Инновационные технологии как инструмент повышения мотивации учащихся и качества обучения | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы

Опубликовано в

XXXVI международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Казань, октябрь 2022)

Дата публикации: 27.10.2022

Статья просмотрена: 43 раза

Библиографическое описание:

Помещикова, А. Ю. Инновационные технологии как инструмент повышения мотивации учащихся и качества обучения / А. Ю. Помещикова. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы XXXVI Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2022 г.). — Казань : Молодой ученый, 2022. — С. 26-30. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/463/17508/ (дата обращения: 27.04.2024).



В статье автор предлагает использовать инновационные технологии для повышения мотивации учащихся и качества обучения.

Ключевые слова: инновационные технологии, качество обучения, мотивация.

Современные дети требуют совершенно другого подхода к изучению иностранного языка, чем предыдущие поколения. При достаточно широком методическом разнообразии нам необходимо выбрать те способы обучения, которые помогут включить внутренний или внешний мотив учащегося. Но прежде всего педагогу нужно самому овладеть широким спектром инструментов, которые помогут добиться результата и повысить не только мотивацию, но и качество обучения. Сделав данный вывод, мною была выбрана тема для саморазвития: «Применение инновационных образовательных технологий для повышения мотивации учащихся к изучению иностранного языка». Данное направление выбрано мной 6 лет назад, еще до пандемии, но и на дистанционном обучении нашло свое применение, а в данный момент используется в оффлайн обучении. Моя цель использования инновационных образовательных технологий как средство повышения мотивации учащихся к изучению иностранного языка, а следовательно получение более высоких результатов и качества обучения. В какой-то мере это мотивирует и меня, т. к. готовиться к уроку и проводить его гораздо приятнее, когда ученики мотивированы, т. е. что-то побуждает их к действию, и я вижу плоды своего труда. Если выражаться научным языком, то мотивация — это динамический процесс физиологического и психологического плана, управляющий поведением человека, определяющий его направленность, организованность, активность и устойчивость. Есть два вида мотивации: внутренняя и внешняя мотивация.

О внешней мотивации говорят следующие побудители к изучению иностранного языка

– изучаю как программный предмет, хочу иметь хорошую оценку;

– язык знают мои родители, а я хочу быть как они;

– не хочу быть хуже одноклассников;

– предмет нравится из-за учителя;

– просто интересно.

Внутренняя мотивация зачастую связана

– с перспективным развитием личности;

– престижностью быть образованным, пригодится в жизни;

– английский язык служит средством удовлетворения внеурочных интересов ученика (компьютер, электронная связь интернет, современная музыка, видео);

– ощущение успеха в учении, в жизни;

– хочу переписываться со сверстниками — иностранцами.

Применение инновационных технологий на первом этапе способны повысить внешнюю мотивацию, которая через промежуток времени может перейти во внутреннюю.

Сейчас существует множество технологий для обучения, но некоторые из них платные или имеют ограничение функций. Мною определены основные технологии, на которых я остановила свой выбор по результативности и постоянно использую на уроке английского языка и выбрано несколько направлений применения:

– инструменты для онлайн встреч (видеоуроки, видеоконференции, видеозвонки, их запись);

– передача контента (учебные материалы, задания);

– оценивание;

– календарь (тайм-менеджмент);

– мессенджеры для обучения;

– казахстанские платформы для дистанционного обучения.

Остановимся на первых трех ввиду распространенности как различных календарей, которые очень просты в использовании, из мессенджеров я предпочитаю телеграмм, т. к. в нем удобно делать опросники, анкеты как для детей, так и для родителей, а казахстанские платформы всем нам известны.

Для видеосвязи и совместной работы я предпочитаю Google meet. Основные преимущества: безлимит, удобный доступ по ссылке, возможность поделиться изображением с экрана устройства для демонстрации документов, презентаций и другого контента, независимость от места нахождения, высокое качество, участие до 250 пользователей

В случае необходимости записи занятия или объяснения материала, я использую программу Ocam, которая выполнит видео или аудио запись всех действий на экране. Управление крайне простое и удобное.

