2022)

Дата публикации: 12.11.2022

Статья просмотрена: 63 раза

Библиографическое описание:

Сергиенко, Е. В. Формирование цифровых компетенций через организацию самостоятельной деятельности обучающихся посредством внедрения кейс-технологий / Е. В. Сергиенко. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы XXXVII Междунар. науч. конф. (г. Казань, ноябрь 2022 г.). — Казань : Молодой ученый, 2022. — С. 74-80. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/465/17555/ (дата обращения: 26.04.2024).



Статья посвящена вопросу практического применения кейс-технологий для формирования цифровых компетенций. Представлен алгоритм выполнения кейс-задач.

Ключевые слова: цифровые компетенции, совместная работа, кейс-технологии, базы данных, Miro, Discord.

Ключевая цель проекта «Цифровая экономика РФ» — обеспечение технологической независимости государства, возможности коммерциализации отечественных исследований и разработок, а также ускорение технологического развития российских компаний и поддержка конкурентоспособности разрабатываемых ими продуктов и решений на рынке [4].

В условиях глобальной цифровизации, когда развитие информационных технологий привело к созданию удаленных и распределенных систем, исключить использование баз данных невозможно. Они становятся центральным компонентом таких систем, обеспечивая распределенную работу и взаимодействие множества пользователей.

В процессе освоения образовательной программы у обучающихся формируются специальные профессиональные компетентности — знания, умения и навыки по проектированию баз данных, необходимые для изучения и других общеобразовательных предметов, специальных дисциплин профессионального цикла, а также использования в практической деятельности и повседневной жизни. Выполнение практикумов обеспечивает формирование у обучающихся умений самостоятельно и избирательно применять различные средства и методы эксплуатации информационных систем, включая специальные программные средства по модификации, оптимизации и развитию баз данных.

Общие и профессиональные компетенции формируется с использованием различных программных продуктов; в том числе оцениваются по средствам выполнения практических работ, кейс-заданий, а также самостоятельных работ.

В рамках самостоятельной деятельности по формированию учебно-познавательных и цифровых компетенций мной разработан прикладной кейс «Проектирование и разработка базы данных». Данный кейс моделирует ситуацию в условиях работы в организации, выполняется в очно-дистанционном режиме с применением цифровых технологий. Работа над кейсом выполняется в группах.

Метод кейсов представляет собой отсутствие четко выраженного набора исходных данных, которые необходимо использовать для получения единственно верного решения, изучение, анализ и принятие решений по ситуации, которая возникла в результате происшедших событий, реальных ситуаций или может возникнуть при определенных обстоятельствах в конкретной организации в тот или иной момент времени. Обучающемуся необходимо целиком осмыслить ситуацию, предложенную в кейсе, предложить возможные пути решения и выбрать лучший из них [1].

Цель кейса — знакомство студентов с особенностями работы IT-специалистов в профильной организации, формирование навыков использования цифровых технологий для решения различного рода задач [2].

В ходе работы над кейсом обучающиеся выполняют следующие задачи: сбор, обработку и анализ информации, проектирование базы данных, разработку объектов БД, реализуют, администрируют базы данных и их защиту.

Обязательным условием работы является использование программы-мессенджера с поддержкой текстовых и голосовых чатов Discord и платформы для совместной работы распределенных команд Miro.

Обучающимся предоставляется следующий алгоритм выполнения:

ШАГ 1: определить роли в команде, обозначить лидера, собрать состав команды в программе-мессенджере с поддержкой текстовых и голосовых чатов Discord. Данный шаг для студента позволяет познакомиться с профстандартами, определить свои слабые и сильные стороны.

Роли в команде были определены с учетом современных и актуальных потребностей работодателей и HR-социалистов в организации, а именно:

— Project Manager (менеджер проекта) осуществляет управление проектов в целом: расставляет приоритеты, планирует выполнение задач, отвечает за организацию работы в команде, оперативное решение проблем, коммуникацию с заказчиком и т. п.;

— Business analyst (бизнес-аналитик) осуществляет исследование проблем заказчика и составляет подробный список требований для разработчиков, то есть техническое задание. Бизнес-аналитик должен хорошо разбираться в предметной области, иметь аналитическое мышление и уметь находить общий язык как с заказчиком, так и с командой разработчиков;

— Database Developer (разработчик баз данных) отвечает не только за создание базы данных (БД), но и за ее последующее обслуживание и модернизацию;

— Technical Writer (технический писатель) создает различную документацию, как внутреннего назначения, так и для конечных пользователей программного обеспечения (руководства пользователя, справочные системы и т. п.

ШАГ 2: используя платформу для совместной работы распределенных команд Miro, описать состав команды, этапы работы над заданиями, определить цели и задачи каждого задания. На этом шаге обучающиеся обдумывают и распределяют зоны ответственности каждого члена команды, визуально изображая этапы в Miro. Пример работы команды изображён на рисунке 1.

