Особенности профессиональной мотивационной сферы будущих педагогов (на материале констатирующего эксперимента) | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Особенности профессиональной мотивационной сферы будущих педагогов (на материале констатирующего эксперимента) / С. С. Чудинова, В. А. Монахова, И. В. Афанасьева [и др.]. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы XXXV Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2022 г.). — Казань : Молодой ученый, 2022. — С. 111-120. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/461/17468/ (дата обращения: 27.04.2024).



В статье авторы пытаются определить особенности профессиональной мотивационной сферы будущих педагогов.

Ключевые слова: область достижений, потребность, профессиональная мотивация, интернальность.

Эмпирическое исследование проводилось на базе факультета педагогики Федерального Государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Восточно-Сибирская государственная академия образования». В качестве респондентов выступили 38 студенток в возрасте 19–20 лет. Данные обследования проанализированы в соответствии с показателями потребностно-мотивационной сферы, и их проявлением у обучающихся.

Полученные результаты позволили изучить особенности профессиональной мотивации, показатели и особенности профессиональной мотивации респондентов в зависимости от проявления этих показателей (рисунок 1).

Исходя из результатов по уровню субъективного контроля, видно, что у студентов преобладает интернальность в области достижений (68). Достаточно высокие показатели проявились и в потребности в доминировании — 64, потребности в аффилиации составили — 61.

В то же время проявились низкие показатели профессиональной мотивационной сферы по сравнению с другими показателями: интернальность в области межличностных отношений — 55, интернальность в области производственных отношений — 42, интернальность в области неудач — 39.

Особенности профессиональной мотивации респондентов групп А и В

Рис. 1. Особенности профессиональной мотивации респондентов групп А и В

Проиллюстрируем примером проявление интернальности в области неудач. Так, А. К., размышляя о том, зависит ли происходящее в жизни человека от него самого или от окружающих, пишет, что «Есть внешние факторы, события порой зависят от других…».

Данные, выше представленные на рис. 1. приведены относительно курса, в то время как в группах А и В картина имеет своеобразие.

Особенности профессиональной мотивации респондентов группы А

Рис. 2. Особенности профессиональной мотивации респондентов группы А

В группе А проявляется преобладание интернальности в области достижений (72). Достаточно высокие показатели проявились и в потребности в доминировании (66), в потребности в аффилиации (62). В то же время проявились низкие показатели мотивационной сферы по сравнению с другими показателями: интернальность в области межличностных отношений — 51, интернальность в области производственных отношений — 41, интернальность в области неудач — 33 (рис 2).

Особенности профессиональной мотивации респондентов группы В

Рис. 3. Особенности профессиональной мотивации респондентов группы В

В группе Б при анализе различий средних значений мотивационных показателей выяснилось, что имеются достоверные различия по шкалам (рис. 3):

— потребности в достижении (48)

— потребности в аффилиации (60)

— потребности в доминировании (62) (рисунок 3).

На основе анализа средних значений можно сделать выводы о том, что:

— уровень интернальности в области достижений более выражен по сравнению с остальными (64);

— уровень потребности в доминировании также ярко выражен по сравнению с остальными (62).

— уровень потребности в доминировании в группе В менее выражены, чем в группе А (66 против 62).

Интернальность в области достижений в группе А показывают более высокие результаты по сравнению с результатами в группе В (72 против 64).

Интернальность в области производственных отношений ярче выражена в группе В, чем в группе А (44 против 41).

Интернальность в области межличностных отношений менее выражена в группе А, чем в группе В (51 и 59) (рис. 4).

Средние значения показателей профессиональной мотивации для групп А и В

Рис. 4. Средние значения показателей профессиональной мотивации для групп А и В

Анализ и сопоставление средних значений основных параметров исследования позволил выявить существенные различия их выраженности.

Потребность в достижении.

Потребность в достижении у студентов достаточно высоко выражена. Однако в группах ее выраженность имеет различие. Это подтверждает симптоматику достижения как проявление личностное.

Потребность в аффилиации.

Во второй группе имеется тенденция к превалированию коммуникативной функции общения. Аффилиация выступает как основной фактор в процессе профессиональной мотивации будущих педагогов.

Потребность в доминировании.

Доминирование у студентов проявилось в большей степени в первой группе.

