Коррекция нарушений слоговой структуры слова у младших школьников с интеллектуальными нарушениями с использованием ЛЕГО-технологий | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 1. Общая педагогика

Опубликовано в

XXIV международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Казань, март 2022)

Дата публикации: 24.02.2022

Статья просмотрена: 245 раз

Библиографическое описание:

Нагиба, Н. Ф. Коррекция нарушений слоговой структуры слова у младших школьников с интеллектуальными нарушениями с использованием ЛЕГО-технологий / Н. Ф. Нагиба. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы XXIV Междунар. науч. конф. (г. Казань, март 2022 г.). — Казань : Молодой ученый, 2022. — С. 5-12. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/428/17016/ (дата обращения: 29.04.2024).



Ключевые слова: слоговая структура слова, ребенок, слово, слоговая структура, слог, нарушение интеллекта.

Правильная речь является одной из важнейших условий дальнейшего полноценного развития ребенка, процесса социальной адаптации. Точное и своевременное освоение слоговой структуры слова является одной из условий для овладения грамотной речью и дальнейшего успешного обучения ребенка в школе. Потому как, чем раньше выявится то, или иное отклонение от нормы, тем проще и быстрее его можно будет исправить. Уровень сформированности слоговой структуры имеет огромное значение.

Удетей с нарушением интеллекта одним из ведущих факторов является недостаточность познавательной деятельности. У них снижена речевая активность и эмоционально-волевая сфера, грубо нарушены психические процессы (память, мышление, внимание, воображение), ограничены представления об окружающем мире. Недоразвитие навыков познавательной деятельности выражается в слабости логического мышления, что проявляется в низком уровне развития обобщения, сравнения [2].

Дети с нарушения слоговой структуры по-разному видоизменяют слоговой состав слова, порой изменяют его до неузнаваемости. Слова могут быть деформированы за счет сокращения количества слогов, когда ребёнок не полностью воспроизводит число слогов в слове. Порой дети сокращают даже двухсложные слова из открытых слогов до односложного («бу» — бусы). Другие, затрудняются лишь в употреблении четырехсложных слов из открытых слогов, заменяя их трехсложными («чепаха» — черепаха), и т. д. Изредка слоговая структура может сокращаться за счет выпадения лишь слогообразующей гласной, в свою очередь другой элемент слога — согласный — сохраняется («прасоник» — поросенок; «сахрница», «сахрнца» — сахарница; «пугвиса» — пуговица; «планенце» — полотенце). Подобные нарушения приобретают устойчивые проявления в структуре системного нарушения речи и отождествляются с основными показателями уровня речевого развития. В последнее время при обследовании детей логопеды все чаще и чаще встречаются с нарушение слоговой структуры.

Слова усложняются как в наращивании количества слогов (слова односложные, двухсложные, трехсложные и четырехсложные), так и в отношении сложности слога (открытый и закрытый, прямой и обратный, слог со стечением согласных и без него).

В логопедической работе у детей с нарушением интеллекта зачастую на первое место выдвигается задача коррекции отдельных звуков. Между тем в самом ходе обучения речи постоянно обнаруживается, что овладение произношением слоговой структуры слова представляет для них большую трудность и требует специального внимания учителя-логопеда.

Для того чтобы помощь этим детям была максимально результативной, необходима соответствующая коррекционная работа по устранению нарушений слоговой структуры которая проходит ряд этапов и требует значительного времени.

Работа учителя-логопеда по устранению нарушения слоговой структуры слова ни в коем случае не может ограничиваться только исправлением лишь данного недостатка. Она должна включать в себя работу над фонематическим восприятием, словарным запасом, грамматическими формами, развитием интеллектуальных функций (мышления, памяти, внимания).

Марковой А. К. [1] выделяет 14 типов слоговой структуры слова по возрастающей степени сложности. Слова усложняются как в наращивании количества слогов (слова односложные, двухсложные, трехсложные и четырехсложные), так и в отношении сложности слога (открытый и закрытый, прямой и обратный, слог со стечением согласных и без него):

Отклонения в воспроизведении слогового состава слова, могут проявляться следующим образом:

Элизии — усечение слогового контура слова за счет выпадения целого слога или нескольких слогов, или слогообразующей гласной (например, «весипед» или «сипед» вместо «велосипед», «прасоник» вместо «поросенок»).

