Роль физической культуры в структуре высшего образовательного учреждения | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: 9. Педагогика высшей профессиональной школы

Опубликовано в

XXIX международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Казань, май 2022)

Дата публикации: 06.05.2022

Статья просмотрена: 107 раз

Библиографическое описание:

Шведова, А. Е. Роль физической культуры в структуре высшего образовательного учреждения / А. Е. Шведова. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы XXIX Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2022 г.). — Казань : Молодой ученый, 2022. — С. 47-51. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/443/17164/ (дата обращения: 04.05.2024).



{{ { Роль физической культуры в структуре высшего образовательного учреждения

Шведова Алина Евгеньевна, студент

Научный руководитель: Пичугин Максим Борисович, кандидат педагогических наук, преподаватель

Кузбасский институт Федеральной службы исполнения наказаний России (г. Новокузнецк)}}}

В данной статье рассматривается роль физической культуры в повседневной реальности студента высшего образовательного учреждения. Анализируются факторы, которые негативно влияют на развитие физической культуры среди молодых людей. Предлагается решение проблемы несформированности в сознании у будущих специалистов ценности физической культуры и спорта, с целью профилактики заболеваний опорно-двигательного аппарата, а также улучшения их общего состояния здоровья.

Ключевые слова: физическая культура, физическая подготовка, высшее образовательное учреждение,физическое развитие.

Актуальность данной темы начала свое формирование еще в конце XX века, поскольку именно в данный период начала свое формирование и выпуск техника, которая сейчас вошла у нас в повседневный обиход [2]. Помимо этого фактора также стоит уделить внимание тому, что в настоящее время, под влиянием политических конфликтов, техногенных и экологических опасностей и социальной нестабильности, стресса, формирующегося на этом фоне у студента, к нему предъявляются все большие требования по сохранению своего здоровья.

Физическая культура по своему смыслу является «органической частью культуры общества и личности, рациональным использованием человеком двигательной деятельности в качестве фактора оптимизации своего состояния и развития, физической подготовки к жизненной практике» [3, с. 9]. Однако кроме физической подготовки, согласно Федеральному закону «О физической культуре и спорте в Российской Федерации», физическая культура также предполагает и интеллектуальное развитие человека, формирование у него здорового образа жизни и социальную адаптацию путем физического развития [1].

Данное всестороннее развитие человека, посредством реализации физической культуры, должно быть одной из основных задач на протяжении всей жизни, в том числе и в момент обучения в высшем образовательном учреждении. Рациональность занятий физической культурой в таких организациях обоснована тем, что большинство из специальностей по всей стране предполагает сидячий образ жизни, или минимальную физическую активность, что впоследствии приводит ко множеству заболеваний опорно-двигательного характера.

В процессе обучения, например, во время подготовки к семинарским или практическим занятиям, зачетам и экзаменам, студентами зачастую нарушаются приемы пищи, распорядок дня и сна, а о какой-либо физической деятельности не может быть и речи. Помимо группы заболеваний, названной выше, молодежь зачастую подвержена также и появлению избыточного веса, нарушениям со стороны нервно-психической системы (нарушение памяти, внимания, бессонница и другие).

Именно поэтому так необходимо обеспечить оздоровление студентов посредством проведения занятий по физической культуре и спорту в высших образовательных организациях. Для реализации данного мероприятия необходимо обеспечить целый ряд условий, направленный на формирование ценности физической культуры в быту, а также важно следить за выполнением рекомендаций в моменты подготовки и самоподготовки будущих специалистов.

Необходимые действия по формированию в сознании важности физической культуры:

  1. Формирование базовых знаний в физико-культурной сфере среди обучающихся. Данное мероприятие может проводится как в практических занятиях, так и в устных, для студентов с ограниченными возможностями.
  2. Увеличение количества академических часов в семестре. Потребность в этом необходима скорее для учреждений, не связанных с физической активностью, поскольку зачастую обучающиеся переводят внимание на интеллектуальную деятельность, забывая о своем здоровье.
  3. Повысить заинтересованность в предмете. В данном случае речь идет об увеличении количества направлений физической подготовки в пределах возможностей организации. Помимо основных занятий в форме легкой атлетики можно предложить проводить также занятия в бассейне, тренажерном зале, или с использованием элементов, ставших ныне популярными направлений йоги, пилатеса, растяжки, борьбы, бокса и других.
  4. При отсутствии возможности введения различных направлений физической культуры по форме обучения, использовать систему контроля проведения в период самоподготовки хотя бы одного дополнительного занятия, как самостоятельно (в форме отчета преподавателю), так и при помощи специализированных для этого частных учреждений (путем предоставления абонемента).
  5. Проводить с периодичностью в полгода занятие по физической культуре, посвященное рекомендациям по проведению ряда мероприятий в период самоподготовки. В этот достаточно обширный перечень могут входить абсолютно различные рекомендации, такие как:

– по возможности проведение перед компьютерным устройством не более 2 часов в день, с соблюдением правил поведения перед компьютером (если такой возможности не имеется, проводить после каждого часа, проведенного за устройством, разминку от 5 до 15 минут по ощущениям необходимости) [4, с. 236];

– начинать свой день с зарядки или растяжки, в пределах 5–10 минут, этого будет достаточно, чтобы организм проснулся и был готов учебе;

– при долгом нахождении в положении сидя, при самоподготовке необходимо выделять также время и на разминку, потому как достаточно сильно нагружаются плечи и спина. В данном случае можно порекомендовать как самостоятельный учет времени, так и использование мобильных приложений, позволяющих контролировать время обучения и отдыха.

  1. В качестве мотивации для занятия физической культурой можно также предложить вводить мероприятия в пределах учреждения, результатом которого будут грамоты, медали или значки, влияющие на общую успеваемость в учреждении.

Таким образом, проанализировав роль физической культуры в структуре высшего образовательного учреждения, мы можем сделать вывод, что спорт и физические нагрузки на самом деле являются значимой и неотъемлемой частью, которая должна присутствовать в жизни каждого обучающегося. От рационального введения физической культуры в образовательную деятельность учреждения у студентов гармонично развивается как интеллектуальное, так и физическое развитие, улучшается общее состояние здоровья, а также создается некая база, которую в последующем легче будет сохранить и развить при выпуске из высшего заведения.

Литература:

  1. Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» от 04.12.2007 № 329-ФЗ [Электронный ресурс] // URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_73038/ (дата обращения: 04.05.2022).
  2. Апокин И. А. История вычислительной техники: от простейших счет, приспособлений до сложных релейных систем / Апокин И. А., Майстров Л. Е. — М: Наука, 1990. — 264 с.
  3. Карпушин Б. А. Педагогика физической культуры: учебник / Б. А. Карпушин. — М.: Советский спорт, 2013. — 300 с.
  4. Шкляева Я. А. О вредном влиянии компьютера на организм обучающихся вузов / Я. А. Шкляева, Н. Э. Спатарь, Ю. А. Говор // Вестник Студенческого научного общества. — 2017. — Т. 8. — № 2. — С. 234–236.