Психодиагностические методы позволили зафиксировать данные тестирования: у респондентов мотивационная симптоматика достижения характеризуется ориентацией на себя, как организатора собственной жизни, способного ставить и реализовывать цели с акцентом на достижения в области производственных отношений.

Смысл мотива достижения характеризуется способностью к реализации целей. Симптоматика аффилиации проявляется в стремлении к установлению благоприятных отношений с другими людьми. Они легко переключаются в процессе общения, стремятся к разнообразию коммуникативных и поведенческих программ. Аффилиативные тенденции реализуются в учебной и производственной деятельности. Проиллюстрируем это примером.

У М. С. потребность в доминировании проявилась в стремлении вступать в лидерские отношения, контролировать социальную ситуацию в группе (она — староста), влиять, воспитывать других людей, и потребность в аффилиации у М. С. проявились в ее волонтерской деятельности, в стремлении поддерживать сокурсниц, в учебной деятельности — включенность и заинтересованность в других, которые высоко оцениваются респондентами. Интернальность в области достижений объясняется позицией нести ответственность за свои «деяния» (рис. 5).

Показатели мотивации респондента М. С.

Рис. 5. Показатели мотивации респондента М. С.

Пример О. Ф. (рис. 6.) — потребность в доминировании проявилась в желании контролировать ситуацию в группе, влиять на сверстниц, показывая им свое преимущество (в поведении в отдельных ситуациях проявилось высокомерие). Интернальность в области достижений (индекс — достаточно высокий и составляет 96) критичностью по отношению к себе, боязни неудач в профессиональной области и отношениях. «Да. Конечно, некоторые внешние факторы могут повлиять на то, что происходит со мной и с моими близкими, но в основном я считаю, что все зависит от меня! Мой девиз: «А кто, если не я?» (фрагмент эссе).

Показатели мотивации респондента О. Ф.

Рис. 6. Показатели мотивации респондента О. Ф.

Проиллюстрируем проявление мотивационно-потребностной сферы И. Л.: показатели интернальности в области достижений — 70, в области производственных отношений — 50, в области межличностных отношений — 70, интернальность в области неудач — 39, потребность в доминировании — 55.

Отношение студентки к выполняемым заданиям проявляется на фоне общего настроения и к основному виду деятельности в диагностируемый период. Проявляет активность по отношению к окружающим.

Показатели мотивации респондента И. С.

Рис. 7. Показатели мотивации респондента И. С.

Проявления достижения понимается респондентом как стремление улучшить свои результаты в деятельности по сравнению с самим собой. Стремление к достижению наблюдается в способности различать рассогласование между прежним (ранее обучалась на ФМТ) и настоящим уровнем выполнения деятельности, стремление получить удовлетворение путем устранения рассогласования между этими уровнями. Именно поэтому происходит появление деятельности, направленной на достижение превосходящего уровня: дополнительно обучалась в Школе юного эколога.

Проявляется как высокий уровень, характеризующийся как стремлением к самосовершенствованию своего дела, к успеху в нем, так и низкий — удовлетворенностью достигнутым, отсутствием стремления к его совершенствованию, склонностью к стандартности в деятельности, общепринятости.

Симптоматика познания характеризует студентку с одной стороны, как стремящуюся к расширению опыта и познания, к любознательности, с другой, — проявляется страх новизны.

Симптоматика аффилиации отражает склонность И. Л. к общению и дружбе, готовность к оказанию помощи другим людям и в принятии помощи себе, сочувствие другим людям и стремление к пониманию их (рис. 7).

Для подтверждения положений, выдвигаемых на защиту, использовался корреляционный метод.

Коэффициент корреляции R показывает степень статистической взаимосвязи двух величин:

— чем абсолютное значение R ближе к 1, тем взаимосвязь сильнее;

— положительное значение R свидетельствует о прямой связи (с увеличением одной величины другая также увеличивается);

— отрицательное значение R свидетельствует об обратной связи (с увеличением одной величины другая уменьшается);

— качественную интерпретацию коэффициента корреляции можно ориентировочно дать по шкале Чеддока 1 (табл. 1).

