Физическая подготовка как направление педагогики | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: 1. Общая педагогика

Опубликовано в

XXV международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Казань, март 2022)

Дата публикации: 22.03.2022

Статья просмотрена: 50 раз

Библиографическое описание:

Шлома, Д. С. Физическая подготовка как направление педагогики / Д. С. Шлома. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы XXV Междунар. науч. конф. (г. Казань, март 2022 г.). — Казань : Молодой ученый, 2022. — С. 1-6. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/431/17053/ (дата обращения: 30.04.2024).



Ключевые слова : физическое воспитание, физическая подготовка, самосовершенствование, физическая культура.

Как известно, современная образовательная система подразумевает развитие личности во многих сферах, позволяющих ей освоить необходимый объем знаний, приобрести наиболее полезные навыки, а также получить минимальное количество опыта. И физическое воспитание не является исключением. Так, простроенная годами структура педагогического процесса в области физического развития личности претерпевает постоянные изменения в целях совершенствования для всеобъемлющей педагогической системы, например, посредством сопоставления Государственного стандарта высшего образования требованиям модернизации ВУЗов. Именно поэтому научная составляющая в ВУЗах находит свое продолжение, что проявляется, по большей мере, в повышении заинтересованности, как педагогов, так и студентов, в научной и научно-методической работе, инициируемой, как правило, на кафедрах физической подготовки. Однако все больше актуальным становится вопрос соотнесения сфер физической культуры и гуманитарного образования, преподаваемого в высших учебных заведениях — общие начала (цели), подходы их реализации.

Вполне очевидно, что основой физического воспитания студентов является учет условий и особенностей их будущей профессиональной деятельности, что предполагает наличие элементов профессионально-прикладной физической подготовки (ППФП), в совокупности которых формируются необходимые психические и физические качества индивида. При этом насыщенная значимыми факторами социальная среда оказывает неминуемое воздействие на внутреннее состояние студента, во многом опережая его возможности к адаптации в стремительно меняющихся условиях. Оттого возникает устойчивое состояние раздражительности, рассеянности, утомленности, низкой работоспособности и иных состояний, обуславливающих слабое восприятие информации, заторможенной умственной деятельности.

Технология физического воспитания — это совокупность средств (физических упражнений программы), методов, форм организации и условий занятий двигательными действиями (их около 40), направленных на реализацию целей и решение педагогических задач [1; с.2] Для применения разработанной технологии принципиально важным становится наличие следующих аспектов: объективный — требования, предъявляемые к личности обществом, и субъективный — набор соответствующих качеств личности, предопределяющих ее стремление или же отсутствие стремления в направлении физического самовоспитания. Такой подход основан на идеи всестороннего взаимодействия участников воспитательного процесса. Но с каждым годом все острее становится проблема незаинтересованности молодого поколения в физическом развитии, что, непременно, оставляет неизгладимый след на их физическом, психическом и ментальном здоровье. Именно поэтому более востребованной в ее осуществлении становится цель физического воспитания — повышение интереса молодого поколения к совершенствованию физических качеств и способностей.

Так, при освоении студентами основного объема информации, получаемой ими в рамках подготовки профессиональной деятельности, важно сформировать навык использования полученных знаний и умений в процессе физической подготовки студента в дальнейшем осуществлении им трудовой функции. А для достижения поставленной цели следует разобраться в причинах ее обратного эффекта.

Во-первых, система преподавания физического воспитания во многом ориентирована на коллективное образование, то есть получение всех необходимых умений и знаний в обязательном наличии коллективного участия, что подавляет стремление к индивидуальной работе в том же направлении.

Во-вторых, многообразие форм деятельности человека, приоритет в котором отдан, по большей мере, интеллектуальной, развлекательной и иным формам, является приоритетными в жизни человека… А в некоторых случаях профессиональная деятельность человека, занимая преобладающую часть дневного времени, вытесняет возможность занятия физическим совершенствованием, затратив основную его силу и энергию.

В-третьих, в информационную эпоху все больше заостряется внимание на вещах, идеях, которые в определенный период считаются наиболее важными для каждого человека. Современное название этому явлению — тренд (от англ. trend — тенденция) — это долговременная тенденция изменения исследуемого временного рядах [2]. Суть тренда заключается в подборе его функциональной модели статистическими методами либо сглаживанием исходного временного ряда. Так, в последние годы установился тренд развития информационной сферы, которая стала подавлять иные формы деятельности человека, что проявляется, в том числе, в слабой заинтересованности молодого поколения в менее популярном направлении — физическом самообразовании.

