Авторские музыкально-дидактические игры как средство формирования эмоциональной отзывчивости у детей раннего дошкольного возраста | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Азизова, Л. О. Авторские музыкально-дидактические игры как средство формирования эмоциональной отзывчивости у детей раннего дошкольного возраста / Л. О. Азизова, А. М. Виноградова, И. О. Водяникова. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы XXXVII Междунар. науч. конф. (г. Казань, ноябрь 2022 г.). — Казань : Молодой ученый, 2022. — С. 7-15. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/465/17538/ (дата обращения: 26.04.2024).



В статье рассматривается музыкально-игровая деятельность детей раннего дошкольного возраста. Представлена картотека авторских музыкально-дидактических игр.

Ключевые слова: эмоциональная отзывчивость, ранний возраст, музыкально-дидактические игры.

Одним из приоритетных направлений личностного развития ребенка в раннем возрасте является эмоциональное развитие. Эмоциональная сфера ребенка в течение первых лет его жизни подвергается сложнейшим трансформациям. Эмоции получают социально значимые качественные характеристики, появляются чувства, свойственные исключительно людям.

Современная социальная ситуация, в которой происходит формирование ребенка 1–3 лет, к сожалению, не всегда наполняет детей положительными эмоциями и впечатлениями. Именно поэтому маленьким детям так необходимо общение, организованное специалистами, которое сможет структурировать их эмоциональный мир, сформировать условия для разнохарактерных проявлений эмоций, самовыражения в форме ритмических движений, голосовых реакций, звукоподражаний. Эмоциональная сфера ребенка является фундаментом для развития интеллекта маленького человека.

В рамках деятельности по формированию эмоциональной отзывчивости был разработан план работы для детей первой младшей группы. Он включал три этапа педагогической технологии.

Первый этап работы был направлен на обогащения музыкально-слухового опыта детей в процессе индивидуального взаимодействия.

Второй этап: дети включались в активный процесс восприятия музыки на основе синтезирования музыкальной и игровой деятельности.

На третьем этапе активизировали самостоятельные проявления детей в процессе восприятия музыки.

На первом этапе были подобраны музыкальные произведения с яркой мелодией, тембровой окраской, соответствующей тому или иному музыкальному образу или характеру героя, который был переработан и адаптирован.

На втором этапе столкнулись с проблемой, не все дети включались в игровую деятельность даже при повторности игр на занятиях. Хотя занятия включали в себя сюрпризные моменты — презентация детям знакомой игрушки или предмета, воспроизведение интересного действия. У многих детей была слабая эмоциональная включенность в игровые действия — дети часто отвлекались, бросали начатое действие или игровые действия осуществлялись равнодушно и как бы автоматически, без каких-либо ярких эмоций и переживаний.

В ходе занятий стали ориентироваться на эмоциональный отклик детей, подстраивать игровой процесс под конкретную ситуацию, варьировать игры.

И стали замечать, что дети начали проявлять инициативу в ходе игры, самостоятельность. Была разработана картотека авторских музыкально-дидактических игр. Активность детей на данном этапе была достаточно высокой и проявилась в сосредоточенности, внимательном слушании музыки, в проявлении заметного интереса при выполнении несложных заданий, что явилось главным условием включения детей в активный процесс игровой деятельности.

Вся работа по развитию эмоциональной отзывчивости средствами музыкально-игровой деятельности, включая авторские игры, у детей раннего возраста проходила в тесном контакте с воспитателями, касаясь всех видов музыкально-игровой деятельности:

— во время музыкальных занятий,

— интегрированных занятий (по плану воспитателя),

— в процессе организации музыкальных развлечений, праздников,

— в индивидуальной работе с детьми,

— во время режимных моментов: при приеме детей, для поднятия настроения,

— на зарядке,

— во время умывания.

Практическая реализация системы работы по формированию эмоциональной отзывчивости средствами авторских игр показала, что она оказывает влияние, на социальные явления жизни, на изменение отношения к окружающим: возникает замысел сюжетных игр, дети становятся более дружелюбными, ласковыми, начинают видеть плохое настроение других детей и пытаются их рассмешить, успокоить поглаживая по руке или предлагая игрушку.

Картотека музыкальных авторских игр для формирования эмоциональной отзывчивости у детей раннего дошкольного возраста

1. Игра «Веселая Кошечка»

Цель: Познакомить с тембром звучания различных детских музыкальных инструментов.

Ход игры: В домике сидит кошка и поет.

Колокольчиком звеню, всех ребят я веселю.

Детки подходите, весело пляшите. (Дети пляшут)

Вот мой бубен заиграл, всех ребяток распугал (Дети убегают).

2. Игра «Ты флажок свой подними»

Цель: Развитие внимания, быстроты реакции на речевой сигнал.

