К успеху через грамотное чтение | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы

Опубликовано в

XXXV международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Казань, октябрь 2022)

Дата публикации: 10.08.2022

Статья просмотрена: 26 раз

Библиографическое описание:

Шлапунова, Н. В. К успеху через грамотное чтение / Н. В. Шлапунова. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы XXXV Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2022 г.). — Казань : Молодой ученый, 2022. — С. 46-51. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/461/17409/ (дата обращения: 28.04.2024).



Как известно, задача школы — раскрыть потенциал каждого учащегося, воспитать гармоничную личность, готовую к жизни в конкурентном мире. Чтобы каждый выпускник был успешным в жизни, он должен научиться работать с информацией: находить ее, выделять, анализировать, обобщать. Необходимо научить применять знания, полученные в школе, для решения повседневных задач. Однако современные подростки обладают «клиповым» (визуализированным) мышлением, которое не приспособлено для смыслового чтения. Часто учащиеся не понимают прочитанный текст, не могут размышлять над проблемой текста, а анализ поступков героев вызывает затруднение. Поэтому понятие функциональной грамотности стало актуальным для современной школы.

Основная задача в обучении русскому языку и литературе — формирование функциональной грамотности, а внутри нее читательской грамотности. Вспомним, что читательская грамотность — это способность человека понимать и использовать тексты, размышлять о них, заниматься чтением, для того чтобы достигать своих целей. [1]

Какие умения необходимо развивать у наших учащихся? Выделим всего три главных умения:

1) находить и извлекать информацию,

2) интегрировать и интерпретировать сообщения,

3) оценивать высказывание. Эти умения необходимы, чтобы чтение было грамотным.

Если в основе компетенции читательской грамотности лежит отношение ученика к информации, то он должен не только понимать и оценивать текст, но и интерпретировать и интегрировать сообщение. Проходя путь оценивания полученной информации, учащийся формирует её значимость и ценность. Отметим, что обучение русскому языку направлено на совершенствование коммуникативной культуры школьника. А содержание предметов русский язык и литература ориентировано на содержание функциональной грамотности как интегративного умения читать, понимать текст.

Если в функциональной грамотности выделяют сплошные и несплошные тексты, то для предметов русский язык и литература характерны два таких понятия, как линейный и нелинейный текст. Главное отличие линейного текста от нелинейного — это последовательное и логическое изложение материала.

Рассмотрим наиболее эффективные приемы работы с линейными текстами.

Приём « П ерепутанные логические цепочки». Приём помогает запомнить и осмыслить большой объем информации, выявить закономерность каких-либо событий, явлений. Прием можно использовать на любой стадии урока. Ученикам предлагается набор фактов, последовательность которых нарушена; ребята расставляют события в нужном порядке. Прием развивает логическое мышление.

Приём «Чтение с карандашом». Цель приема — научиться работать с микротемами. Учащийся читает каждый абзац и подчеркивает предложение, которое несет главный смысл каждого абзаца. Без этого предложения абзац потерял бы смысл.

Этот прием эффективно помогает работать с текстами изложений (сжатое, выборочное) и при подготовке к ГИА. Например, при работе с выборочным изложением учащимся предлагается прочитать текст, подчеркнуть только ту информацию в тексте, которая будет соответствовать определенной теме.

Приём «Подбери заголовок к тексту». Этот прием помогает определить главную мысль всего текста. Можно усложнить задание и предложить к тексту пословицы. Задача учащихся — определить пословицу, отражающую основную мысль текста.

Приём «Мостик». Из разрозненных частей (абзацев) необходимо составить связный текст, соединив их недостающими связывающими предложениями, «проложить мостики». Такой прием помогает развивать логическое мышление.

Задание. Изучите содержание каждого абзаца. Составьте связный текст, используя дополнительные предложения, соединяя микротемы.

Человек и природа

В настоящее время предметом напряженных размышлений литературы и искусства выступает природа. Писатели раньше других поняли, что природа — это не просто среда обитания или источник существования, это духовное начало. Желание активно вмешаться в нее может привести к необратимым последствиям.

Многие русские писатели и поэты обращались к теме «Человек и природа». Одним из первых таких обращений стал роман Л. Леонова «Русский лес». Писатель громко заговорил о необходимости не только брать милость от природы, но и охранять, защищать её от вражеского истребления. К этой теме обращались и Г. Троепольский, и В. Астафьев, и Б. Васильев, и Ю. Казаков.

Не стал исключением и Валентин Распутин. В 1976 году В. Распутин написал повесть «Прощание с Матёрой». После прочтения читатель задумывается над философским осмыслением текста: человек вмешивается в природу, изменяет её, хочет сделать жизнь лучше и комфортнее. Но станет ли жизнь лучше оттого, что перестанет существовать Матёра? Что приобретают или теряют люди, распоряжаясь тем, что не ими создано? Все эти вопросы звучат в повести.

