Развитие познавательно-речевой активности дошкольников с ТНР через приобщение к традициям родной земли с помощью адвент-календаря | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Шебаршева, А. Е. Развитие познавательно-речевой активности дошкольников с ТНР через приобщение к традициям родной земли с помощью адвент-календаря / А. Е. Шебаршева, А. В. Морозова, О. А. Гурьянова. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы XXIV Междунар. науч. конф. (г. Казань, март 2022 г.). — Казань : Молодой ученый, 2022. — С. 51-55. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/428/17022/ (дата обращения: 04.05.2024).



Тема возрождения России стала звучать особенно актуально в наше время, когда старые идеалы утрачены, а новые не имеют четких очертаний. Сегодня мы на многое начинаем смотреть иначе, многое для себя открываем заново. В современных условиях очевидна необходимость разработки и реализации новых подходов воспитания. Важно донести до сознания дошкольников образы, воспитывающие уважение к государственной символике, любовь к семье, родному городу, краю, его традициям и культуре. О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков.

Познавательный опыт взаимодействия с культурно-историческим наследием оказывает благотворное влияние на духовное формирование личности ребёнка, способствует развитию его интеллектуальных и креативных способностей, созданию базовых основ нравственного отношения к окружающему миру.

Познавательная активность напрямую связана с речью. С одной стороны, базовым средством формирования речевых умений является познавательная деятельность. С другой, успешные результаты в познании ребёнком окружающего мира становятся заметны, когда находят своё выражение в активной речевой деятельности дошкольника.

Однако, целый ряд факторов негативно влияет на ситуацию развития речевой активности современного дошкольника:

— здоровье молодого поколения становится значительно слабее (при этом сложноорганизованные психофизические функции, становятся ещё более уязвимыми);

— речевая культура в социуме деградирует (при этом падает уровень эффективности решения коммуникативных задач);

— объём «живой» речи в семье уменьшается (при этом теряется качество детско-родительского общения);

— отсутствие баланса в вопросах развития речи у детей дошкольного возраста (при этом полюсами выступают либо безразличное отношение, либо интенсив раннего обучения чтению и письму).

Глубина проблемы речевой активности детей с тяжёлыми нарушениями речи усугубляется специфическими чертами речевого поведения. У ребёнка дошкольного возраста с ТНР снижены навыки установления коммуникативного контакта, в практике общения отсутствует инициативность и самостоятельность использования речи, ярко проявляется незаинтересованность или отказ от поддержания беседы, серьёзные затруднения вызывает изложение своего мнения и развитие собственной мысли.

Осознавая значимость данного вопроса, в практике нашего дошкольного образовательного учреждения ведётся целенаправленная систематическая работа по развитию познавательно-речевой активности дошкольников с ТНР.

Осознавая значимость данного вопроса, в практике нашего дошкольного образовательного учреждения ведётся целенаправленная систематическая работа по развитию познавательно-речевой активности дошкольников с ТНР.

Одним из средств, позволяющим эффективно решать образовательные задачи, являются инновационные игровые технологии. Они, в преимущественной для детей дошкольного возраста деятельности — игре, открывают для ребёнка большие возможности проявить инициативность и самостоятельность, продемонстрировать достигнутый уровень сформированности навыков в разных образовательных областях и реализовать стремление к преодолению препятствий на пути покорения «новых вершин».

С их помощью открывается большой простор для формирования у детей интереса и уважения к родной культуре и историческому прошлому своего народа, желания поддерживать народные традиции, для развития у воспитанников умения применять багаж знаний о самобытности культуры разных народов в игровой деятельности.

С целью поддержания условий для повышения познавательно-речевой активности дошкольников с ТНР мы включили в образовательный процесс «Адвент-календарь». При этом можно отметить целый ряд позитивных аспектов использования календаря-«радостного ожидания»:

— это действенный маркер развивающей предметно-пространственной среды, позволяющий увлекать детей образовательной деятельностью в интерактивной форме;

— это перспектива интеграции всех образовательных областей и построения педагогического процесса в разных формах взаимодействия;

— это потенциал раскрытия темы через различные виды детской деятельности;

— это эффективное комбинирование идей педагогической традиции и инновации (проектная деятельность, технология ТРИЗ, здоровьесберегающие, информационно-коммуникационные и другие технологии);

— это активатор сотрудничества всех участников образовательного процесса (дошкольников, членов их семей и педагогов ДОУ);

— это результативное движение к цели путем реализации гибкого планирования;

— это оказание комплексного воздействия на развитие у детей инициативности, самостоятельности, уверенности в собственных силах, корпоративных умений;

— это мощный мотивационный стимулятор познавательно-речевой активности ребёнка.

Пошагово методика использования игровой технологии «Адвент-календарь» включает:

  1. Выбор идеи календаря. Ею может стать праздник, период календарно-тематического планирования, лексическая тема, определённый сезон, направление образовательной деятельности и так далее.
  2. Определение сроков реализации. Здесь могут иметь значение продолжительность темы, отрезок времени до наступления события, а также возрастные возможности восприятия и памяти детей.
  3. Изготовление макета. Творческое воплощение конструкции календаря не имеет границ. Он может быть представлен в виде объемной формы или плоскостной фигуры с последовательно или хаотично размещенными, чаще пронумерованными кармашками или окошками.
  4. Проектирование повседневных заданий. Они должны быть интересными, разнообразными, увлекательными для детей.
  5. Игра с календарём. Во время презентации дети знакомятся с темой календаря и какое кульминационное событие ожидается, обсуждают правила игры, уточняют порядок ознакомления с заданиями и устанавливают кто за кем будет открывать очередное поручение. Основное правило календаря-«ожидания»: каждый день открывается только один сюрприз.
  6. Результат игры. В соответствии с идеей адвент-календаря по окончании замысла должно наступить ожидаемое событие. Им может стать тематическое мероприятие, праздник или готовый творческий продукт.

Примером является наш календарь «День Самарской области». Этот праздник отмечается 13 января, накануне Старого Нового года. Срок реализации мы рассчитали на 8 дней. Так как большая часть времени попадала на выходные дни, то часть была подготовлена в дистанционном формате.

Такая форма работы требует тесного включения в образовательный процесс семей воспитанников. Поэтому кроме проектирования повседневных заданий, были подготовлены и информационные сообщения для родителей: «Имена нашей области», «Как раньше в Самарской губернии праздновали Рождество» и т. д.

Результатом игры стала картинка нарядной ёлочки, на которой ежедневно, после выполнения задания, появлялся цветной шарик. Задания были следующие:

— Собери картинку с достопримечательностями Самарской области и расскажи про них;

— Придумай названия животным, которые обитают на территории Самарской области;

— Д/и «Лифт времени» (расскажи об исторических ценностях Самарской области);

— Рассмотри изображения людей в костюмах, подбери и назови пару мужского и женского костюма, которая относится к одному народу;

— Сочини лимерики о родном городе с помощью ТРИЗ пособия;

— Домино «Рифмы».

Таким образом, адвент-календарь — это универсальный инструмент, как для организации деятельности с детьми в форме игры, для работы с родителями, так и для реализации любых задач педагогов. У детей формируется умение быть инициативными в выборе интересующего их вида деятельности, проявляют самостоятельность, активность и творчество, а также развивается познавательно-речевая активность дошкольников с ТНР.