Ход игры: Под пение взрослого дети шагают с флажками. Флажки опущены вниз. Взрослый называет имя ребенка, и ребенок поднимает руку с флажком в верх.

Вот идем с друзьями, с яркими флажками.

Ты (Имя) ручку поднимай и флажочком помахай.

3. Игра «Внимательные дети»

Цель: Развивать представление детей о характере музыки и изменять движения в соответствии с изменением характера музыки.

Ход игры: Под веселую музыку дети с платочком в руках танцуют. Под грустную музыку дети должны присесть и спрятаться за платочек.

4. Игра «Хлопай со мной!»

Цель: Развитие эмоционального общения ребенка со взрослым, налаживание контакта.

Ход игры: Взрослый хлопает в ладоши со словами: «Хлопну я в ладоши, буду я хороший. Хлопнем мы в ладоши, будем мы хорошие». Затем взрослый и ребенок хлопают, вместе проговаривая текст: «Давай похлопаем в ладоши вместе».

5. Игра «Цветы настроения»

Цель: Формировать представления о настроении музыки (весело-грустно).

Необходимый материал: бумажные цветы в середине с изображением грустного и веселого смайлика по количеству детей.

Ход игры: Взрослый: «В нашем лесу выросли необычные цветы, они чувствуют настроение. Вот цветок улыбается — ему весело. Веселые цветы любят радостную, веселую музыку и когда она звучит, они растут. А это — грустный цветок, он любит грустную музыку и растет под нее». Далее дети берут цветы настроения по желанию и становятся в произвольном порядке и присаживаются на корточки. Под веселую музыку поднимаются дети с веселыми цветочками, под грустную с грустными.

6. Игра «Наша Уля — музыкант»

Цель: Развитие звуковысотного восприятия, соотносить движения с текстом.

Необходимый материал: Кукла Уля, барабан, дудочка.

Ход игры: Взрослый: «Ребята, сегодня к нам в гости пришла кукла Уля. Но она пришла не одна, а с подарками». Показывает барабан и дудочку. Взрослый: «Ребята, этот инструмент называется барабан. Давайте послушаем как звучит барабан и споем «бум-бум-бум». Уля предлагает под звуки барабана пошагать».

Барабан стучит, стучит

Ножками идти велит.

Дети под звучание барабана маршируют.

Взрослый: «А вот этот инструмент называется дудочка. Давайте послушаем как звучит дудочка и споем «у-у-у». Уля предлагает под звуки дудочки сплясать»

Дудочка поет, поет

Поплясать тебя зовет.

Дети под звучание дудочки танцуют.

7. Игра «Ходим по дорожкам»

Цель: Учиться слышать и определять темп и характер музыки, отражать его в движении.

Ход игры: Взрослый «Вот зима, кругом бело. Много снега намело. Будем дружно мы шагать. Будем ножки поднимать». Звучит медленная музыка, дети высоко поднимают ноги, имитируя перешагивание через сугробы. «Вот расчистили дорожки, побежали наши ножки». Звучит быстрая музыка, дети бегут на носочках.

8. Игра «Гости»

Цель: Развивать творческую фантазию, стимулировать самостоятельно, выполнять танцевальные движения.

Ход игры: Взрослый надевает детям шапочки домашних животных и птиц и приглашает детей стать в круг.

Взрослый: Тук-тук, отворите,

В гости поскорей пустите!

Приходи к нам петушок

Попляши для нас дружок!

В круг выходит ребенок в шапочке Петушка и произвольно танцует.

Взрослый: Тук-тук, отворите,

В гости поскорей пустите!

Тут козленок прискакал

Ножками затопотал!

В круг выходит ребенок в шапочке Козленка и произвольно танцует.

Взрослый: Тук-тук, отворите,

В гости поскорей пустите!

Вот собачка идет в гости

Танцевать собачку просим!

В круг выходит ребенок в шапочке Собачки и произвольно танцует.

Взрослый: Тук-тук, отворите,

В гости поскорей пустите!

Серый котик прибежал,

Хвостиком своим махал!

В круг выходит ребенок в шапочке Котика и произвольно танцует.

Взрослый: Ай, да гости хороши

Вместе спляшем от души.

Все дети танцуют.

9. Игра «Музыкальный сундучок»

Цель: Развивать умение творческой интерпретации музыки разными средствами художественной выразительности.

Ход игры: В гости к детям приходит Петрушка.

Петрушка: Я веселая игрушка

А зовут меня Петрушка.

Я принес вам сундучок.

Сундучок мой не простой,

Музыкальный вот такой.

Здравствуйте, ребята! Вот мой сундучок, в нем лежат музыкальные инструменты. А какие угадайте и глазки закрывайте.

Дети закрывают глаза. В это время Петрушка достает из сундука музыкальные инструменты. Дети должны угадать, какой инструмент звучит.

Петрушка хвалит детей и предлагает поиграть на инструментах.