Таблица 1

Количественная мера тесноты связи

Качественная интерпретация адекватности модели

r

0,1–0,3

Слабая

0,3–0,5

Умеренная

0,5–0,7

Заметная

0,7–0,9

Высокая

0,9–0,99

Весьма высокая

Так, на листе R март в ячейке В 6 находится значение коэффициент корреляции между потребностью в доминировании и интернальностью в области достижений R = 0,267688176399133. Связь прямая и слабая.

Данные используемого в настоящем исследовании корреляционного метода, подтвердили положения, выносимые на защиту:

— между общей интернальностью и интернальностью в области достижений проявилась высокая (0,8) корреляционная связь;

— между интернальностью в области неудач и интернальностью в области межличностных отношений проявилась умеренная (0,3) корреляционная связь.

Данные корреляционные связи учитывались нами в формирующем эксперименте.

Выводы

Результаты исследования подтверждают исходные гипотезы и позволяют сделать следующие выводы:

  1. Результаты эмпирического исследования показывают преобладание у респондентов интернальности в области достижений.
  2. Достаточно высокие показатели проявились и в потребности в доминировании, в потребности в аффилиации. В то время как низкие показатели мотивационной сферы проявились по сравнению с другими показателями в интернальности в области межличностных отношений, интернальностьи в области производственных отношений, а также интернальности в области неудач.
  3. Процесс профессиональной мотивации обуславливается не только внешними, но и сугубо психологическими особенностями, среди которых центральное место занимает потребностно-мотивационная сфера личности, задающая систему отношений человека к деятельности, специфику взаимодействия и общения с людьми.
  4. В группе обследуемых респондентов педагогического факультета в ходе эмпирического исследования средние значения измеряемых потребностей проявились по-разному. Этот факт позволяет выделить психологические особенности каждого респондента, а также выйти на определение подгрупп студентов в зависимости от степени выраженности показателей.
  5. Данные используемого в настоящем исследовании корреляционного метода, подтвердили положения, выносимые на защиту:

— между общей интернальностью и интернальностью в области достижений проявилась высокая (0,8) корреляционная связь;

— между интернальностью в области неудач и интернальностью в области межличностных отношений проявилась умеренная (0,3) корреляционная связь.

Существование определенных корреляционных связей, выявленных при обследовании, позволяет дать обоснованный прогноз относительно формирования профессиональной мотивации. Эта информация позволит выстроить эффективное психолого-педагогическое сопровождение.

Мы предположили, чтопри условияхпроявления индивидуальных, оригинальных, креативных способов деятельности в процессе достижения цели как самовыражение индивидуальности; нацеленность на успех в течение продолжительного времени; использование технологии коллективных творческих дел с целенаправленным — те психолого-педагогические условия, которые позволяют, на наш взгляд, формировать профессиональную мотивацию будущих педагогов.

Литература:

  1. Абульханова-Славская, К. А. Новое в психологии профессионализма [Текст] / К. А. Абульханова-Славская / Психологический журнал. 1997. — № 4.
  2. Абульханова-Славская, К. А. Деятельность и психология личности [Текст] / К. А. Абульханова-Славская. — М.: Наука, 1980. — 330 с.
  3. Адлер, А. Практика и теория индивидуальной психологии [Текст] / А. Адлер.- М., 2002.
  4. Вилюнас, В. К. Психологические механизмы мотивации человека [Текст] // В. К. Вилюнас. — М., 1990.
  5. Выготский, Л. С. Психология [Текст] / Л. С. Выготский. — М.: Эксмо-Пресс, 2000. — 108 с.
  6. Леонтьев, В. Г. Метод изучения мотивации в процессе профориентации // Психологические условия повышения качества трудовой и профессиональной подготовки молодежи. [Текст] / В. Г. Леонтьев. Новосибирск, 1989.
  7. Орлов, Ю. М. Потребностно-мотивационные факторы эффективности учебной деятельности студентов вуза. Дис. докт. психол. наук. [Текст]/ Ю. М. Орлов. -М., 1984.
  8. Телегина, Э. Д. Мотивация в структуре мыслительной деятельности // Искусственный интеллект и психология. [Текст] / Э. Д. Телегина. — М.: Наука. — 1996.
  9. Цветкова, Р. И. Мотивационная сфера личности современного студента: факторы, условия и средства ее формирования в процессе профессионального становления [Текст]: Автореф. Докт. Дисс.-Иркутск,2007.

Ключевые слова

профессиональная мотивация, потребность, интернальность, область достижений