Использование метода проектов при обучения студентов СПО специальности «Банковское дело» | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 8. Педагогика профессиональной школы и среднего профессионального образования

Опубликовано в

XXXVI международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Казань, октябрь 2022)

Дата публикации: 29.10.2022

Статья просмотрена: 43 раза

Библиографическое описание:

Раушкина, А. В. Использование метода проектов при обучения студентов СПО специальности «Банковское дело» / А. В. Раушкина. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы XXXVI Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2022 г.). — Казань : Молодой ученый, 2022. — С. 38-42. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/463/17528/ (дата обращения: 30.04.2024).



В статье автор раскрывает преимущества проектного метода обучения в среднем профессиональном образовании.

Ключевые слова: проектное обучение, рабочее место, банковский продукт.

Преподавание дисциплин по специальности «Банковское дело» предполагает использование в своей работе различных педагогических технологий.

Современное состояние образования поставило перед преподавателями задачу — развитие у студентов самостоятельного творческого мышления, индивидуализацию и дифференциацию обучения. Одной из современных педагогических технологий, обеспечивающей творческое и дифференцированное обучение является применении технологии проектного обучения.

Метод проектов широко известен и издавна используется в мировой педагогической практике. Впервые он был описан в книге «Метод проектов» в 1918 г. американским психологом и педагогом Вильямом Килпатриком, хотя его и начали использовать значительно раньше.

Теоретические концепции Д. Дьюи послужили основой для разработки американскими педагогами У. Килпатриком и Э. Коллингсом метода проектов. Они учли, что с большим увлечением выполняется учащимся только та деятельность, которая выбрана им самим. В России эти идеи первым реализовал С. Т. Шацкий.

Метод проектов ориентирован на интерес, на творческую самореализацию развивающейся личности ученика, развитие его интеллектуальных и физических возможностей, волевых качеств и творческих способностей в деятельности по решению какой-либо интересующей его проблемы.

Учебное проектирование — это процесс работы над учебным проектом, процесс достижения намеченного результата в виде конкретного «продукта» (проекта).

Учебный творческий проект — это самостоятельно разработанный и изготовленный продукт (материальный или интеллектуальный) от идеи до её воплощения, обладающий субъективной или объективной новизной, выполненный под контролем и при консультации учителя.

Технология проектного обучения — это совместная деятельность преподавателя и обучающихся, направленная на поиск решения возникшей проблемы, проблемной ситуации. Преимущество данной технологии в том, что она учит анализировать конкретную проблему, структурировать полученные знания и устанавливать причинно-следственные связи, а так же развивает умение работать с информацией. Являясь исследовательским методом, такая технология учит анализировать конкретную проблему и искать пути ее решения.

Использование технологии проектного обучения позволяет охватить совокупность проблемных методов, таких как обучение в малых группах, сотрудничество, ролевые игры, дискуссии. А так же позволяет использовать дифференцированный подход к обучающимся.

Данная технология мной использована при проведении итогового контроля учебной дисциплины «Банковский маркетинг».

В. Килпатрик под методом проектов понимал «от души выполняемый замысел». По его мнению, проект имел четыре фазы: замысел, планирование, исполнение и оценка.

Комплексный характер метода проектов

Рис. 1. Комплексный характер метода проектов

Студенты разрабатывают индивидуальный проект банка по заданным условиям и представляют его на итоговом занятии. Исходя из тех услуг и продуктов, которые предлагает банк, в зависимости от ориентации на клиента определяются банковские операции, формируется организационная структура банка, необходимое оборудование рабочего места, и требования к персоналу. А так же определяется стратегия продвижения банковского продукта в условиях ближайших конкурентов. Таким образом, проявляются как метапредметные, так и внутрипредметные связи.

Требования к содержанию проекта «Концепция банка»:

— Титульный лист

— Представление банка

— Организационная структура банка

— Клиенты банка

— Классификация банковских услуг и банковских продуктов

— Банковские операции

— Ближайшие конкуренты

— Стратегия продвижения на рынок банковского продукта (услуги)

— Конкурентоспособность услуги

— Стоимость банковской услуги

— Функции персонального менеджера, требования к персоналу.

— Рабочее место.

— Банковское оборудование рабочего места.

— Мотивация сотрудников.

— Социальная значимость представленного проекта.

Учебный проект может выполняться индивидуально, но наиболее эффективно его выполнение в совместной групповой работе. Поэтому, формы работы были выбраны мной индивидуальная (3 человека) и групповая (2–3 человека готовили 1 проект).

Правила защиты проекта включает в себя:

— Порядок выступления определяется жеребьевкой;

— На каждое выступление отводится не более 10 минут;

— Не перебивать других участников;

— Можно задать не более 3 уточняющих вопросов;

— Ответ должен подкрепляться аргументом.

— Оценка выставляется одна от каждой группы, свою группу участники не оценивают.

— По окончании защиты подсчитывается суммарный балл. Проект, набравший большее количество баллов становиться победителем.

Встречаясь с конкретными проблемами в практической деятельности, обучающиеся вновь обращались к теории. Овладевая культурой проектирования, обучающиеся приучаются творчески мыслить и прогнозировать возможные варианты решения стоящих перед ними задач.

Обучающиеся выполняют творческие проекты с применением информационных технологий. Результаты выполнения оцениваются как преподавателем, так и самими студентами. Таким образом, у обучающихся формируются навыки самоконтроля и взаимоконтроля. Преподавателем разрабатывается правила защиты проекта и оценочный лист с указанием чётких критериев оценки.

Использование проектной деятельности обучающимся позволяет развивать как профессиональные компетенции, так и общие (социальные) компетенции: умение работать в команде, обсуждать и коллективно принимать согласованные решения, исполнять разные социальные роли, владеть культурой коммуникации и самопрезентации.

Грамотное, осознанное применение метода проектов в совместной деятельности учащихся и учителя может привнести в учебный процесс принципиально иную по сравнению с традиционным обучением систему взаимоотношений, принципиально иной подход к познавательной деятельности учащихся, основанный на уважении их интеллектуальных и творческих возможностей, сотрудничестве, самостоятельном критическом мышлении.

Подводя итоги, хотелось бы отметить, что в результате использования проектной технологии у обучающихся наблюдается:

— формирование потребности приобретения знаний;

— формирование навыков анализа многообразной и, зачастую, противоречивой информации;

— повышение эффективности и качества процесса обучения за счет реализации возможности работы в группах;

— овладение техникой обоснования собственной позиции;

— развитие у студентов критического мышления;

— воспитание чувства взаимопомощи, что не маловажно;

— развитие профессиональных компетенций.

— развитие практических навыков и творческих способностей учащихся;

— развитие умения анализировать, ставить и решать проблему;

— формирование у студентов аналитического мышления;

— воспитание ответственности за самостоятельно принятые решения;

— формирование навыков коммуникации;

Любая исследовательская, интеллектуальная деятельность опирается на творческое мышление, более того, она немыслима без творческой мысли.

Грамотное, осознанное применение метода проектов в совместной деятельности учащихся и учителя может привнести в учебный процесс принципиально иную по сравнению с традиционным обучением систему взаимоотношений, принципиально иной подход к познавательной деятельности учащихся, основанный на уважении их интеллектуальных и творческих возможностей, сотрудничестве, самостоятельном критическом мышлении.

Литература:

  1. Бордовская Н. В., Реан А. А. Педагогика: Учеб. для вузов. — Сб.Питер, 2000.
  2. Полат Е. С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования.– М.: изд. центр «Академия», 2010.