Прозрачный мольберт как средство вовлечения детей дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра в совместную творческую деятельность | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 4. Дошкольная педагогика

Опубликовано в

XXVIII международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Казань, апрель 2022)

Дата публикации: 28.04.2022

Статья просмотрена: 145 раз

Библиографическое описание:

Егорова, Л. М. Прозрачный мольберт как средство вовлечения детей дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра в совместную творческую деятельность / Л. М. Егорова. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы XXVIII Междунар. науч. конф. (г. Казань, апрель 2022 г.). — Казань : Молодой ученый, 2022. — С. 25-28. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/440/17146/ (дата обращения: 28.04.2024).



Часто взрослые сталкиваются с большими проблемами при обучении рисованию детей с РАС. Как правило, дети проявляют явное нежелание рисовать , как впрочем, при обучениилюбым другим ручным навыкам. На то есть множество причин. Но важно понять: учить рисовать стоит, так как эти навыки напрямую связаны с письмом, а детям с аутизмом, особенно неговорящим, навык письма жизненно необходим. Также письмо тесно связано с чтением.

Развитие навыков рисования детей с РАС требует повышенного визуального внимания. Один из лучших способов добиться этого — предложить рисовать на вертикальной поверхности, такой как бумага, приклеенная к стене, мольберт или раскраска на гигантской картонной коробке. В своей работе мы используем методику совместного рисования на прозрачном мольберте. Ребенок меньше отвлекается, когда его работа находится прямо перед его глазами, а не отвлекается на окружающие его предметы. Использование ограждения, который закрывает обзор, также полезно. Тем не менее у вертикальной поверхности есть свои преимущества, в том числе укрепление осанки и более эффективное позиционирование запястья для захвата карандаша либо кисти.

Один наш воспитанник очень долго был в роли наблюдателя. Со стороны следил за ходом занятий с другими детьми, присматривался, привыкал к присутствию взрослого. А чуть позже стал проявлять желание рисовать, брать в руки карандаш и кисти.

Постепенно начинаем замечать, что ребенок психологически уже готов к занятиям. Начинаем с рисования простых предметов, особенно тех, которые значимы для ребенка, при этом эмоционально сопровождаем изображение. Например: «Ммм, какие вкусные конфеты в коробочке! Красная конфета, уж очень похожа на клубнику. А у конфеты желтого цвета — наверняка вкус как у лимона «лимонный». Обыгрываем праздничным салют: «Посмотри, какой яркий и красивый салют! Вот салют красный — бах-бах! А вот салют синего цвета — ба-бах!» Не всегда ребенок с РАС принимает сюжетное рисование сразу. Возможно, ему потребуется немало времени, чтобы «принять» данную игру. Поначалу ребенок будет искоса наблюдать за происходящим, прислушиваться к вашим комментариям, но при этом оставаться будет пассивным. Спустя время его внимание к рисованию будет расти. А однажды вы почувствуете, что он просит вас нарисовать то, что ему очень хочется.

Переходим ко второму этапу. Предлагаем, чтобы ребенок сам выбрал предметы для рисования, рисуем то, что нравится ребенку. Возможно, ребенку захочется рисовать одно и тоже много раз, одинакового цвета, формы и даже размера. Постепенно переходим к следующему этапу.

Выполняя заказ ребенка, начинаем использовать различные изобразительные средства. Помним, что ребенок должен насытиться воспроизведением совершенно одинаковых предметов.

Возможно придется встретить резкий протест после попытки привнести что-то новое для ребенка. Но через некоторое количество повторений возобновляем попытку разнообразить наш рисунок. Действуем осторожно и постепенно, и вот однажды ребенок обязательно согласится с привнесением нового, ведь он очень очарован волшебным появлением изображения любимого предмета на стекле.

Ребенок с удовольствием наблюдает за действиями взрослого, при этом предпочитает оставаться пассивным. Необходимо постоянно стимулировать активность ребенка различными педагогическими приемами и методами. Как вариант, может предложить ребенку самостоятельно подготовить материалы для работы, по окончанию работы убрать их на место. «Забывайте» в изображении дорисовать деталь, когда ребенок заметит, то обязательно проявит интерес, чтобы завершить изображение (что для ребенка РАС особенно важно). Предложите дорисовать эту деталь самостоятельно. Можно предложить ребенку несколько вариантов развития рисунка, и пусть он самостоятельно выберет то, что ему больше нравится: «А что теперь нарисуем?», «А где будет лежать коробочка? Покажи!», «А баночка у нас полная или пустая? А что в баночке?» Предложите выбрать не только цвет изображения, но и подобрать нужный карандаш.

На этом этапе ставшие близкими ребенку изображения его любимых предметов помещаются внутрь сюжета. Такой сюжет должен быть, с одной стороны, близок опыту ребенка, а с другой — должен давать возможность уточнить уже сформированные у ребенка представления и в случае необходимости скорректировать их.

Когда сюжет становится уже знакомым ребенку, начинаем вводить новые детали и усложняем рисунок. На этом этапе ребенок получает новые представления об окружающем мире.

На этом этапе уже можно переходить к проигрыванию этого сюжета с использованием игрушек и предметов, закреплять их в повседневной жизни. А так же закрепляем приобретенные знания в других видах деятельности (лепке, конструировании, аппликации и т. д.).

На занятиях можно использовать различные нетрадиционные техники рисования, а так же использовать различные приемы и приспособления: использование наклеек, рисование пальцами и ладошкой, рисование листьями, штампы и печати, поролоновые рисунки, метод монотипии, рисование кремом, пенной для бриться, рисование предметами окружающего пространства, точечный рисунок, рисование маркером, рисуем по очереди, рисунок плюс аппликация, рисуем с натуры, юный портретист.

Литература:

  1. Глибина Е. Л., Шевченко И. А. Рекомендации по развивающей и арт-терапевтической работе с прозрачным мольбертом: методическое руководство/ Е. Л. Глибина, И. А. Шевченко. — СПб.: ИМАТОН, 2017.
  2. Киселева М. В. Арт-терапия в работе с детьми: Руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми. — СПб.: Речь, 2007.
  3. Широкова Г. А., Жадько Е. Г. Практикум для детского психолога/Серия «Психологический практикум». Ростов н/Д: Феникс, 2004 6. Энциклопедия развивалок — М.: Эскимо, 2012