Создание психоэмоционального комфорта детей в образовательном процессе дошкольной организации | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Дьяченко, Е. В. Создание психоэмоционального комфорта детей в образовательном процессе дошкольной организации / Е. В. Дьяченко, И. С. Усенко, Е. В. Глушецкая. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы XXVIII Междунар. науч. конф. (г. Казань, апрель 2022 г.). — Казань : Молодой ученый, 2022. — С. 21-25. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/440/17157/ (дата обращения: 28.04.2024).



Структурными составляющими комфорта являются психологический, эмоциональный, интеллектуальный и физический комфорт, а их единство в процессе образовательной деятельности есть условие полноценного всестороннего развития ребенка. По мнению А. Д. Кошелевой психоэмоциональный комфорт является важным составляющим психологического здоровья, гармоничного развития и самореализации личности дошкольника [3].

В современной педагогической психологии педагоги особое внимание уделяют проблеме психоэмоционального благополучия детей дошкольного возраста (О. И. Бадулина, О. А. Воробьева, Е. В. Данилова, А. Д. Кошелева). Заслуживают внимания направления в научных исследованиях, посвященные эмоциональной устойчивости (М. Ю. Буслаева, М. И. Дьяченк, Т. А. Савина); психоэмоциональным состояниям детей (Е. А. Магонова, Б. И. Кочубей); психоэмоциональным состояниям (Т. Ю. Мысина) и др.

В соответствии с ФГОС ДО, приоритетным направлением в деятельности дошкольных образовательных организаций является создание педагогических условий, которые направлены на полноценное психофизическое развитие детей и обеспечение их психоэмоционального благополучия [5]. В МБДОУ «Колокольчик» была разработана модель создания психоэмоционального комфорта детей в образовательном процессе дошкольной организации. Данная модель, представлена четырьмя взаимосвязанными, взаимодополняющими блоками: концептуальный, содержательный, процессуальный и оценочно-рефлексивный (Рис.1).

Модель создания психоэмоционального комфорта детей в дошкольной организации

Рис. 1. Модель создания психоэмоционального комфорта детей в дошкольной организации

Рассмотрим каждый блок подробнее: концептуальный блок включает совокупность научных подходов (личностно-ориентированного, культурологического, гуманитарного), принципов (индивидуализации, фасилитации, рефлексивности, эмоциональной насыщенности), педагогических условий создания психоэмоционального комфорта дошкольников в образовательном процессе [1].

Содержательный блок модели создания психоэмоционального комфорта детей дошкольного возраста в образовательном процессе представлен следующими компонентами: эмоциональным, ценностным и поведенческим. Целью эмоционального компонента является формирование положительного отношения к себе; умением адекватно оценивать себя и свою деятельность. Для реализации данного компонента рекомендуется применение форм работы: игровой психогимнастики, игровой импровизации, игр-имитации и т. д.

Цель ценностного компонента:научить определять значимые личностные ценности:развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, умение различать настроение и эмоциональное состояние окружающих людей и учитывать это в своем поведении. Для чего рекомендуется применять детско-взрослое взаимодействие. Цель поведенческого компонента: формирование положительного эмоционального состояния детей; коррекция негативных эмоциональных проявлений детей. Для этого рекомендуется применять следующие формы работы: психогимнастические упражнения, игровые и музыкальные этюды.

Процессуальный блок модели создания психоэмоционального комфорта детей дошкольного возраста в образовательном процессе представлен 5 этапами: 1 этап. Индивидуальная психодиагностика. Она позволяет выявить психоэмоциональное состояние ребенка, проанализировать отношения со сверстниками и родителями. Для этого применяются психолого-педагогические методики, наблюдение за реакциями дошкольников в повседневной жизни, общение со сверстниками, анкетирование и беседы с родителями. В случае выявления эмоционального неблагополучия воспитанника результаты обследования обсуждаются с родителями и педагогами, идет поиск путей решения проблемы. 2 этап. На этом этапе проводится психолого-педагогическое просвещение педагогов в разнообразных формах совместной методической и практической деятельности: консультирование (индивидуальное и подгрупповое), психоэмоциональные тренинги, практикумы, лекции, семинар, дискуссии, деловые игры. 3 этап. На этом этапе осуществляется психолого-педагогическое просвещение родителей, которое проводится с помощью индивидуального консультирования, совместной работы с родителем и ребенком, тренингов и др. 4 этап. Игровая деятельность, которая направлена на оптимизацию психоэмоциональных реакций и состояний дошкольников. Такие занятия позволяют сформировать у ребенка адекватную самооценку, положительное отношение к себе и взаимодействие со сверстниками. 5 этап. Рефлексия. На данном этапе проводиться повторная диагностика, с применением критериев создания психоэмоционального комфорта детей дошкольного возраста [4].

Таким образом, вышеизложенное позволяет сделать вывод о том, что благоприятный психоэмоциональный климат возникает в группе тогда, когда все участники образовательного процесса чувствуют себя свободно и спокойно, но при этом проявляют уважение друг к другу. Взаимодействие всех участников образовательного процесса внутри детского сада порождает особую педагогическую среду. Взаимодействие не должно строиться на основе принуждения и авторитаризма, необходимо достигать взаимного доверия, понимания, комфортных состояний всех участников образовательного процесса.

Представленная модель создания психоэмоционального комфорта детей дошкольного возраста в образовательном процессе отражает современные тенденции развития психоэмоциональной сферы дошкольников, включает в себя взаимосвязанные и взаимодополняющие блоки: концептуальный, содержательный, процессуальный и оценочно-рефлексивный, что способствует созданию психоэмоционального комфорта детей в образовательном процессе дошкольной организации.

Литература:

  1. Гоношенко, Н. И. Исследование особенностей эмоционального отношения ребенка к себе и окружающим //Психолог в детском саду / Н. И. Гоношенко. — 2005. — № 4. — С.37–40.
  2. Кипина, О. А. Педагогические условия формирования эмоционального благополучия у детей старшего дошкольного возраста //Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук /О. А. Кипина. — 2014. — № 72. — С.109–113.
  3. Кошелева, А. Д. Эмоциональное развитие дошкольников / А. Д. Кошелева. — М.: Академия, 2003. — 176 с.
  4. Мысина, Т. Ю. Психолого-педагогические условия регуляции психоэмоциональных состояний: автореф. дис.... канд. психол. наук. /Т. Ю. Мысина. — Самара. — 2019. — 27с.
  5. Приказ Министерства образования и науки РФ (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»// Российская газета. — 2013.