Построение плана работы команды

Рис. 1. Построение плана работы команды

ШАГ 3: выбрать предметную область, которая будет анализироваться в процессе работы над кейсом. Предметная область назначается каждой команде случайным образом. На данном шаге студенты погружаются в исследования, используя собственный опыт и логические умозаключения, не забывая о распределенных ролях и зонах ответственности.

ШАГ 4: сформировать результат выполнения каждого кейс-задания в виде отчета в MS Word и загружать в Miro. На данном шаге студенты знакомятся с ГОСТами, ЕСПД, руководящими документами, самостоятельно учатся оформлять отчеты о проделанной работе (рис. 2).

ШАГ 5: защитить проект. По завершению работы команды Project Manager представляет результат, обосновывая актуальность исследуемой темы, цель и задачи, решаемые в проекте, описывая практическую значимость полученных результатов на основе анализа информационной среды, применения новых технических средств сбора, передачи, обработки и выдачи информации, совершенствования информационной базы предметной области на основе новых методик и концепций. При этом необходимо продумать и изложить перспективы развития объекта управления и проектируемой ИС.

Результат работы команды

Рис. 2. Результат работы команды

Все задания кейса выполняются во внеурочное время самостоятельно студентами, преподаватель выступает в роли консультанта и/или «заказчика». Кейс оценивается по заданиям. В таблице 1 приведены максимальные баллы оценивания за каждое задание. Оценка заданий кейса определяется по шкале: 0–61 % от максимального количества баллов — неудовлетворительно, 62–75 % от максимального количества баллов — удовлетворительно, 76–87 % от максимального количества баллов — хорошо, 88–100 % от максимального количества баллов — отлично.

Таблица 1

Баллы за задания кейса

Задание

Баллы

  1. Описание предметной области

5

  1. Описание запросов к базе данных

5

  1. Необходимый набор сущностей, отражающих предметную область и информационные потребности пользователей

5

  1. Проектирование концептуальной модели данных

5

  1. Проектирование логической модели данных

5

  1. Проектирование физической модели данных

5

  1. Создание проекта базы данных в СУБД

3

  1. Создание хранимых процедур, обеспечение достоверности, целостности и непротиворечивости данных

3

  1. Создание запросов на добавление, обновление и удаление данных

2

  1. Создание простых запросов на выборку данных

2

  1. Создание запросов сортировки и фильтрации данных

3

В ходе выполнения кейс-задач обучающимися достигнуты следующие результаты:

— организация совместной работы в Miro с целью формирования мини-группы, а также проектирования процесса работы над заданиями,

— поиск данных на Портале открытых данных,

— анализ и проектирование базы данных по выбранной предметной области с использованием CASE-средств,

— организация работы мини-группы с использованием Discord,

— разработка базы данных в выбранной СУБД,

— подготовка отчетов о работе, презентации для защиты.

Таким образом, использование кейс-метода как средства обучения в процессе изучения междисциплинарного курса «Разработка, администрирование и защита баз данных» позволит сформировать цифровые компетенции такие как:

— проектирование БД при помощи Case-средств,

— разработка объектов БД в соответствии с результатами анализа предметной области,

— использование цифровых платформ для совместной работы распределенных команд,

— использование программ-мессенджеров с поддержкой текстовых и голосовых каналов,

— использование облачных сервисов для поиска, анализа и извлечения цифрового контента,

— использование распределённых систем управления версиями.

Практическая значимость заключается в применении компетенций при выполнении демонстрационного экзамена по стандартам Worldskills направления «Программные решения для бизнеса», которые включают задания соответствующие этапам работы над кейсом [3].

Литература:

  1. Инновационные педагогические технологии: Активное. обучение: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений /. А. П. Панфилова. — М.: Издательский центр «Академия», 2009. — 192 с.... © Панфилова А. П., 2009 © Образовательно-издательский центр «Академия, 2009 © Оформление. Издательский центр «Академия», 2009. Текст: непосредственный.
  2. Киричек К. А. Инновационная деятельность преподавателей в современном образовательном процессе системы СПО // Современная педагогика. 2014. № 11 [Электронный ресурс]. URL: https://pedagogika.snauka.ru/2014/11/2996 (дата обращения: 11.11.2022).
  3. Автономная некоммерческая организация «Агентство развития профессионального мастерства (Ворлдскиллс Россия)»: [сайт]. URL: https://worldskills.ru/nashi-proektyi/demonstraczionnyij-ekzamen/demonstraczionnyij-ekzamen-2022/dokumentyi/ (дата обращения: 11.11.2022). — Текст. Изображение: электронные.
  4. Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации: [сайт]. URL: https://digital.gov.ru/ru/activity/directions/858/ (дата обращения: 11.11.2022). — Текст. Изображение: электронные.