Исполнительское дыхание на духовом инструменте | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 8. Педагогика профессиональной школы и среднего профессионального образования

Опубликовано в

XXXVI международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Казань, октябрь 2022)

Дата публикации: 25.10.2022

Статья просмотрена: 269 раз

Библиографическое описание:

Аккуратнова, У. В. Исполнительское дыхание на духовом инструменте / У. В. Аккуратнова. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы XXXVI Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2022 г.). — Казань : Молодой ученый, 2022. — С. 35-38. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/463/17516/ (дата обращения: 05.05.2024).



В статье рассматривается вопрос занятий педагога с учащимся в процессе работы над исполнительским дыханием, представлены психолого-педагогические принципы взаимодействия. Проведен анализ исполнительского мастерства как основы успешного начала образовательного процесса исполнителя. Представлены методические рекомендации по освоению игры на духовых инструментах.

Ключевые слова: педагогическое взаимодействие, духовые инструменты, творчество.

Ключевая задача в процессе формирования эмоциональной отзывчивости во время восприятия или занятий музыкой — способствовать продвижению и развитию ребенка. Здесь же особо отметим, что роль педагога также важна по отношению к эмоциональному развитию ученика. Особо подчеркнем, что задача активного воздействия на творческое развитие обучаемых выдвигает принцип индивидуального подхода и принцип активности в ряды важнейших.

Самый благоприятный период для развития творческих способностей — это школьный возраст. Развитие эмоциональной отзывчивости в данном возрасте создают фундамент культуры человека, как части его общей духовной культуры в будущем. Музыкальные способности формируются и проявляются только в процессе музыкальной деятельности. Наличие определенного фонда знаний, умений и навыков не дает возможности достаточно полно охарактеризовать музыкальные способности. Решающее значение имеет быстрота и качество их приобретения. Поэтому педагог, оценивая способности ребенка, должен иметь в виду, что нельзя делать поспешные выводы на основании только тех знаний и умений, которые проявляет ребенок в данный момент.

Музыкальное искусство связано со специфическим формированием мышечных навыков при игре на духовых инструментах. Характер мышечных навыков музыканта зависит от природы инструмента, на котором он играет. У вокалистов связано с работой голосовых связок и с дыханием. У пианистов с движениями обоих рук и для управления педалью с движением ног. У духовиков техника игры зависит от губных мышц, мышц языка, органов дыхания, пальцев рук. Эти главные элементы составляют исполнительский аппарат духовика. Каждый из этих четырёх элементов исполнительского аппарата выполняют свою функцию: но в процессе игры они находятся в строгом взаимодействии. Малейшее несоответствие одного из перечисленных элементов, может дать не правильное воспроизведение звука, или отразиться на его качестве. А полная согласованность мышечных навыков достигается музыкальным мышлением исполнителя.

Исполнительское дыхание на опоре связано с «воздушным столбом» образующим в лёгких духовика. Он приходит в колебательное движение через бронхи, трохею, гортань и ротовую полость до, амбушюры.

После извлечение звука мышцы диафрагмы начинают сразу сокращаться и посылать импульсы толчкообразные в ротовую полость. Звук берёт своё начало, опираясь на мышцы диафрагмы и на брюшной пресс. При профессиональном дыхании вдох происходит после сокращения диафрагмы, а потом наружных мышц. Лёгкие наполняются снизу вверх. А при выдохе наоборот, сверху вниз, то есть идёт сокращение межрёберных мышц, а затем диафрагма приходит в естественное положение. Роль диафрагмы очень значима. Но духовик не может её контролировать и чувствовать. Она относится к медитативной системе. Поэтому «брюшной пресс» является главным в дыхательном процессе. Его деятельность регулирует вдох, опору и исполнительское дыхание.

