Роль мультимедийных образовательных технологий в воспитании музыкальной культуры учащихся (на примере предметов музыкально-исторического цикла в ДШИ) | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 6. Внешкольная педагогика

Опубликовано в

XXV международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Казань, март 2022)

Дата публикации: 21.03.2022

Статья просмотрена: 15 раз

Библиографическое описание:

Панферова, Е. М. Роль мультимедийных образовательных технологий в воспитании музыкальной культуры учащихся (на примере предметов музыкально-исторического цикла в ДШИ) / Е. М. Панферова. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы XXV Междунар. науч. конф. (г. Казань, март 2022 г.). — Казань : Молодой ученый, 2022. — С. 24-28. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/431/17048/ (дата обращения: 30.04.2024).



Воспитание музыкальной культуры у подрастающего поколения является приоритетной задачей музыкального образования. В статье автор раскрывает роль, возможности мультимедийных образовательных технологий на предметах музыкально-исторического цикла в ДШИ.

Ключевые слова: музыкальная культура, мультимедийные образовательные технологии, современная педагогика, музыкальная литература.

В современной музыкальной педагогике, наряду с традиционными методиками обучения и воспитания, все большее распространение получают современные мультимедийные образовательные технологии. Применение данных технологий обусловлено глобальными изменениями, произошедшими в способе хранения, передачи и обработки информации.

Воспитание музыкальной культуры учащихся является одним из важнейших целевых ориентиров музыкального образования. Музыкальная культура довольно сложное и емкое понятие. Изучением феномена «музыкальная культура» занимались и многие педагоги — методисты: Д. Б. Кабалевский, М. Т. Усова, А. В. Сокол, Л. Г. Дмитриева, А. Н. Сохор, Р. Н. Шафеев.

Проанализировав работы по проблеме изучения музыкальной культуры, мы можем уточнить и конкретизировать сущность этого понятия. Музыкальная культура представляет собой сложную и многогранную систему, которая объединяет знания о музыке (музыкальных жанрах, формах, средствах музыкальной выразительности, о композиторах, исполнителях, истории создания музыкальных сочинений), музыкальные умения (умение воспринимать музыку различных жанров и музыкальных направлений), музыкальные навыки (навыки игры на инструментах, чтение нот с листа). Понятие «музыкальная культура» включает музыку разных направлений и жанров (духовная, классическая музыка, современная музыка). Также понятие «музыкальная культура» включает в себя инфраструктуру: все музыкально-образовательные учреждения, музыкальные театры, концертные залы, филармонии, а также музыкальное оборудование (музыкальные инструменты, современную аппаратуру и музыкальные компьютеры).

В связи с модернизацией системы музыкального образования, становится распространенным использование современных информационных и мультимедийных образовательных технологий. И. Б. Горбунова в своей статье «Феномен музыкально-компьютерных технологий как новая образовательная творческая среда» пишет, что «новые информационные технологии, ориентированные на современное музыкальное образование, создают условия для подготовки музыкального деятеля, владеющего кроме традиционных музыкальных дисциплин, музыкальным компьютером как новым музыкальным инструментом». [1, с 124]

Для многих преподавателей музыкально-теоретических дисциплин остается проблемным соблюдения баланса между традиционными и современными технологиями развития музыкальной культуры у учащихся.

В настоящее время разработано большое количество учебных программ, предназначенных для развития музыкальных умений и навыков опыта творческой деятельности, сочинения и аранжировки музыкальных произведений, набора и подготовки к печати нотного текста. Существует также много справочно-информационных программ по музыкальной литературе, теории и истории музыки и т. д.

Использование мультимедийных технологий на предметах музыкально-исторического цикла в ДШИ можно охарактеризовать следующим образом:

— создание интерактивной учебной среды;

— обеспечение индивидуализированного подхода к учащимся с учетом задатков и способностей каждого ученика;

— помощь в погружение учащихся в среду развивающего обучения и организация самостоятельного поиска учащимися нужной информации;

— создание средств «учебного назначения, принципиально отличающихся от печатных изданий, обеспечивая диалоговый режим взаимодействия между обучаемым и программным продуктом»; [2, с 117–118]

— внедрение новых форм работы: создание тематических презентаций, проектная деятельность учащихся, использование компьютерных анимаций, разработка музыкально-художественных мультимедийных проектов, сочинение, импровизация, аранжировка и т. д.

Применение мультимедийных образовательных технологий может решить ряд педагогических задач:

— поддержка музыкально-педагогического процесса с применением мультимедийных образовательных технологий (мультимедийные проекты, презентации, работа в обучающих программах, тренажерах, нотных редакторах);

— контроль качества усвоения учебного материала (диагностика уровня развития музыкальных способностей, знаний по предмету осуществляется с помощью музыкальных тренажеров, учебных программ);

— организация творческой деятельности учащихся (самостоятельная работа над творческими и исследовательскими проектами);

— организация системы дистанционного обучения с помощью мультимедийных образовательных технологий.

Выделяют программы для работы с музыкой на компьютере, которые уже достаточно широко применяются преподавателями в ДШИ. Условно их можно разделить на следующие группы:

— музыкальные проигрыватели,

— программы для пения караоке,

— музыкальные конструкторы,

— музыкальные энциклопедии,

— обучающие программы,

— программы для импровизации, группового музицирования, сочинения музыки.

На базе МБУ ДО «Детская школа искусств» г.о. Луховицы преподавателем Е. М. Панферовой разработана и внедрена в учебный процесс Дополнительная предпрофессиональная образовательная программа в области искусств по музыкальной литературе. Отличительной особенностью данной программы является внедрение в учебный процесс мультимедийных образовательных технологий. В данную программу входит разработанный автором комплект тематических презентаций и мультимедийных проектов, что позволяет в интересной форме познакомить учащихся с творчеством композиторов, музыкантов и исполнителей. Пособия включают в себя аудио- и видеоматериал, насыщенный комментариями., позволяющий наглядно воспринимать ученикам необходимую для них информацию. Современные технологии, реализуемые в данной программе, способствуют формированию мировоззренческой традиции, ценностных ориентаций, интеграции личности учащегося в национальную и мировою музыкальную культуру.

Современная музыкальная педагогика ориентирована на воспитание музыкальной культуры у подрастающего поколения, на поиск новых педагогических технологий, которые позволяют оптимизировать музыкально-педагогический процесс. Мультимедийные образовательные технологии активно внедряются в образовательный процесс на предметах музыкально-исторического цикла в ДШИ, т. к. являются высокотехнологичным и высокохудожественным помощником педагога в процессе воспитания музыкальной культуры у учащихся.

Литература:

  1. Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. Горбунова И. Б. Феномен музыкально-компьютерных технологий как новая образовательная творческая среда. Том 4 № 9, 2004. (123–137 с).
  2. Мошкарова Н. С. Интергация мультимедийных средств обучения в процессе профессионального музыкального образования // Весник ТГПУ.- 2011. Вып.4. — с. 117–118.

Ключевые слова

музыкальная культура, мультимедийные образовательные технологии, современная педагогика, музыкальная литература