Как ни силен человек, а природа оказывается сильнее его. Люди могут силою вмешиваться в законы природы, обезобразить её, но побежденным оказывается человек. Истребление природы оборачивается самоистреблением, что-то бесконечно важное уходит из души. Как это происходит, показал В. Распутин в своей повести. Уничтожая Матёру, люди убивают частицу своей памяти — недаром расправа над деревней начинается с кладбища. Эту расправу так болезненно переживают жители.

Приём «Внимательный читатель». Этот прием можно использовать на уроках литературы. После прочтения художественного текста и его обсуждения можно предложить ребятам просмотр фильма. Они должны сравнить прочитанный фильм с экранизацией, найти отличие.

Приём «Чтение с остановками». Делим класс на две группы. Читаем текст на уроке. Останавливаемся во время чтения, и одна группа учащихся задает вопросы по прочитанному тексту, как бы идем вслед за автором, а вторая группа отвечает. Это задание помогает сконцентрировать внимание на чтении и получении информации.

Приём «Найди ошибку». После прочтение текста группа получает задание рассказать материал, но сознательно допускает ошибку в пересказе. Остальные ребята внимательно слушают, находят ошибку и исправляют.

Информация в нелинейных текстах представлена блоками, фрагментами в сжатом виде (таблицы, буклеты, кластеры, плакаты), т. е. непоследовательно, поэтому читается в свободной форме. При работе с нелинейными текстами следуем определенному алгоритму: чтение, понимание, интерпретация и преобразование текста. Правильно организованная работа с нелинейными текстами будет способствовать повышению результатов учащихся по основной образовательной программе на разных этапах ее освоения. Приведём эффективные приёмы работы с нелинейными текстами.

Приём «Облако слов». Прием помогает развивать речь, логическое мышление. Учащимся предлагается определенный набор слов, нужно составить сообщение об изучаемом произведении. Или, наоборот, учащиеся составляют облако слов к изучаемой теме.

Приём «Собери рассыпанный кластер». Учащимся нужно восстановить перемешанный кластер и составить текст сообщения. Приём помогает охватить обширную учебную информацию, систематизировать полученные знания, повышать уровень мотивации.

Приём «Ментальная карта». Ментальная карта — это диаграмма, которая используется для визуализации информации. Этот приём целесообразно использовать на уроках литературы при изучении образа главного героя. Анализируя фрагменты текста, учащиеся оформляют свои выводы визуально по конкретному параметру.

Приём «Географическая карта». Изучить карту и найти на карте несклоняемые имена существительные (Сочи, Баку, Тбилиси), составить предложения или словосочетания с этими словами; сравнить реки Енисей и Волгу, Баренцево море и Чёрное море, Уральские горы и горы Кавказа, рассказать, используя степени прилагательных; составить текст-экскурсию по рекам Енисей, Волга и т. д., используя собственные имена существительные.

Приём «Комикс». Приём можно использовать в качестве домашнего задания. Например, составить комикс к прочитанному тексту, обменяться на уроке комиксами и составить свою текст к комиксу. Этот вид работы помогает задействовать разные мыслительные операции, развивать монологическую и диалогическую речь.

Таким образом, приведенные приёмы работы помогут учащимся в формировании компетенции читательской грамотности. Чтобы будущий выпускник был конкурентноспособным, он должен сформировать способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, умение ориентироваться в различных источниках, критически оценивать информацию.

Литература:

  1. Проведение исследования PISA-2018 в России // Министерство просвещения Российской Федерации ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования» Центр оценки качества образования [Электронный ресерс]//Электронный режим доступа: http://www.centeroko.ru/pisa18/pisa2018_rl.html
  2. Калинкина Е. В. Облако слов как средство повышения познавательной активности в процессе обучения младших школьников // [Электронный ресерс] // Электронный режим доступа: https://www.1urok.ru/categories/10/articles/29527
  3. Старицына О. А. Клиповое мышление vs образование. Кто виноват и что делать? образования [Электронный ресерс] // Электронный режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/klipovoe-myshlenie-vs-obrazovanie-kto-vinovat-i-chto-delat/viewer
  4. Дуткина Е. С. Использование приёмов технологии развития критического мышления через чтение и письмо при изучении теоретического материала по русскому языку в начальной школе // [Электронный ресерс] // Электронный режим доступа: https://www.1urok.ru/categories/10/articles/41394#:~:text=3.5 %20Прием %20«Перепутанные %20логические %20цепочки»,развивает %20внимание %20и %20устную %20речь
  5. Цукерман, Г. А. Хорошо ли читают российские школьники / Г. А. Цукерман, Г. С. Ковалева, М. И. Кузнецова // Вопросы образования. — 2007. — № 4.