Современные технологии в системе патриотического воспитания дошкольников через музыку | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Виноградова, А. М. Современные технологии в системе патриотического воспитания дошкольников через музыку / А. М. Виноградова, Л. О. Азизова. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы XXXI Междунар. науч. конф. (г. Казань, июнь 2022 г.). — Казань : Молодой ученый, 2022. — С. 6-11. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/449/17256/ (дата обращения: 07.05.2024).



Современное значение патриотизма носит самобытный характер по отношению к предыдущему опыту поколений. В основном, это опирается на прогрессирующий темп развития общества, которое не успевает сформировать морально-ценностный компонент своей структуры, что является необходимым аспектом гражданского общества. Одним из следствий такого явления стал факт так называемой подмены понятий патриотизма.

В данной статье автор рассматривает понятие патриотического воспитания, место данного процесса в системе дошкольного образования в целом и на музыкальных занятиях в частности.

Ключевые слова: патриотизм, музыка, дошкольное образование.

The modern meaning of patriotism has an original character in relation to the previous experience of generations. Basically, this is based on the progressive pace of development of society, which does not have time to form a moral and value component of its structure, which is a necessary aspect of civil society. One of the consequences of this phenomenon was the fact of the so-called substitution of the concepts of patriotism.

In this article, the author examines the concept of patriotic education, the place of this process in the system of preschool education in general and in music classes in particular.

Keywords: patriotism, music, preschool education.

Воспитание как часть образовательного процесса занимает одну из важнейших блоков системы образования в целом. Современный образовательный стандарт нового поколения определяет воспитание «…как одну из основных педагогических задач…», которая позволяет формировать «… многосторонне развитую личность, обладающую жизненными компетенциями, необходимыми в общественной жизни» [4]. Поэтому в методологической литературе довольно обширную часть занимают вопросы решения воспитательных задач. Воспитание патриотизма занимает одно из ключевых мест в современном образовательном процессе. Формирование правильного чувства патриотизма, уважения к Родине и ее истории и традициям на сегодняшний день носит проблематичный характер за счет тенденции подмены понятий ложными ценностями.

Понятие патриотизма и его определение известно всем гражданам страны, любящим и уважающим свою Родину и ее историю. Само определение «патриотизм» пришло в речевой оборот в античные времена. Корни данного термина берут начало в Греции с момента зарождения полисов.

На сегодняшний день происходит утрата важности сохранения истории и традиций, любовь к согражданам сменяется любовью к нации, а приоритет гражданственности сменяется приоритетом государственности [1, с. 68]. На примере предыдущего века и событий Великой Отечественной войны история демонстрирует нам последствия возвышения чувства воздвижения и превосходства своей нации над другими в виде рождения таких явлений, как национализм и фашизм. Для того, чтобы предупредить повторение печального опыта мирового масштаба, в современном обществе необходимо воспитание патриотизма во всех слоях общества, начиная с самого раннего возраста. Поэтому очень важна работа по формированию чувства патриотизма на ранних этапах развития личности:

— Правильно определить понятие патриотизма

— Грамотно поставить определение ценностей

— Сформировать правильное отношение к Родине.

Таким образом, можно сделать вывод, что понятие патриотизма на сегодняшний день носит неопределенный характер за счет подмены понятий в общественных устоях. Данный аспект формирует необходимость в патриотическом воспитании с самых ранних этапов становления личности, а именно — дошкольников.

Формирование и развитие патриотизма у человека берет свое начало с ранних лет с заложением основных понятий первым институтом воспитания — семьей и родителями и продолжается на протяжении всего жизненного пути человека. Первоначально понятие патриотизма закладывается у ребенка как любовь и уважение к своей семье, дому, малой родине, поэтому в патриотическом воспитании немаловажную роль играет обучение в школе. В зависимости от основных составляющих патриотическое воспитание включает в себя несколько видов [5, с. 51]:

— военно-патриотическое воспитание;

— героико-патриотическое воспитание;

— национально-патриотическое воспитание;

— гражданское воспитание;

— гражданско-патриотическое воспитание.

