Прогресс в изучении учащимися новой информации за счёт применения технических средств обучения | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: 12. Технические средства обучения

Опубликовано в

XXXV международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Казань, октябрь 2022)

Дата публикации: 13.10.2022

Статья просмотрена: 5 раз

Библиографическое описание:

Ковалева, А. А. Прогресс в изучении учащимися новой информации за счёт применения технических средств обучения / А. А. Ковалева. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы XXXV Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2022 г.). — Казань : Молодой ученый, 2022. — С. 133-137. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/461/17472/ (дата обращения: 28.04.2024).



Средства обучения и связанные с ними действия приводят к изменениям содержания познавательной деятельности обучающихся, они побуждают к активным действиям, порождают внимание и познавательный интерес, самореализацию, улучшают запоминание и понимание учебного материала. В статье охарактеризовано применение технических средств обучения в учебном процессе.

Ключевые слова : дистанционное обучение, интерактивные средства, образовательный процесс, технические средства обучения.

В современные годы более обширно рассматривается вопрос цифровизации образования. Технические средства обучения являются инструментами цифровизации.

Технические средства обучения (ТСО) — это устройства, которые помогают преподавателю предоставлять образовательную информацию учащимся, управлять процессами запоминания, применения и понимания знаний, контролировать результаты обучения и различные световые, звуковые устройства и пособия. [4, с.51].

Рассматривая даже самые распространенные технические средства обучения, такие как компьютер и презентационное оборудование, нельзя преуменьшать их значимости в рамках образовательного процесса. Восприятие человеком информации происходит с использованием различных органов чувств и полушарий мозга. Материал, воспринимаемый сразу обоими полушариями мозга, усваивается гораздо лучше и быстрее. Именно для обеспечения активации нескольких органов чувств человека необходимо специализированное оборудование — это технические средства обеспечения обучения. С использованием такого рода средств повышается усвоение качество образования образовательной программы.

Обзор технических средств обучения, применяемых на данный момент педагогами по всему миру, это:

1. Проекторы. Данное ТСО стало первым. Оно появилось в большинстве школ после обычных маркерных и меловых досок. Проекторы в классах позволяют показывать видеофрагменты фильмов, мультфильмов и просто видео. Но на данный момент проекторы не являются самыми удобными ТСО за отсутствием момента интерактивности, то есть взаимодействия с объектом обучения. [2, с. 73].

2. Интерактивные доски. Используемые здесь технологии подразделяются на четыре основных типа: сенсорная аналогово-резистивная, электромагнитная, ультразвуковая (инфракрасная), лазерная. А.В Картузов выделяет четыре положительные функции интерактивных досок:

— уход от обычной презентационной формы подачи материала;

— экономия времени ввиду отсутствия необходимости конспектирования материала (учителя могут выслать запись занятия на доске);

— организация групповой работы;

— повышенная эффективность подачи учебного материала.

Вместе с тем выделяются также и минусы:

— снижение мотивации к концентрации внимания на уроке: зачем слушать, если можно потом пересмотреть запись?

— как следствие, снижение усвояемости материала и моторной памяти [6, с. 62–63].

Тем не менее, если использовать интерактивную доску исключительно на занятиях и не высылать учащимся записи, этих минусов можно избежать.

3. Учебные методические комплекты (УМК)

Если раньше УМК состояли из учебника, рабочей тетради и книги для учителя, то сейчас с каждым годом предлагается все большее количество дополнительных полезных, красочных мультимедийных учебных материалов.

4. Прочие аудиовизуальные ТСО

Помимо вышеописанных ТСО присутствует также ряд других. Это: карточки для заучивания слов; видеоролики, не входящие в УМК (можно показать весь мир через Интернет); технология демонстрации экрана планшета на электронную доску либо проектор; сайты для изучения и запоминания лексики (например, Quizlet.com).

