Адаптация детей раннего возраста. Игры с песком и водой | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Токарева, Е. Л. Адаптация детей раннего возраста. Игры с песком и водой / Е. Л. Токарева, О. Г. Шестак. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы XXXII Междунар. науч. конф. (г. Казань, июнь 2022 г.). — Казань : Молодой ученый, 2022. — С. 16-21. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/452/17293/ (дата обращения: 26.04.2024).



Адаптация ребенка к детскому саду — это сложный процесс. Целью дошкольного учрежденияявляется создание благоприятных условий социальной адаптации ребёнка и его родителей в условиях детского сада.

В задачи учреждения входит:

оказаниепомощи в преодолении стрессовых состояний у детей раннего возраста;

— в атмосфере психологического комфорта развивать игровые навыки и произвольное поведение;

— способствовать формированию активной позиции родителей по отношению к процессу адаптации детей.

Для того, чтобы ребёнку было легче войти в жизнь группы, необходимо постараться вовлечь малыша в игру, так как игра является ведущим видом деятельности в этом возрасте.

Основная задача игровой деятельности в этот период:

— сохранение эмоционального благополучия (создание настроения, повышение жизненного тонуса, снятие напряжения и внутреннего дискомфорта ребёнка).

— установление первых контактов с ребенком, налаживание доверительных отношений, попытка вызвать у детей положительное отношение к детскому саду.

Игры можно использовать самые разные: на дыхание (с придуманным сюжетом), подвижные игры, игры с предметами (пуговицами и пробками), с платочком или салфеткой, с водой и шампунем, с крупами (и фасолью, и горохом); игры с тестом, пластилином; игры на детских музыкально-шумовых инструментах; игры с песком и водой.

Каждая игра имеет свою ценность, свои задачи (на развитие речи, мелкой и крупной моторики, и т. д.)

Воспитатель, играя, заинтересовывает ребёнка, вовлекает в игру, завладевает его вниманием. Это способствует снятию нервного напряжения. Все игровые превращения в ситуации адаптации отвлекают ребёнка от переживаний, помогают воспитателю наладить связь с ребёнком, установить социальные контакты со сверстниками, и привыкнуть к новым условиям.

Чем скорее ребёнок адаптируется к условиям детского сада, тем быстрее начнётся всесторонне развиваться.

Вода притягивает к себе маленького ребёнка. Стоит только наполнить ведёрко или тазик с водой, как руки ребёнка туда тянутся. Если вы сегодня дадите ребёнку повозиться в песке или побулькаться в воде несколько минут, то, возможно, на следующий день он придёт в детский сад с большим желанием.

Стоит во время утреннего приёма сказать плачущему малышу: «Не плачь, пойдём с водичкой поиграем!» — слёз как не бывало, бежит в группу.

Игры с песком, так же, как игры с водой, вызывают неповторимые тактильные ощущения, доставляют удовольствие, и являются исцеляющей терапией. Игры могут быть с сухим и с мокрым песком. Когда пальцы малыша касаются песка, через нервные окончания в мозг поступают сигналы, стимулирующие его работу.

Итак, Центр «Вода и Песок» — прекрасный посредник для установления контакта и доверительных отношений ребёнка с воспитателем. Играть можно ежедневно, с небольшой подгруппой детей (5–6 человек), продолжительностью 8–10 минут.

Игры с водой можно разделить на контактные и игры с предметами .

Контактные — это игры, в которых ребёнок принимает непосредственное участие, трогает водичку. Например, упражнение «Здравствуй, водичка»; «Тёплая — холодная».

С предметами — игры, в процессе которых дети овладевают различными действиями (вылавливание, зачерпывание). Например, упражнение «Ловись, рыбка»; «Переливашки».

Знакомить с правилами игр и приобщать к ним не стоит ранее, чем через два занятия.

От фартуков можно отказаться, так как дети всё равно намокают, после игр с водой деток можно переодеть. А после песка необходимо вымыть руки.

Рекомендации для проведения игр с водой и песком

  1. Встать вокруг центра, для того, чтобы каждый ребёнок имел свободный доступ к воде или песку.
  2. Сделать физкультурную разминку

— Руки поднять вверх- опустить — 2 раза.

— Выполнить наклоны в стороны — 2 раза.

— Приседания — 2 раза.

  1. Самомассаж

— Присесть, постучать по бордюру ладошками.

— Боковой стороной ладони.

— Кулачками.

— А затем погладить кисти рук и опустить руки в воду или в песок. (Поздороваться с водой или песком: «Здравствуй водичка»; «Здравствуй песочек»).

— Переливать воду из одной руки в другую; пересыпать песок из одной руки в другую.

— Хлопать по воде и песку.

Специально подобранная музыка в момент игр гармонизирует психоэмоциональное состояние ребёнка.

Присутствие игрового персонажа, его поддержка, добрый голос — настраивает детей на эмоционально-позитивную атмосферу.

Разнообразие игрового материала позволяет сделать игры увлекательными, побуждает детей к активному исследованию и самостоятельному решению задач.

При проведении первых адаптационных игрсводой и песком не обязательно придерживаться жёсткой структуры.

В играх обязательно должны присутствовать сюрпризные моменты.

Работа с родителями.

Как театр начинается с вешалки, так и работа с детьми раннего возраста начинается с приёмной:

— Обязательно сообщить родителям о проведении игр.

— Провести беседу и консультации по теме «Песок и вода — деток маленьких друзья».

— Изготовить буклеты и организовать фотовыставку.

При посещении детского сада малыши перестают плакать, проходят в группу с удовольствием. Хорошо идут на контакт как со взрослыми, так и со сверстниками. Как правило, у них хороший сон и аппетит. Дети активнее участвуют в различных игровых ситуациях.

В период адаптации игры с песком и водой имеют особое значение, так как обладают мощным ресурсом в сложном процессе привыкания, облегчают стрессовую ситуацию, тем самым оказывая существенное влияние на сохранение эмоционального и физического здоровья, и способствуют мягкой, успешной адаптации к новым для малыша условиям детского сада.

Литература:

  1. Аксарина Н. М. Воспитание детей раннего возраста /Н. М. Аксарина — М.: Просвещение, 1991.
  2. Белкина Л. В. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ/Л. В. Белкина — Воронеж: Учитель, 2006
  3. Ватутина Н. Д. Ребенок поступает в детский сад: Пособие для воспитателей дет сада/ — М.: Просвещение, 2003.-№ 3.
  4. Играем с малышами: игры и упражнения для детей раннего возраста: Пособие для воспитателей / Григорьева Г. Г., Кочетова Н. П., Губанова Г. В. — М.: Просвещение, 2003. — 80 с.