Персерверация — инертное застревание на каком-либо слоге (например, «вввво-дичка» или «ва-ва-водичка»). Особенно опасна персеверация первого слога, поскольку может перерасти в заикание.

Антиципация — уподобление одного слога другому (например, «мимидор» вместо «помидор»).

Итерация-добавление лишней слогообразующей гласной на стыке согласных, за счет чего увеличивается количество слогов (например, «дупело» вместо «дупло»).

Перестановка слогов в слове — нарушение последовательности слогов в слове (например, «чимхистка» вместо «химчистка»).

Контаминация — слияние частей слов или слов в одно (например, «персин» — персики апельсин, «деволяет» — девочка гуляет).

Можно предположить, что описанные особенности овладения слоговой структурой слова мешают нормальному развитию устной речи, затрудняют общение, а также, несомненно, препятствуют звуковому анализу и, следовательно, обучению грамоты.

Многие ученые сошлись во мнении, что к нарушению слоговой структуры слова приводит ряд причин, в числе которых недоразвитие фонематического слуха, недостаток двигательных возможностей, недостаточное развитие пространственных представлений [3].

Слоговую структуру слова очень важно развивать по нескольким причинам:

1) Фонематический и слоговой анализ неразрывно связаны для формирования правильного представления о строении слов родного языка.

2) Нарушения слоговой структуры слова ведут к ошибкам при письме и снижают разборчивость речи.

3) Имея плохие представления о строении слов, ребенок будет испытывать затруднения в усвоении школьной программы.

В изучение слоговой структуры слова входит;

— понятие слога;

— понимание из скольких слогов состоит слово;

— понятие ударного (безударного) слога;

— формирование структуры, индивидуального ритма слов.

Нарушения слоговой структуры слова имеют связь с динамической организацией двигательных актов, что находит свое выражение в нейропсихологическом аспекте проблемы.

Начинать работу по коррекции слоговой структуры слова нужно с легких заданий, постепенно переходя к трудным. Эти задания требуют от ребенка наибольшей концентрации внимания и умственных усилий.

В своей работе по коррекции слоговой структуры слова я использую Лего-конструктор — это наглядный, современный, яркий материал. Конструктор удобный в применении. Его можно использовать не только на столе, но и на полу, не боясь его сломать.

Применение Лего-технологий на логопедических занятиях с детьми с умственной отсталостью является более эффективной, так как способствует:

— развитию лексико-грамматических средств речи в рамках определенных тем [5];

— развитию сенсорных представлений;

— развитию пространственных ориентаций;

— развитию и совершенствованию высших психических функций (памяти, внимания, мышления);

— тренировке тонких дифференцированных движений пальцев и кистей рук.

— автоматизации и дифференциации звуков;

— формированию графического образа букв при обучении грамоте, а также развитию тактильных ощущений, играя с закрытыми глазами на ощупь;

— овладению звуковым анализом слова (применяются кубики с классическим цветовым обозначением гласных, твердых и мягких согласных).

Ребенку с нарушением интеллекта достаточно сложно понять термин «звук». Используя Лего, нужно опираться на цветовую гамму. Детали красного цвета гласные звуки, синего — согласные твердые, зеленого — согласные мягкие [4].

Примеры упражнений:

Задания на развитие звукопроизношения и фонематического слуха

  1. Упражнение «Где находится звук?»

Цель : определить позицию звука в слове

Оборудование : плато, кирпичики Лего.

Описание : Выложить на плато цепочку из трех одинаковых деталей конструктора.

Вспомнить с ребенком, что у каждого слова есть начало, конец и середина, так же, как у наших схем на плато. Предложить показать деталь в начале схемы, в конце схемы, в середине схемы. Показать ребенку картинки, в названиях которых есть заданный звук в различных позициях. Он должен назвать слово и определить позицию звука в слове. Позиция звука в слове отмечается ребенком на своем плато закреплением над соответствующей деталью элемента другого цвета.