Чтобы поделиться на постоянной основе тем или иным видео, я выкладываю его на свой канал YouTube. Ссылку на канал лучше выложить в соцсети, для расположения постоянного контента я предпочитаю VK. На странице этой социальной сети мои ученики постоянно пользуются ссылками на видео и материалами.

Следующее направление –это создание и передача контента. Я предлагаю для этого несколько основных инструментов, которые вы видите на экране. На некоторых из них я остановлюсь подробнее.

Для создания презентации или любого другого материала для дальнейшей выкладки в социальные сети меня устраивает онлайн ресурс Canva.

Canva — это онлайн-сервис, который помогает создавать современные качественные плакаты, флаеры, буклеты, презентации, инфографику, посты для социальных сетей, баннеры и другие материалы. Также можно пользоваться готовыми шаблонами. Для работы в этом редакторе не требуются специальные знания. Все, что нужно — завести аккаунт. Остальные действия будут интуитивно понятны.

Если у вас на уроке и вне его планируется групповая работа с результатом, размещенном в презентации, то очень удобен сервис google презентации. Можно создавать, редактировать и просматривать презентации на любом устройстве — телефоне, планшете или компьютере. Все это можно делать даже без подключения к Интернету. Удобной функцией является возможность совместной работы нескольких пользователей над одной презентацией. Все изменения автоматически сохраняются во время работы. Более того, благодаря истории изменений можно увидеть список предыдущих версий презентации, отсортированный по дате и автору изменений.

Из приложений Google еще удобно применять Classroom, Google sites и Google таблицы для индивидуальной и групповой работы. Учащиеся могут вносить результаты своих проектов, совместной работы, в то время как учитель координирует, корректирует и направляет из деятельность.

Learning Apps — это приложение для поддержки учебного процесса с помощью интерактивных модулей (приложений, упражнений). После прохождения регистрации, станут доступны шаблоны, которые помогут создать интерактивное упражнение для учеников

Wizer.meявляется бесплатным инструментом для создания интерактивных рабочих листов c заданиями и упражнениями, в том числе и на основе видео.

Одно из любимых технологий моих учеников Kahoot — это бесплатная платформа для обучения в игровой форме.

С помощью приложения Kahoot можно проверить усвоение материала за несколько минут, при этом рейтинг участников выводится на мониторе учителя или на доске, что хорошо для конкурентной среды. Можно использовать готовые викторины или создать свои.

Среди моих учеников самой популярной платформой для заучивания слов является Quizlet. Информация в этом сервисе представлена в виде карточек, есть несколько режимов заучивания. Данная технология удобна и для учителя, есть возможность создать карточки по любым темам и пополнять их, обучая учеников разных уровней и возрастов.

Касательно оценивания (суммативного или формативного) самый подходящий сервис Online Test Pad. Возможны разные виды заданий, настройка просмотра правильных ответов, времени, копирования текста.

Если есть необходимость закрепления навыков учащимися дома и их оценивание, то удобен Quizizz есть возможность запланировать дз, убрать параметр «время», и тогда ученик может подумать над вопросом, не переживая об убегающих секундах.

В случае использования сети Интернет на уроке есть опасность попадания некорректного контента, отвлечения от темы. Для этого именно на уроке лучше использовать онлайн доску. Я предпочитаю сетевой сервис Padlet для раздачи ссылок или необходимого материала. Стен может быть несколько, модерироваться они могут несколькими участниками или индивидуально.

Готовясь к уроку, я выстраиваю алгоритм использования технологий в зависимости от целей. Если цель изучение грамматического материала, то я выстраиваю свою подготовку следующим образом:

– CANVA- для создания материала (презентация и флайер)

– OCAM- для записи объяснения правила

– YOUTUBE-для сохранения и публикации объяснения

– PADLET –для раздачи информации в классе

– GOOGLE MEET- для онлайн работы с теми, кто на карантине

– Kahoot- для закрепления материала на уроке

– QUIZIZZ-для закрепления дома

– ONLINETESTPAD- для проверки знаний на следующем уроке

Основные правила применения инновационных технологий: целесообразность использования, анализ результативности применения, соответствие возрастным характеристикам и уровню учащихся, не должны заменять, перегружать или предельно облегчать учебную деятельность, призваны дополнять процесса обучения, каждая технология может быть рассмотрена только самим учителем методом проб, ошибок и побед.