Влияние поведения родителей на биологическое функционирование детей | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 11. Семейная педагогика

Опубликовано в

XXXII международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Казань, июнь 2022)

Дата публикации: 21.06.2022

Статья просмотрена: 21 раз

Библиографическое описание:

Татарникова, Е. Г. Влияние поведения родителей на биологическое функционирование детей / Е. Г. Татарникова. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы XXXII Междунар. науч. конф. (г. Казань, июнь 2022 г.). — Казань : Молодой ученый, 2022. — С. 41-44. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/452/17328/ (дата обращения: 26.04.2024).



В настоящей статье рассматриваются основные аспекты, отражающие развитие биологической регуляции ребенка под влиянием поведения родителей и типа воспитания, которое они получают в процессе взросления.

This article discusses the main aspects reflecting the development of the biological regulation of the child under the influence of the behavior of parents and the type of education they receive in the process of growing up.

На протяжении десятилетий исследования поддерживали общепринятое мнение о том, что родительское поведение влияет на развитие маленьких детей. «Родительская чувствительность», которую часто определяют как правильную интерпретацию детских сигналов о помощи и быстрое и адекватное реагирование на страдания детей, связана с целым рядом положительных результатов для детей, включая социальные навыки детей и эмоциональное благополучие.

Однако, как известно каждому многодетному родителю, воспитание может быть совершенно разным в зависимости от личности и поведения ребенка. Некоторым детям трудно управлять своими эмоциями, и в результате они легко расстраиваются, им трудно успокоиться и трудно переключаться с одной задачи на другую. Воспитание детей такого типа требует большого терпения, и чуткое реагирование, вероятно, является более сложной задачей, чем воспитание ребенка, который более гибок, может успокоить себя и не так легко расстраивается.

Следовательно, хотя чувствительное родительское поведение связано с развитием адаптивных результатов, вполне возможно, что специфические особенности ребенка вызывают большую или меньшую родительскую чувствительность.

Характеристики детей включают в себя как их открытое поведение, так и их скрытые биологические реакции на ситуации. Когда люди сталкиваются с эмоционально возбуждающими ситуациями, их организм реагирует на биологическом уровне. Например, сердце начинает биться быстрее, зрачки расширяются, а внимание фокусируется.

Способность контролировать или регулировать эти биологические процессы влияет на то, как на самом деле ведет себя индивид. То есть биологический контроль возбуждения у детей способствует их способности поведенчески контролировать свои негативные эмоции, а способность контролировать негативные эмоции — это навык, необходимый для множества социальных моделей поведения.

Исследования показывают, что чувствительное родительское поведение способствует развитию биологической регуляции у маленьких детей. Что неясно, так это то, является ли связь между родительской чувствительностью и биологической регуляцией двунаправленной. То есть, влияет ли способность детей биологически регулировать возбуждение также на тип воспитания, которое они получают? Если да, то как выглядит эта ассоциация в раннем детстве, в период быстрого развития социального и эмоционального функционирования?

Чтобы исследовать этот вопрос, Перри, Маклер, Калкинс и Кин (2014) наблюдали за детьми и их матерями в лабораторных условиях, когда детям было 2, 4 и 5 лет. Биологическая регуляция у детей была измерена во время неприятной ситуации. Чувствительность матерей измерялась в ситуациях, имитирующих то, что они обычно делают дома, например, притворяются, что играют или убирают игрушки. Затем исследователи изучили связь между материнской чувствительностью и биологической регуляцией детей в раннем детстве.

Результаты показали, что большая материнская чувствительность, когда дети были малышами, предсказывала повышенную способность детей к биологической регуляции в дошкольном возрасте. Напротив, материнская чувствительность, когда дети были дошкольниками, не была связана со способностью детей к биологической регуляции в возрасте 5 лет. Кроме того, биологическая регуляция детей в раннем детстве не предсказывала, насколько чувствительными были матери в дошкольном возрасте. Однако биологическая регуляция детей в дошкольном возрасте действительно предсказывала, насколько чувствительными были матери в возрасте 5 лет.

Эти данные свидетельствуют о том, что материнская чувствительность может быть более тесно связана с развитием биологической регуляции в раннем детстве, когда внутренние регуляторные способности детей быстро созревают, а не в более позднем возрасте, когда биологические системы более развиты. Это открытие приводит к вопросам о том, можно ли и как научить родителей управлять биологическим функционированием своих детей в ранние годы.

Исследование также подчеркивает важность биологической регуляции детей для типа воспитания, которое они получают. Возможно, родители имеют более низкие ожидания от поведения детей, когда они еще маленькие. Таким образом, сниженная способность к биологической регуляции и трудное поведение, которые могут возникнуть в результате недостаточной биологической регуляции, могут считаться типичными в возрасте 2 лет и в меньшей степени отнимать терпение у родителей, что приводит к большей вероятности того, что родители отреагируют чутко.

Однако к дошкольному возрасту можно ожидать большего контроля над поведением: дети, которые не способны биологически регулировать возбуждение, могут быть не в состоянии контролировать свои эмоции и поведение таким образом, чтобы соответствовать ожиданиям родителей, и поэтому с большей вероятностью могут вызывать менее чувствительные реакции родителей. Это исследование подчеркивает роль, которую собственные особенности детей, включая их биологические особенности, играют в способности их родителей эффективно воспитывать детей в раннем детстве.

Литература:

  1. Perry, N. B., Mackler, J. S., Calkins, S. D., & Keane, S. P. (2014). A transactional analysis of the relation between maternal sensitivity and child vagal regulation. Developmental Psychology, 50, 784–793.
  2. Селина Л. А., Халфина Р. Р. Влияние родителей на развитие детей дошкольного возраста // Международный студенческий научный вестник. — 2019. — № 1.;
  3. Берн Э. Игры, в которые играют люди: психология человеческих взаимоотношений. — М.: ФАИР-ПРЕСС, 2002. — 480 с.
  4. Tenison, C., & Anderson, J. R. (2016). Modeling the distinct phases of skill acquisition. Journal of Experimental Psychology: Learning, Memory, and Cognition, 42(5), 749–767.