В настоящее время существует большое разнообразие интерактивных средств обучения. Они позволяют педагогу и обучающимся определять, насколько хорошо усвоен учебный материал, дают возможность увидеть результат деятельности (что получилось, а над чем надо еще поработать); повышают интерес обучающихся к уроку за счёт удобного красочного интерфейса и анимации; работа с интерактивными средствами обучения создает условия для развития самостоятельности обучающихся в получении новых знаний [5, с.6]. Применение технических средств обучения способствует интенсивному восприятию материала, который сочетается с живым словом преподавателя.

Рациональное использование ТСО в образовательном процессе требует от наставника профессиональной психолого-педагогической, методической и технической подготовки. Поэтому педагог должен изначально уметь использовать новые технологии, методически правильно составлять урок, используя экранные пособия, презентации, видеоклипы, различные аудиоматериалы, виртуальные лаборатории, онлайн-тестирование и т. п.

Вместе с тем, стремительное увеличение и усложнение дидактических электронных систем и недостаточная компетентность пользователей (прежде всего преподавателей старшего поколения) затрудняют этот процесс. Обратим внимание на некоторые технические проблемы, связанные с распространением дистанционного обучения. Не секрет, что способности основной массы обучаемой аудитории к самостоятельному способу получения знаний можно отнести к среднему и чаще — низкому уровням. Такие студенты нуждаются в дополнительных пояснениях, консультациях и показах практических действий. Достаточный уровень демонстрируют лишь немногие.

Дистанционная форма образовательного процесса не позволяет обучающимся в полной мере освоить необходимые фундаментальные и прикладные направления научного знания [3, c. 87]. Это связано с невозможностью проведения таких форм обучения, как лабораторные занятия и учебные практики, что не позволяет на необходимом уровне освоить практические умения и навыки в конкретных областях знания. Серьезной проблемой является прямая зависимость дистанционного обучения от технической оснащенности субъектов образовательного процесса. Отсутствие или неисправность у части аудитории необходимого оборудования и программного обеспечения частично или полностью может парализовать дидактический процесс. Отсутствие единой образовательной платформы в РФ, несовершенство работы серверов, их перегрузка в рабочее время отрицательно влияют на межвузовское общение научного, учебно-методического и социального характера.

Таким образом, можно сделать вывод, что использование методических рекомендаций с использованием технических средств может улучшить качество обучения, сделать его более полным, наглядным и доступным. При этом осуществляется не только получение учащимися новых знаний, но их коррекция. Они помогают повысить интерес к изучению предмета, заниматься основными умственными операциями и, таким образом, стимулируют познавательную деятельность, благодаря которой процесс будет эффективным. Несмотря на то, что технические средства обучения являются перспективным инструментом образования, следует признать, что они не могут полностью заменить контактную работу и обеспечить необходимое качество образования в школе.

Литература:

  1. Батакова Е. Л., Батакова Н. В. Интерактивные средства обучения как часть электронно-образовательных ресурсов // Вестник ТГПУ. 2019. № 1 (166). С. 105–109.
  2. Головко О. Н. Традиционная педагогика и инновационные процессы в высшей технической школе / О. Н. Головко, Р. А. Грабовец, В. А. Лей // Вопросы педагогики. 2019. № 12–2. С. 72–76
  3. Головко О. Н. Организация дистанционного обучения в системе Moodle (на примере Севастопольского государственного университета) / О. Н. Головко, Т. А. Кокодей, В. В. Хитущенко // Вестник РМАТ. 2019. № 2. С. 86–94
  4. Гузеев В. В. Образовательная технология как научная дисциплина / В. В. Гузеев // Химия в школе. 2020. № 4. С. 51–56
  5. Данильчук Е. В., Куликова Н. Ю. Интерактивные средства обучения как инструментарий современного педагога в формировании метапредметных образовательных результатов обучающихся // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2017. № 8(121). С. 4–12
  6. Картузов А. В. Интерактивные средства обучения в образовательном процессе // Ярославский педагогический вестник. Вып. № 3. Ярославль, 2019. С. 61–64.