  1. Упражнение «Подбери слова к схемам»

Цель: определить количество звуков в слове

Оборудование : плато, кирпичики Лего.

Описание: Выложить на плато два горизонтальных ряда одинаковых деталей: первый ряд — из трех элементов, второй ряд — из четырех элементов. Проговорить с ребенком, что каждое слово состоит из определенного количества звуков. Левый ряд деталей на плато — это схема слова, состоящего из трех звуков, а правый ряд — схема слова из четырех звуков. Нужно показать ребенку картинку, название которой состоит из трех звуков. Произнести название картинки. Ребенок должен посчитать количество звуков в слове и определить подходящую схему. То же с картинками, в названиях которых четыре звука.

Развитие ориентировки в пространстве

  1. Упражнение «Где находится деталь»

Цель. Учить располагать детали конструктора по отношению к другим деталям. Развивать навыки ориентировки в двухмерном пространстве.

Оборудование: Пластина Лего, кирпичики Лего красного, желтого, синего.

Описание : На столе лежат разноцветные кубики Лего. В соответствии с инструкцией логопеда дети выстраивают в ряд кирпичики. Затем детям предлагает рассказать, где находится одна деталь по отношению к другой.

Инструкция : Поставь желтый кирпичик впереди синего, позади синего поставь красный. Какой кирпичик стоит перед красным? Какой позади желтого?

  1. Упражнение «Найди деталь по указанным ориентирам»

Цель. Учить определять местоположения деталей в пространстве по словесному указанию.

Оборудование: кубики Лего

Инструкция: Логопед предлагает рассмотреть 5–8 деталей конструктора, закрепить их название. По словесной инструкции логопеда (например, я задумала деталь, справа от неё красный кирпичик, а слева жёлтый кубик) ребенок находит задуманную деталь.

Развитие восприятия и воспроизведения изолированных лексических единиц.

  1. Упражнение «Раздели словечко»

Цель : Учить определять слова различной слоговой структуры

Оборудование: пластина Лего, кирпичики Лего 2х2, 2х3,2х4

Картинный материал: картинки (Кит, дом, лимон, кукла, машина, улитка, холодильник).

Описание: Логопед называет слова различной слоговой структуры. Ребенок должен сосчитать, сколько слогов в слове и положить на пластину соответствующий кирпичик конструктора.

  1. Упражнение «Короткое, длинное»

Цель: Учить определять длину звучания слов разной слоговой структуры.

Речевой материал: дом, тапки, мандарин, роза, дуб, светофор, бант, картина.

Описание: Логопед произносит короткие и длинные слова в произвольном порядке. Дети разводят руки в стороны: длинное слово на ширину плеч, короткое — на всю ширину.

Выбранная мною методика с использованием конструктора Лего, повысила заинтересованность детей, Упражнения подбирались с учетом психофизиологических особенностей каждого ребенка.

В результате коррекционной работы с применением конструктора выявляются улучшение состояния слоговой структуры слова у детей с интеллектуальными нарушениями.

Литература:

  1. Маркова А. К. Особенности усвоения слоговой структуры слова у детей, страдающих алалией// Школа для детей с тяжелыми нарушениями речи / Под ред. Р. Е. Левиной. — М., 1961. — [c. 59–70].
  2. Агранович З. Е. Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей. — Спб.: Детство-Пресс, 2001. [c.48].
  3. Бабина Г. В., Сафонкина Н. Ю. Слоговая структура слова: обследование и формирование у детей с недоразвитием речи. Учебно-методическое пособие — М.: Книголюб, 2005. Серия «Логопедические технологии» [c.96].
  4. Лусс Т. В. Сформированность предпосылок к обучению чтению с ЛЕГО конструктором у детей, имеющих речевые нарушения, и у умственно отсталых учеников. /Материалы секции «Актуальные проблемы научных исследований аспирантов и соискателей МГЛУ», Отв. Ред — Н. М. Чалов. — М., 2001 [c.68–71].
  5. Лусс Т. В. Формирование навыков конструктивно-игровой деятельности у детей с помощью ЛЕГО — М., «Владос», 2003.