Опорой дыхания при игре на духовом инструменте называется: устойчивый навык осознанного управления выдыхаемой струёй воздуха. Этот процесс контролируется действиями брюшного пресса и амбушюры. Поэтому опора является основным элементом в постановке дыхания исполнительского. Она занимает важное место в определенном понятии техники дыхания. Исполнительское дыхание при игре на инструменте называют владение навыка быстрого, глубокого вдоха и за ним опорного выдоха, подчинённый главным задачам в исполняемых произведениях.

Примеры, содействующие развитию исполнительского дыхания:

  1. Лёжа на спине, правая рука на животе, левая рука на нижней части грудной клетки. При вдохе контроль воздуха. Выдох через плотно сжатые губы, начинать равномерно выдох.
  2. Листок бумаги держать в руке и дуть на него. Продержать хотя бы под наклоном несколько секунд. Сначала с близкого расстояния, а затем с более далёкого, струя воздуха должна быть собранной.
  3. Игра выдержанных звуков.

Технике дыхания подчинены все компоненты исполнительского аппарата: амбушюр, работа языка и пальцев, музыкальный слух. Для извлечения звуков определённой высоты музыканту нужен интенсивный выдох. Степень интенсивности определяется характером музыки. Искусство исполнительского дыхания состоит не только в умении изменять силу выдыхаемой струи воздуха, но и делать быстрый полноценный вдох, при нормальном дыхательном процессе.

В исполнительской практике, духовиками применяется грудной тип дыхания, а также диафрагмальный и грудобрюшной.

Грудной тип дыхания — это когда акцент вдоха падает на средний участок грудной клетки. Нижние отделы грудной клетки в процессе вдоха участвуют слабо, диафрагма почти не участвует.

В диафрагмальном дыхании — акцент вдоха падает на работу самой сильной и активной мышцы — диафрагму. Но объём лёгких при таком дыхании — не полный, так как в процессе вдоха средние и верхние участки грудной клетки участвуют слабо.

При грудобрюшном (смешанном) типе дыхания, благодаря комбинированному действию диафрагмы и всех мышц грудной клетки, достигается наибольший эффект вдоха.

Дыхание духовика определяется, прежде всего, сознательным и целенаправленным управлением дыхательными мышцами, в полной мере работающими при вдохе и выдохе. К мышцам вдоха относятся диафрагма и наружные межрёберные; а к мышцам выдоха — относится брюшной пресс и внутренние межрёберные. Две фазы дыхания — вдох и выдох, могут по-разному применяться на практике. При правильном поставленном дыхании, предполагается при вдохе сокращение сначала диафрагмы, а потом наружных межрёберных мышц. Недопустимы: раздувание щёк, гортанные призвуки. Развивать дыхание нужно постепенно. Нельзя от начинающего исполнителя требовать большого напряжения. В начале обучения бывает, создаётся впечатление, что у исполнителя не хватает воздуха. Это происходит потому, что дыхательные мышцы ещё не приспособлены для активного вдоха, воздух расходуется не экономно, в большом количестве, чем это требуется для звукообразования. При вдохе ученик должен постараться удержать грудную клетку в положении вдоха и постепенно выдыхать. Используя разные приёмы выдоха можно достигнуть разнообразных нюансов звука. В начале обучения применяются не большие упражнения на дыхание, на которых учащийся без особых усилий сможет добиться равномерного динамического звучания. Качество исполнительского выдоха может контролироваться только слухом. Также используются гаммы в медленном темпе с применением различной нюансировки. И в завершении развитие техники дыхания достигается в работе над специальными подобранными музыкальными произведениями.

Литература:

  1. Должиков Ю. Н. Техника дыхания флейтиста// Вопросы музыкальной педагогики. М.,1983.Вып.4.С. 6–19
  2. Диков Б. О дыхании при игре на духовых инструментах. М.,1956.101с.
  3. Пушечников И. Ф. Особенности при игре на гобое//Вопросы музыкальной педагогике. Вып.10.М.,1991.С.42–61

Ключевые слова

творчество, педагогическое взаимодействие, духовые инструменты