Создание образовательной среды на уроках русского языка и литературы | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы

Опубликовано в

XXXV международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Казань, октябрь 2022)

Дата публикации: 27.09.2022

Статья просмотрена: 63 раза

Библиографическое описание:

Андреева, Л. Н. Создание образовательной среды на уроках русского языка и литературы / Л. Н. Андреева. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы XXXV Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2022 г.). — Казань : Молодой ученый, 2022. — С. 19-23. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/461/17437/ (дата обращения: 28.04.2024).



В статье автор представляет опыт работы по созданию образовательной среды на уроках русского языка и литературы.

Ключевые слова: читательская грамотность, развивающая образовательная среда

Сегодня обществу нужен грамотный специалист, компетентный во многих видах деятельности, умеющий находить в информационном пространстве нужную информацию, оптимальные способы решения важных проблем, переключаться на разные виды деятельности, самосовершенствоваться.

Но чтобы реализовать эти задачи, необходимо создание развивающей образовательной среды на уроке и вне его.

Образовательную среду на уроках русского языка и литературы необходимо строить прежде всего с учетом непременного развития читательской грамотности, которая является базовой учебной компетенцией, позволяющей человеку непрерывно учиться и осваивать новое, развивать критическое мышление, выраженное в письменной и устной речи.

Читательская грамотность подразумевает работу со сплошными текстами (без визуальных изображений), с несплошными (таблицами, графиками, схемами, диаграммами, картами) и смешанными текстами, которые соединяют в себе черты сплошных и несплошных текстов. Это веб-страницы и инфографика.

Какие веб-страницы можно использовать в работе с учащимися на уроке? Их много. Перечислю лишь некоторые. Это облачные технологии, Timeline (лента времени), LearningApps.org (сервис для создания интерактивных заданий), интерактивный плакат, Linoit.com (интерактивная доска).

Остановимся более подробно на облачных технологиях.

Облако слов — это форма визуализации данных , представляющая собой набор ключевых слов и словосочетаний, написанных разными размерами шрифта и разным цветом.

Поскольку основным видом деятельности при работе с облаком слов является чтение, то этот прием поможет рационализировать учебную деятельность, научит работать со смешанными текстами.

Сервисов по созданию облака слов в Интернете достаточно много. Многие из них не требуют регистрации, можно работать над созданием облака онлайн. Приём очень простой в использовании. Задание, предъявляемое детям в таком необычном виде, отлично мотивирует их к учебной деятельности.

Рассмотрим несколько примеров использования данной технологии на уроках русского языка:

1. «Реконструкция текста»: восстановите текст по облаку

Воробей-часовой

Для воробьёв нет лучше места, чем ________ дорожка в нашем садике.

Молодые воробышки беззаботно ________, ______ в песке, ____ по дорожке, а _____ воробей усядется на самую _____ ветку акации и ____ смотрит во все стороны. В это время прочие ____ торопливо таскают гусениц и кормят своих _______.

2. Задание: определите, какая часть речи представлена в облаке и расскажите о ней.

C:\Users\user\Downloads\Klassichieskoie oblako #11 (3).jpg

Это задание можно использовать на уроках закрепления и обобщения знаний по теме или разделу.

Кроме того, можно также предложить ученикам следующие задания:

  1. Найдите в облаке пары антонимов и запишите их.
  2. Подберите синонимы из облака к слову метель.
  3. Составьте предложение или рассказ, используя как можно больше слов из облака.

Облачные технологии можно использовать и на уроках литературы, предложив учащимся такие задания:

— «Угадайте автора и название произведения» — в облако в этом случае могут быть включены слова, называющие героев произведения, место происшествия и любые другие признаки, позволяющие распознать текст;

— «Соберите стихотворение» — в облаке даны слова из небольшого по размеру стихотворения, по которым учащиеся должны воссоздать полный текст;

— «Соберите имена героев» — учащимся предлагается самим составить облако, где будут использованы имена героев нескольких произведений, изученных на предыдущих уроках.

Не менее интересен такой вид смешанного текста, как Инфографика. Это особым образом иллюстрированная информация, которая представлена одновременно в виде текстов, а также диаграмм, графиков, различных рисунков. Это графический способ подачи данных, цель которого — быстро, четко и наглядно преподнести сложную информацию. Несомненный плюс такого типа подачи информации в том, что нет готового текста, но есть план, структура, цвет, цифры, вся необходимая информация для построения связного правильного высказывания.

Можно создавать инфографику самостоятельно, используя такие сервисы, как Easel.Ly, Canva.com, Piktochart.com.

А можно использовать уже готовые образцы (их очень много в Интернете) и составлять к ним задания.

https://doseng.org/uploads/posts/2015-02/1424228642_1-5.jpg

На рисунке представлен пример инфографики из Интернета. По ней можно предложить следующие задания:

  1. Запишите рецепт, используя глаголы в форме 2 лица множественного числа в повелительном наклонении.
  2. Выпишите из рецепта все существительные, имеющие форму только единственного числа.
  3. Используя инфографику, восстановите пропуски в тексте при помощи количественных числительных:

Для приготовления плова по-казански вам понадобится ________ граммов баранины или свинины, _______ стакана пропаренного риса, _________ граммов топлёного молока, __________ стакан бульона, по ______ луковицы и моркови, ________ стакана изюма или сухофруктов, соль и перец по вкусу.

Пользование веб-страницами и инфографикой делает урок более интересным и познавательным, позволяет создать развивающую образовательную среду, развивает мыслительную деятельность учащихся.

С помощью данных цифровых технологий ученик учится извлекать из текста информацию, интегрировать, интерпретировать и оценивать её в контексте собственных знаний читателя, что способствует формированию читательской грамотности.

В заключение хочу отметить, что эффективность данной работы зависит от педагога, задача которого, выступая организатором учебной деятельности, стать заинтересованным и интересным соучастником этого процесса. Тогда он уверенно может сказать: «Мои ученики будут узнавать новое не только от меня; они будут открывать это новое сами» (И. Г. Песталоцци).

Литература:

  1. Облачные технологии как средство сетевого взаимодействия педагогов и обучающихся. [Электронный ресурс] // URL https://fcpro-svo.irro.ru/attachments/article/10/МР_Шпарута_Медведева_Долинер_Облачные_технологии.pdf
  2. Инфографика в образовании. [Электронный ресурс] // URL https://урок.рф/library/infografika_v_obrazovanii_205540.html
  3. Читательская грамотность. [Электронный ресурс] // URL https://mon.tatarstan.ru/rus/file/pub/pub_2941962.pdf