Научно-исследовательская деятельность в контексте развития интеллектуальной и метапредметной компетенции учащихся старшей школы во внеурочной работе | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы

Опубликовано в

XIX международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Казань, декабрь 2021)

Дата публикации: 22.12.2021

Статья просмотрена: 14 раз

Библиографическое описание:

Лазаренко, А. С. Научно-исследовательская деятельность в контексте развития интеллектуальной и метапредметной компетенции учащихся старшей школы во внеурочной работе / А. С. Лазаренко. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы XIX Междунар. науч. конф. (г. Казань, декабрь 2021 г.). — Казань : Молодой ученый, 2021. — С. 29-33. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/411/16863/ (дата обращения: 27.04.2024).



В статье автор рассматривает влияние научно-исследовательской деятельности на интеллектуальную и метапредметную компетенции старших школьников во внеурочной работе.

Ключевые слова: научно-исследовательская деятельность, метапредметные компетенции, внеурочная работа, исследование.

Важнейшей целью образования в наше время является всестороннее развитие ребенка, раскрытие потенциала каждого, создание условий для максимально возможного доступа к образованию во всех формах. Для ученика старшей школы важно адаптироваться к быстро меняющимся экономическим, социальным, психологическим реалиям, добывать, усваивать, перерабатывать информацию, эффективно действовать в новых, неожиданных условиях, творчески решать возникающие задачи. В связи с этим особенно важна направленность обучения на развитие личности ученика. Ученик овладевает способами деятельности в собственных интересах и возможностях, что выражается в его непрерывном самопознании, развитии необходимых современному человеку личностных качеств, формировании психологической грамотности, культуры мышления и поведения. Деловые, предприимчивые, мыслящие личности формируются через познавательный интерес, исследовательскую деятельность, занятия самоанализом. Поэтому одно из направлений в школе — развитие научно-исследовательской деятельности учащихся.

Внеурочная познавательная деятельность традиционно является одним из самых распространённых видов внеурочной деятельности в образовательных учреждениях России. Она может быть организована в форме факультативов, кружков, библиотечных, классных и иных занятий познавательной направленности: экскурсий, олимпиад, викторин, исследовательских проектов, работы научных обществ обучающихся, интеллектуальных клубов и т. д. Любая из этих форм обладает достаточно большим воспитательным потенциалом, реализация которого является задачей педагога, организующего свою работу в соответствии с актуальными требованиями современного образовательного процесса. Направленность занятий должна быть связана в большей степени с формированием ценностного отношения старших школьников к научной и познавательной деятельности, что способствует воспитанию самостоятельной творческой личности, развитию интеллектуальных способностей учеников через совершенствование навыков научной деятельности. Так же необходимо содействовать развитию интереса к различным исследованиям; учить презентовать результаты своей научной и научно-исследовательской деятельности на научно-практических конференциях и олимпиадах; стимулировать инновационную деятельность обучающихся. Помимо этого, важным аспектом является реализация результатов научного творчества учащихся в публикациях, во внедрении в науку, практику и образовательный процесс.

Грамотно построенные занятия способствуют формированию метапредметных и предметных результатов. К метапредметнымрезультатам можем отнести:

– умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

– умение самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

– умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

– умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;

– владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

– умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и выводы;

– умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

– формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ– компетенции);

– осуществление регулятивных действий самонаблюдения, самоконтроля, самооценки.

Предметныерезультаты могут быть представлены таким образом:

– формирование информационной и алгоритмической культуры;

– формирование умений работать с научной литературой;

– формирование представления об основных понятиях научной работы; развитие исследовательских учебных действий, включая навыки работы с информацией: поиск и выделение нужной информации, обобщение и фиксация информации;

– развитие основных навыков и умений публичного выступления;

– формирование представления об основных правилах оформления конкурсных работ различного типа, их структуре;

– формирование навыков грамотного оформления научной работы с использованием специализированных компьютерных программ;

– формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей;

– формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права;

– развитие алгоритмического мышления, необходимого для организации научной работы.

Во время научно-исследовательской деятельности у ученика старшей школы формируется учебно-познавательный интерес к инновационной деятельности, создается мотивация для поиска нестандартного решения возникших проблем; навыки самоанализа результатов своей деятельности, осознание своей социальной принадлежности, формирование активной гражданской позиции, чувство ответственности за свое будущее.

Каждый обучающийся может быть успешным в чем-то своем. Поэтому научно-исследовательская деятельность особо актуальна для учащихся, которые умеют ориентироваться в постоянно изменяющейся обстановке, самостоятельно выбирать направления своей деятельности, интересующиеся наукой и техническими достижениями. Для достижения высоких результатов необходимо постоянное повышение профессиональной компетенции, самообразование, участие в предметных олимпиадах, проектной и исследовательской деятельности, очных и дистанционных проектных и профессиональных конкурсах, мастер-классах и конференциях.

Научно-исследовательская деятельность позволяет учащимся выявить свои способности в изучаемой области знаний и подготовить себя к осознанному выбору профессии в соответствии с концепцией профильного обучения.

В то же время позволяет учителю использовать метапредметные связи и поможет учащимся приобрести целостную картину окружающего мира, ликвидировать односторонность и примитивность мышления, неумение сравнивать, анализировать, обобщать, переносить полученные знания и опыт на решение новых задач.

В связи с тем, что основной задачей внеурочной деятельности является практическая направленность , каждое занятие целесообразно строить на использовании разнообразных видов учебно-познавательной деятельности, самостоятельности. При организации занятий следует использовать интерактивную методику работы (создавать ситуации, в которых каждый ученик сможет выполнить индивидуальную работу и принять участие в работе группы), осуществлять личностно-деятельностный и субъект-субъектный подход (равноправное взаимодействие учащегося и учителя). Ведущее место в обучении стоит отвести методам поискового и исследовательского характера, которые стимулируют познавательную активность учащихся.

Во время внеурочной деятельности следует предусматривать проведение трех основных групп занятий: занятие ознакомления, занятие закрепления и занятие проверки знаний, умений и навыков. Различные задания научно-практической направленности будут способствовать развитию нестандартного мышления, воображения и помогут лучше усвоить пройденный материал на занятии. Учащимся придется собирать материал, работать с электронными и печатными источниками информации, энциклопедиями, создавать проекты и презентации и многое другое. На каждом занятии школьники добавляют к уже усвоенным знаниям дополнительный интересный материал, имея дело преимущественно с текстами научной направленности. Таким образом, внеурочная научно-исследовательская деятельность основывается на частично-поисковом (эвристическом) и исследовательском методах. При помощи данных методов у учащихся формируются способности активного поиска решений выдвинутых в обучении познавательных задач на основе эвристических программ и умения самостоятельного изучения и анализа информации, полученной из различных видов источников. Учащиеся сразу учатся мыслить в рамках современной научной парадигмы.

Литература:

  1. Соловова Е. Н. Создание авторских элективных программ и курсов: актуальная задача и острая необходимость современного этапа развития языкового образования//Английский язык в школе.- 2004.- № 1.- С. 21–31.
  2. Шестернинов Е. Е., Арцев М. Н., Ефимова Н. С. Навигатор исследователя.- Москва, 2018 г.
  3. Багина О. Н. Формирование исследовательской компетенции учащихся в рамках внеучебной деятельности.- Челябинск, 2010.
  4. «Внеурочная деятельность школьников» авторов Д. В. Григорьева, П. В. Степанова [Электронный ресурс] httр://stаndаrt.еdu.ru/ (09.03.11).