Использование методик орф-подхода в развитии творческих способностей дошкольников | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Азизова, Л. О. Использование методик орф-подхода в развитии творческих способностей дошкольников / Л. О. Азизова, А. М. Виноградова. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы XXXV Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2022 г.). — Казань : Молодой ученый, 2022. — С. 8-11. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/461/17459/ (дата обращения: 28.04.2024).



В данной статье автор рассматривает систему применения орф-подхода в дошкольном образовании как инструмент развития музыкально-творческих способностей детей, акцентируя внимание на дошкольном образовании как структурном компоненте образования. Также в статье приведены основные формы реализации орф-подхода — инструментальное музицирование, направленное на развитие музыкально-творческих способностей учащихся .

Ключевые слова: творчество, музыкально-творческие способности, дошкольники, дошкольная деятельность.

Методическое обеспечение процесса образования всегда находилось и находится в стадии развития и совершенствования. Причиной тому является постоянная модернизация общественной жизни людей, что требует совершенствования личностных качеств человека как ячейки социума.

В связи со сменой направления образовательного процесса с пассивного восприятия знаний на активное изучение не только знаний, но и путей их достижения, а также формировании творческого начала, перед методистами стал вопрос о разработке таких технологий обучения, которые будут отвечать требованиям образовательного стандарта второго поколения. Подходя к педагогической деятельности как к процессу, дающему задатки рождения творческой личности, необходимо понимать, что за каждым шагом в образовательном процессе стоит отработанное и осмысленное планирование, в котором педагог предусматривает несколько вариантов развития процесса.

Музыкально-творческое развитие представляет собой процесс формирования эстетического развития ребенка, художественного вкуса, активного отклика на эстетическое явление (главным образом — эмоционального), построенного на восприятии с последующим переживанием и оценкой. Важно понимать, что все творческие способности при этом взаимосвязаны и взаимодополняют друг друга. В рамках современного образования процесс музыкально-творческого развития представляет собой совокупность форм реализации, каждая из которых обусловлена рядом принципов и направлена на определенное воздействие на учащихся. Однако существует такая форма, которая включает в себя максимально возможное число осуществляемых направлений и принципов развития творческого начала ребенка. Такой универсальностью обладает система применения орф-технологии.

Орф-технология берет свое начало от системы обучения Карла Орфа в Орф-Шульверке, распространенной как «Музыка для детей» («Schulwerk») [4]. Принцип был основан на новом подходе применения современных на тот момент музыкальных инструментов — колокольчиков, ксилофонов и клавесинов. На первый взгляд — примитивные музыкальные инструменты, но автор идеи представил их в новом педагогическом свете. Методика К. Орфа учитывает индивидуальные особенности ребёнка и позволяет эффектно взаимодействовать детям с различными навыками, способностями и потребностями. Это закладывает огромный потенциал для развития детей в дошкольном возрасте и дальнейшей творческой деятельности.

Согласно концепции Карла Орфо, крайне важное положение имеют следующие аспекты:

— Инструменты создают связь между ребенком и терапевтом — ребенком и учителем, в качестве силы, которая соединяет и объединяет.

— Ребенок может общаться через инструмент, практиковать социальные навыки. Тут инструменты выполняют две функции: как сближение, так и сохранение дистанции [2].

Музыкальная деятельность как никакой другой род образования подходит для реализации данного направления, так как представлена комплексом методов и подходов, которые направлены на развитие творческой личности во всех ее проявлениях. Все требования, предъявляемые к музыкальному занятию как занятию искусства, сводятся к следующему: восприятие живой музыки, атмосфера сотрудничества, содружества, сопричастности, сотворчества — вот характерные черты занятия, связанного со сферой искусства. Основным средством привития являются музыкальные инструменты.

Основное преимущество офр-технологии — опора на совокупность искусства и творчества и организацию взаимодействия музыки, речи и движения. Другими словами, здесь решаются следующие педагогические задачи:

— углубление теоретических знаний и развитие практических навыков учащихся, проявивших музыкальные способности;

— способствование возникновению интереса у большинства учеников, привлечение некоторых из них в ряды «любителей музыки»;

— формирование эстетического вкуса учащихся [5].

Таким образом, можно подвести итог, что орф-подход представляет собой достаточно эффективную технологию, которая развивает у детей собственные творческие способности посредством обучения игре на перкуссионных и мелодических музыкальных инструментах.

Литература:

  1. Приказ от 17 декабря 2010 г. № 1897 (ред. От 2014 г.) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования». Интернет — ресурс. URL: https://fgos.ru/
  2. Пономарева, Е. В. Музыкально-творческое развитие дошкольников: идеи, подходы / Е. В. Пономарева // Общество. Педагогический опыт. № 4. — 2016. — Интернет-ресурс. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/muzykalno-tvorcheskoe-razvitie-doshkolnikov-idei-podhody/viewer
  3. Таранова, Н. А. Опыт использования элементов ОРФ-педагогики в музыкальном развитии дошкольников / Н. А. Таранова // Современный урок. — Интернет-ресурс. — URL: https://www.1urok.ru/categories/19/articles/38685
  4. Тютюнникова, Т. Э. Уроки музыки. Система обучения К. Орфа. / Т. Э. Тютюнникова, Е. С. Анищенко. — М.,2007.
  5. Тютюнникова, Т. Э. Элементарное музицирование для дошкольников / Т. Э. Тютюнникова. — М., 2004.

Ключевые слова

творчество, дошкольники, музыкально-творческие способности, дошкольная деятельность