Данные направления должны реализовываться комплексно. Работа нашего детского сада по патриотическому воспитанию опирается на данный принцип и строит работу по формированию патриотизма дошкольников во всех видах образовательной деятельности дошкольников, в том числе и на музыкальных занятиях.

Музыкальное воспитание дошкольников представляет собой емкий инструмент, располагающий широким спектром средств и способов патриотического воспитания. В целом, преимущество музыки как инструмента патриотического воспитания заключается в эмоциональном воздействии на восприятие дошкольников, формируя общее представление ребенка, его чувственное восприятие и духовный мир. Средствами воспитания патриотизма дошкольников могут выступать не только песенные композиции, как принято считать в традиционной практике. Сюда можно отнести чтения художественных произведений как эпиграфа к занятиям, применение ИКТ-технологий, просмотр видеофрагментов, сопровождающих прослушиваемое произведение, проведение мероприятий патриотического содержания.

Процесс патриотического воспитания на музыкальных занятия в нашем дошкольном образовательном учреждении предполагает реализацию разных форм проявления. Так, на музыкальных занятиях дети знакомятся с фольклором на примере слушания произведений и разучивания песенных форм (прибаутки, потешки, народные песни).

Процесс ознакомления с традиционными праздниками происходит не только на занятиях, но и в ходе проведения соответствующих мероприятий-праздников. В календарно-тематическом плане прописаны к реализации такие мероприятия, как «Осенины», «Белгородчина — малая родина», «Колядки», «Масленица».

Особое значение в рамках нравственно-патриотического воспитания имеет тема «Защитников Отечества». Эта тема очень любима детьми. В феврале проходят развлечения, посвящённые Дню Защитника Отечества.

Говоря о защитниках нашей Родины, нельзя не оставить без внимания и тему Великой Отечественной войны. В преддверии дня Победы в нашем детском саду проходит Парад Победы, концерт и марш Бессмертного полка.

Организация и проведение таких праздников являются основными направлениями патриотического воспитания детей, способствующими развитию личности гражданина и воспитания долга защитника Отечества. Ребенок приходит к пониманию, что мы победили потому, что любим свою Отчизну, что Родина чтит своих героев, отдавших жизнь за счастье людей. Воспитанию любви к родному отечеству способствует и проведение таких праздников как: день России, День Государственного флага Российской Федерации. Дети знакомятся с городами России, со столицей нашей Родины, с гимном, флагом и гербом государства.

Таким образом, музыка, влияя на чувства, настроения ребенка, помогает воспитанию души, воздействует на процесс становления нравственных качеств дошкольника, закладывая в детской душе семена любви к родному дому, семье, к истории и культуре страны.

Подводя итог, следует отметить, что патриотическое воспитание подрастающего поколения занимает на сегодняшний день немаловажную роль. Патриотизм — это одно из важнейших качеств формирования личности. Основная задача учителя в воспитании патриотизма заключается в формировании чувства гордости за свою Родину и свой народ, уважения к историческим событиям своей Отчизны.

Литература:

  1. Жайлаубаева, А. С. Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста / А. С. Жайлаубаева // Педагогика: традиции и инновации: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, февраль 2015 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2015. — С. 67–69.
  2. Воспитание патриотизма и гражданственности [Электронный ресурс]. — URL: https://studopedia.ru/16_78877_vospitanie-kollektivizma.html (дата обращения: 14.05.2022).
  3. Сабодаш, О. А. Патриотическое воспитание дошкольников / О. А. Сабодаш // Киберленинка. — 2018. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/patrioticheskoe-vospitanie-doshkolnikov/viewer (дата обращения: 14.05.2022).
  4. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: утвержден Приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. N 1155 (с ред. от 21.01.2019)– URL: https://fgos.ru/fgos/fgos-do/ (дата обращения: 14.05.2022).
  5. Фомина, О. В. Реализация концепции патриотического воспитания учащихся средствами общественных дисциплин / О. В. Фомина // Вестник Донецкого педагогического института. — 2017. — № 2. — С. 50–57.