10. Игра «Вспомни песенку»

Цель: Закрепление пройденного материала.

Необходимый материал: Проектор.

Ход игры: На экране появляются знакомые игрушки (собачка, кошка, мишка, птичка, зайчик).

При появлении на экране изображения, той или иной игрушки, взрослый предлагает спеть знакомую песенку и имитировать движения.

11.Игра «Би-би-би! Гудит машина»

Цель: Совершенствовать умение различать на слух высокие и низкие звуки.

Необходимый материал: машины маленького и большого размера.

Ход игры: На столе лежат машины. Большого размера и маленького. Взрослый исполняет песню «Машина». Далее изображает звучание сигнала маленькой машины в высоком регистре, а сигнал большой машины в низком. Детям по очереди предлагается выбрать машину в соответствии с пением взрослого.

12. Игра «Игривые лошадки»

Цель: Развивать умение двигаться, выполняя движения со сменой характера музыки.

Ход игры: Дети выполняют упражнение «скачем резво как лошадки», дети изображают игривых лошадок. Со сменой музыкального сопровождения дети останавливаются и показывают, как конь бьет копытцем о землю.

13. Игра «Ду-ду, ля-ля, дзинь, бум!»

Цель: Развивать слуховое восприятие и эмоционально откликаться на музыку.

Необходимый материал: Бубен, погремушка, дудочка, балалайка.

Ход игры: Взрослый показывает детям музыкальные инструменты и просит отгадать, о каком из них поется в песенке. Пропевая отрывки из знакомых детям песен, они выбирают и показывают тот или иной инструмент. По желанию дети напевают полюбившуюся песню.

14. Игра «Колокольчик»

Цель:развивать эмоциональность и образность восприятия музыки через движения.

Колокольчик небольшой!

Колокольчик вот такой!

Мы поднимем колокольчик

Высоко, высоко!

И покружатся ребята

Так легко, так легко!

Колокольчик небольшой

Не звенит, не звенит!

На ладошке у ребяток

Тихо спит, тихо спит!

Отдохни наш колокольчик

Да-да-да

Мы положим колокольчик

Вот сюда, вот сюда!

дети держат колокольчик

показывают его

слегка покачивают его

кружатся на носочках

кладут колокольчик на ладонь

качают его

15.Игра «Найди и покажи»

Цель: Развивать звуковысотный слух.

Необходимый материал:5–6 наборов парных карточек с мамами и их детёнышами разных животных.

Ход игры: Педагог показывает картинку мамы, сопровождая показ звукоподражанием на низком звуке. Ребёнок находит карточку с детёнышем и отвечает на высоком звуке.

16. Игра «Кто вышел погулять?»

Цель: Под музыку представить соответствующий образ и передать в движении.

Ход игры: На лесную полянку вышли погулять животные. А какие, вам подскажет музыка. Послушайте, угадайте и изобразите, кто вышел погулять. («Петушок», «Зайка», «Собачка»)

17. Игра «Тихие и звонкие звоночки»

Цель: развивать динамический слух.

Игровой материал: погремушки или шумовые игрушки по числу детей.

Ход игры:

Позвени ты тише-тише

Пусть тебя никто не слышит.

А теперь звени дружок

Чтобы каждый слышать мог! 2 раза

На 1-й куплет дети тихо звенят, на 2-й — громко.

Литература:

  1. Айсина Р., Дедкова В., Хачатурова Е. Социализация и адаптация детей раннего возраста / Ребенок в детском саду. — 2003. — № 5. — с.49–53.
  2. Воронин А. С. Словарь терминов по общей и социальной педагогике. ГОУ ВПО УГТУ-УПИ — 2006.
  3. Выготский Л. С. Вопросы детской психологии. — СПб.: СОЮЗ, 2007. — 224
  4. Геворгян.Е. Р. Дидактическая игра как средство формирования музыкально-эстетических интересов детей 2–3 лет. — М.: АРКТИ-ИЛЕКСА, 2011.
  5. Зацепина М. Б. Развитие ребёнка в музыкальной деятельности: Обзор программ дошкольного образования. — М.: ТЦ Сфера, 2010.
  6. Зимина А. Н., Китаева Н. К. Музыкальные занятия с детьми раннего возраста. — М.: Издательство «Гном», 2004.
  7. Макшанцева Е. Д. «Скворушка»: сборник музыкально-речевых игр для дошкольного возраста. М.: АРКТИ-ИЛЕКСА, 1998.
  8. Педагогический энциклопедический словарь. — М.: Педагогика, 2012.
  9. Петрова В. А. Музыка — малышам.- М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2001.
  10. Сауко Т. Н., Буренина А. И. «Топ-хлоп, малыши!» программа музыкально-ритмического воспитания детей 2–3 лет. — СПб.: Ленинградский областной институт развития образования, 2001.