После определения причин низкого стремления молодого поколения к физическому воспитанию становится возможной постановка задач для преуменьшения их физической деградации:

1) борьба со стремительно распространяющейся среди молодежи незаинтересованности в физической активности;

2) развитие навыков, умений различных восприятий, быстрой ориентации, оперативного мышления, качественного запоминания, формирование организаторских способностей для использования как в общих, так и прикладных целях;

3) профилактика появления возможных заболеваний — сердечно-сосудистой, нервной, опорно-двигательной систем [3; c 86].

Как правило, в рамках физического воспитания на всех уровнях образования используются стандартные программы преподавания данного направления — спортивная гимнастика, легкая атлетика, спортивные игры и т. д. Однако, специалистами давно отмечено, что шаблонный подход к физической подготовке утрачивает свою актуальность на фоне тенденций или упомянутого выше — тренда, которые диктуют обществу новые интересные для познания молодым поколением веяния. Речь одет о таких популярных направлениях физической культуры, как аэробика и ее разновидности (степ, шейпинг, акав и т. д.). Именно поэтому, согласно многолетним исследованиям, посвященным «порционному» введению в учебный процесс широко распространенных в массах видах активности, повышается не только физическая подготовка студентов, но и их заинтересованность в выполнении преподаваемых упражнений. Помимо этого, предполагается внедрение новейших технологий по оценке физического статуса занимающихся студентов, подбору программ для коррекции физических показателей, поддержания стремления студентов в физическом совершенствовании. Относительно новым в образовательной системе становится понятие «инновационное преподавание», предусматривающее набор методов и способов достижения поставленных задач посредством использования актуальных направлений, современных компьютерных программ. При использовании этого набора методов и способов отмечается наибольшая эффективность, проявляющаяся в увлеченности студентов, их активности на занятиях по физической подготовке.

С развитием информационного общества все сложнее становится использование давних, хоть и эффективных способов, поднятия физической подготовленности молодого поколения. В этом заключается проблема многих направлений современного образования. Бесспорно, в данном случае актуальной в рассмотрении данного вопроса становится формулировка экономической теории: «предложение рождает спрос», однако узкая специализация этого направления воспитания не располагает бесконечными ресурсами для развития в целях поддержания интереса представителей молодежи. И, тем не менее, отказаться от инноваций в данном случае нельзя в условиях постоянно развивающихся потребностей общества. Тем более, устоявшиеся средства и способы физического воспитания претерпевают отрицательную динамику в достижении поставленных перед данным направлением задач.

Так, при наличии уже многообразия видов физической активности становится интересным способы эксплуатации его. В таком случае приходится говорить о соблюдении основополагающих правил при реализации уже названных способов: частота активности, интенсивность и длительность. Учитывая эти правила при применении указанного выше методико-воспитательного комплекса, становится более реальным достижение поставленных перед физическим воспитанием целей и задач.

Таким образом, учитывая все вышесказанное, следует подытожить: успех применения имеющегося комплекса методов и способов физического воспитания студентов во многом зависит от постоянного сопровождения актуальных новинок общественной сферы. Физическая подготовка является источником физической культуры, а это значит, что ее источником будет выступать культурная сфера общества. В эпоху мировой информатизации реформирование и постоянное изменения предопределяют успех любой деятельности. Физическое воспитание как направление в педагогике не является исключением.

Литература:

  1. Махмудов, Б. А. Роль педагогики и её связь с физическим воспитанием / Б. А. Махмудов. — Текст: // непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 11 (91). — С. 1437–1439. — URL: https://moluch.ru/archive/91/19571/ (дата обращения: 19.03.2022).
  2. Тренд: методы оценки, линии, виды. — Текст: электронный // Financial Guide: [сайт]. — URL: https://www.financialguide.ru/encyclopedia/trend (дата обращения: 19.03.2022).
  3. Жукова Татьяна Александровна, Власова Жанна Николаевна Особенности профессионально-прикладной физической подготовки студентов, обучающихся по педагогическим направлениям // Вестник БГУ. 2011. № 13. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-professionalno-prikladnoy-fizicheskoy-podgotovki-studentov-obuchayuschihsya-po-pedagogicheskim-napravleniyam (дата обращения: 19.03.2022).